Осенние времена

Владимир Горев
     Осень в природе начинаешь как следует понимать, когда сам входишь в свою осень. Сейчас я городской житель и наблюдаю её приход чаще всего  в Городе. Хорошо, что в нём изначально много парков и просто деревьев вдоль улиц, да и травяных газонов теперь стало гораздо больше.
      В Петербурге особенно чувствуешь  наступление осеннего времени, проходя мимо старого парка вдоль прекрасных его «оград чугунных». Замечаешь, что некоторые деревья - модницы уже подкрасили кроны и желтые пряди украшают их зелёные летние шевелюры. Через пару недель обнаруживаешь под ногами первые оброненные листочки, отчётливо видные на темном асфальте ещё влажном от прошедшего за ночь дождя, как рассыпанные пиратами пиастры. Некоторые, особо ловкие или удачливые, на лету зацепились за прутья оград и добавили им позолоты.
       А если чуть позже пройдёшь к тому же парку, за той же оградой  видишь опавшие листья, уже покрывшие траву между прихотливо извивающимися дорожками. Расчищенные дворниками, они разрезают травяные полянки парка, как пышный желто-красно-зелёный праздничный торт. И осыпается, осыпается лиственное убранство, заштопывая разрезы-дорожки, и снова дворники берутся за грабли и лопаты, ссыпая как скупые рыцари золото в большие мешки… Но за ночь деревья вновь восстанавливают положение.
        Раньше листья сжигали… Сейчас мешки с золотыми листьями собирают и увозят на тракторных тележках. Куда? Наверное, в обменный пункт или на монетный двор… Но мне больше нравилось, когда опавшие листья сжигали, и на утреннем холодке стлался по земле сизый, пряный аромат прошедшего летнего великолепия. …
         Потом, как-то внезапно, у деревьев закачивается «золотой запас», и тогда на сером небе возникает кружево оголённых темных и  мокрых ветвей. Когда случайный уличный фонарь осветит их сзади, возникает радужный круг – каждая ветка будет сиять и каждая по-своему. Если хотите увидеть  это,   просто пройдите вечером  по Городу, лучше - по центру, не забираясь в изолирующую от остального человечества скорлупу автомобиля или сильно объединяющую с человечеством коробку трамвая – автобуса. И, главное, не торопясь.
        Есть деревья, чаще это дубы, которые не спешат расставаться с золотом, но листья на них, не сброшенные вовремя, перестают быть золотыми и ржавеют… Некоторые дубки с такой листвой видишь потом зимой,  присыпанные снегом – находка для незапасливых любителей баньки.
        Ветер также не остаётся в стороне от осенней приборки – метёт широкими движениями, закручивает в большие и маленькие вихри, перенося листья совсем не туда, куда задумано. Листья  обрушиваются валом в каналы  и  медленно плывут в Залив, растут холмиками у парапетов, затыкают ливневые решётки вдоль улиц,  накапливаются во дворах, где ветер стихает  и, наигравшись, оставляет неинтересные ему теперь «золотые».
       Рассматривать каждый осенний лист – занятие увлекательное. Резные контуры - кленового листа, причудливые  - каштана, круглые - осиновые, тщательно смонтированные из мелких листочков - рябиновые, длинненькие, острые – ивовые. Да каждый ещё и раскрашен явно «вручную» - ни одного полностью похожего! Не зря дети, и взрослые,  кто не потерял ещё всего детского, так любят собирать осенние листья.
       Яркий красный цвет у человека неосознанно вызывает  тревогу, а вот сочетание красного, бордового и золотого - восприятие красно-бордово-золотых угольков костра, чувство очага, тепла, уюта. Это  древнее восприятие, ещё со времён первого знакомства человека с огнём: если   много яркого красного - пожар!!!, опасно!!! Убегай!!! А вот немного  темно-красного с желто-золотым – угольки, костёр, уже  прогоревший и излучающий долгое и приятное тепло… Да ещё сытость от жареного мамонта…
        Нда... Не думал никогда о таких ассоциациях. Можно проще: осень – всё созрело, собрано с полей, изобилие, отдых после труда праведного, время свадеб и праздников. Да, прав Александр Сергеевич: осень  – наверное, лучшее время года!
   
      11.10.2011 г.