Выцветификатор

Ди Солодова
Действующие лица:
Лена - девушка 25 лет. Одета строго. Учительница младших классов, выпускница педвуза. Обычная.
Андрей Николаевич – мужчина 55 лет. Служащий посольства. Интеллигентный вид и спокойное доброе лицо.
Наталья Александровна – его мать. Классическая пенсионерка, бывшая учительница.

Сцена 1
Городской парк с газонами. Посередине него площадка из брусчатки. В четыре стороны от нее расходятся аллеи, по краям которых стоят лавочки. Позднее лето. Люди в свитерах. На площадке стоит куб, облицованный металлом. С одной стороны у него дверь. К кубу медленно подходит Лена. Хочет открыть дверь, ее окликает Андрей Николаевич.

АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Не торопитесь. У вас есть время.
ЛЕНА: На что?
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Просто подышать утренним воздухом, на солнышке погреться.
ЛЕНА: Но ведь ничего не изменится.
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Как знать. Не зря же его в народе прозвали «Выцветификатором».
ЛЕНА: Даже если изменится, я же ничего не замечу. Вы уже были ТАМ?
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Да.
ЛЕНА: Много раз?
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Порядком.
ЛЕНА: И как там?
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Там – никак. Всё здесь. В воздухе, в груди. За долгие годы… если позволите задержать вас…
ЛЕНА: Да-да, конечно.
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: За долгие годы я разработал для себя правило похода сюда. Оно крайне простое, но мне кажется эффективным.
ЛЕНА: И какое же?
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Постараться как следует запомнить каждое утро.
ЛЕНА: И что?
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Да ничего. Это просто глупости выжившего из ума старика. Пойдемте прогуляемся. У вас есть срочные дела на сегодня?
ЛЕНА: Честно говоря,  я так боюсь, что ничего в голову не лезет.
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Ну вот и славно, что вы свободны. Но скверно, что вы боитесь. Ведь ничего не изменится, или вы ничего не заметите, так?
ЛЕНА: Ну а как же на самом деле? Расскажите!
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Идемте. Прогуляемся.

Сцена 2
Дубовый парк.

АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Этому парку уже сто лет. Видите, какие старые деревья.
ЛЕНА: Да… всех пережили.
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Представляете, сколько они знают?
ЛЕНА: Людей и их секретов.
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Да, и их секретов, но они не стирают память, они помогают вспомнить.  Вы можете поделиться с этим деревом всем, что вас тревожит. Это мой старый друг. Он очень помогает мне все эти годы.
ЛЕНА: Вы такой забавный. Вы не похожи на человека, который часто ходил ТУДА.
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Скорее, я не похож на того, кто многое там оставил. Но не будем о грустном. Позвольте узнать ваш цвет глаз. Какой интересный. Как вы его называете?
ЛЕНА: Болотный.
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Интересное название. Я бы сказал, лесной. В ваших глазах можно даже веточки увидеть. Внутри вас, наверное, целый лес  или сад.
ЛЕНА: Болото.
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Почему?
ЛЕНА: Я в последнее время постоянно чего-то боюсь. Вязну в собственных страхах. Не могу радоваться новому дню. Детский смех меня раздражает.
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: У вас есть дети?
ЛЕНА: Нет, ученики. Постоянно кричат, носятся, кидаются…
Хором (с улыбками): На то они и дети.
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: О чем же вы печалитесь?
ЛЕНА: Сама не знаю. Все жду чего-то. Или кого-то. Я знаю, знаю, на-до на-стра-иваться на лу-чшее. А я все жду, что случится что- то, или придет кто-то и все изменит. И я стану счастливее что ли.
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (с улыбкой сожаления): Боюсь, я не сказочный принц.
Хором смеются.
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Пойдемте, я познакомлю вас с моей матушкой. Она уже дряхлая старуха, одной ногой в могиле, поэтому я верю, что ее устами говорит мудрость веков.

Сцена 3
Сталинская квартира. Старая строгая мебель. Все накрыто вязаными салфетками. Книжный шкаф, круглый стол. Лена, Андрей Николаевич заходят в квартиру. Наталья Александровна в зале читает газету. Она слышит стук двери и откладывает газету.

НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА: Андрюша, ты один?
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Нет, конечно, мама.
НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА (сама с собой): Господи прости, зачем ты возишься с этими несчастными?
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Что ты бормочишь, мама?
НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА: Проходите. Чаю?
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Ну, конечно, чаю, мама.
НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА: А вы Лена, кажется? Да вы Лизина любимая ученица, помню. Елизаветы Николаевны, да? Помню. Ее первый класс. Сочинения нам читала в учительской…
ЛЕНА: Как вы запомнили?
НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА: Вот, слава Богу, на память не жалуюсь. Не то, что…
Хором со смехом: Нынешняя молодежь!
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Спасибо, мама.

