13. В. И. Агошков. Кромское Поле. Первые комсомоль

Василий Иванович Агошков
13. В.И.Агошков. Кромское Поле.

13. ПЕРВЫЕ КОМСОМОЛЬЦЫ

Рассказ Ф.Я. Гапонова, члена ВЛКСМ с 1920г, инженера-полковника в отставке. В августе 1919 года, мне, работавшему в то время секретарём Троснянского волостного земельного отдела, вместе с заведующим этим отделом С.А. Абашкиным пришлось быть в городе Кромы с отчётом о работе отдела.
Находясь в здании уездного исполкома Совета р., с. и кр. депутатов, я прочитал объявление о том, что в тот день, вечером, состоится собрание молодёжи города, на котором будет высту-пать с докладом о задачах союза молодежи представитель Кромской организации РКП (б) т. Козин А.И. Под объявлением стояла подпись: «Инициативная группа» и несколько подписей.
Наша поездка из Тросны в Кромы была с ночёвкой в Кромах, и я, ради интереса (мне в то время было 16 лет с неболь-шим), пошёл на это собрание. Очень хотелось послушать, о чём там будет идти речь. Собрание молодёжи города проходило вечером в одноэтажном деревянном здании против церкви, на-зывавшемся «Народным домом».

Зал со сценой был заполнен полностью. Молодёжь, главным образом юноши, была одета по-городскому. У многих на голове были форменные фуражки с гимназическими значками. Среди этой публики мне, крестьян-скому парню в верёвочных чунях и деревенском картузе, было как-то неловко, и я сел в заднем ряду, в уголок, чтобы быть, не-замеченным. В президиуме было 5-7 молодых людей, и среди них т. Козин А.И., которого я сразу узнал, так как он в декабре 1917 года приезжал в Тросну с докладом о победе Октябрьской революции. Рядом с ним сидели Иван Козлов, Василий Крысин, Андрей Святский (он же Брунелевский), Владимир Ковсенко.
На этом собрании делал доклад т. Козин А.И., который рассказал о том, как в Москве, Петрограде, в нашем Орле молодёжь создала свои союзы и под руководством партии большевиков борется за победу нового строя. Докладчик призвал кромскую молодёжь организоваться в союз молодежи и стать участниками в строительстве новой жизни. Затем было зачита-но обращение ко всей молодёжи Кромского уезда, за которое голосовал весь переполненный зал.

Тов. Козин А.И. обещал это обращение отпечатать и разослать по всем волостям Кромского уезда. Эта работа, прерванная нашествием деникинских белых банд, была возобнов-лена лишь после их изгнания весной 1920 года. Летом 1920 года в каждую волость неоднократно выезжали представители уездного комитета комсомола с докладами.

Приезжали такие представители и к нам, на станцию Дьячье, где была продбаза Орловского губернского продовольственного комиссариата (в то время существовала железнодорожная ветка Глазуновка – Дьячье). Мне в то время пришлось работать телеграфистом в отде-лении связи при базе губпродкома.

Как сейчас помню, привёз однажды тов. Брунелевский много красочных плакатов и по каждому рассказал их содержа-ние, а затем предложил расклеить на людных местах. Запомнил-ся мне один из плакатов, на котором был нарисован барон Врангель, пронзённый красноармейским штыком, а под рисун-ком слова из песни:
Белая армия, чёрный барон
Снова готовят нам царский трон.

См. окончание