Сцена 4
В одной из комнат. Лена, Наталья Андреевна смотрят фотографии. Лена встает и подходит к комоду. Берет одну из рамок.

ЛЕНА: А это кто?
НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА: Жена Андрюшина, Маша. Покойница.
ЛЕНА: Ой, простите.
НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА: Бог простит. Она слабая была нервами. Ну да об этом лучше не говорить с Андреем.
ЛЕНА: Понятно. Конечно.
НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА: Так за что вас в душегубку-то?
ЛЕНА: Сама не знаю.
НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА: А ведь не за так, наверное.
ЛЕНА: А за что Андрея Николаевича?
НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА: Его по работе все время проверяют на полит пригодность. Он в посольстве работает.
ЛЕНА: А я вот учитель младших классов. Зачем меня?..
НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА: Ну тогда все ясно. Надо убедиться, что там у вас в голове ничего вредного для ребятишек не водится.
ЛЕНА: А что, всех учителей проверяют? А почему все молчат?
НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА: А кто таким хвастаться станет? Вы вот тоже молчать будете. Как все.
ЛЕНА: И вас тоже посылали?
НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА: Туда разве что камни не ходили.
ЛЕНА: Но ваш сын, он такой необыкновенный.
НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА: Поэтому, наверное, его и посылают туда каждый год. Все ждут, когда он остекленеет. Не дождутся. Когда у человека есть стержень внутри и светлая цель в жизни, его не сломаешь.
ЛЕНА: Светлая цель в жизни… Моя жизнь бесцельная.
НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА: Милая моя, посмотри на себя…
ЛЕНА (скороговоркой): Да знаю. Жива-здорова-молода-чего-еще-надо, да?
Наталья Александровна молчит с интересом.
ЛЕНА: Всё правильно. Нет ни стержня, ни цели.
Входит Андрей Николаевич. Он слышал последнюю реплику.
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Это катастрофа.
ЛЕНА: Нет-нет, не переживайте, Андрей Николаевич. Таких, как я, тысячи. И на войне мы не были, и голода не знали, а все нам как нормальным людям не живется.
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Бедные дети.
ЛЕНА: Это вы бедные, а мы просто зажрались.
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Откровенно говоря, я бы не задумываясь променял эту сытую жизнь на свободу выбора степени сытости. Я, например, сыт по горло этим надругательством над свободами человека.  Бедные дети…  Как кормовой скот.
НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА: Андрей, ты забыл, куда ты сегодня идешь?
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Я устал, мама. Устал от этого лицемерия. Поверь мне, половина проверяемых думает, как я. Иначе всех уже постирали бы насмерть.
НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА: Каждый год одно и то же.
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Мы с тобой видели иное время. А эти дети ничего не знают.
НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА: Не начинай. Ей же навредишь.
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Да, давайте пить чай.

Сцена 5
На улице в городском парке. Лена и Андрей Николаевич идут по аллее по направлению к кубу.
ЛЕНА: Такая у вас мама душевная. Ведет себя, как строгая, но на самом деле, мне кажется, она очень добрая.

АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Да, она чудесная ворчунья. Давайте договоримся с вами, что дождемся друг друга и докажем, что поход в эту чертову машину ничего в наших жизнях не изменит. Мы сходим в дубовый парк и пошепчемся с ветерком, а? Заберем наши секреты назад.
ЛЕНА: Да, конечно! Я бы очень хотела сдружиться с вашей семьей. Спасибо вам большое за чудесный сегодняшний день. Разговоры с вами и Натальей Александровной как будто разбудили меня. Мне столько всего захотелось сделать. А главное, учительство теперь не кажется мне тягостным. Если вы позволите, я бы с удовольствием зашла к вам как-нибудь еще поболтать о школе с вашей мамой.
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Непременно приходите. Она отличный педагог. И для педагогов тоже. Ну вот, мы и пришли. Ни пуха, ни пера, Леночка!
ЛЕНА: К черту! До встречи через полчаса!
Андрей Николаевич один.
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Дай Бог… Дай Бог… Помоги нам Господь…
Заходит в куб.

Сцена 6
Через полчаса выходит Андрей Николаевич. На улице никого. Заглядывает снова внутрь. Никого. Выходит на аллею. Осматривается. Навстречу идет старушка.

АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: Тут девушка не…
Старушка: Прошла вон туда, сынок. Торопилась очень.
Андрей Николаевич опускается на скамейку. Откидывается на спинку. Закрывает глаза.

Сцена 7
Дубовый парк. Андрей Николаевич у старого дуба. Разговаривает с ним.

АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ: А ведь сердце человека способно вместить целую вселенную. Но он боится впустить в него даже одного человека, словно обеднеет…
Всё потеряно. Потеряны дети, потеряны внуки, предки, потомки, страна, мир. Зачем жить, мой друг? Помоги мне вспомнить, зачем жить дальше? Я как осеннее дерево. Оброс прекрасными друзьями, близкими, знаниями, идеалами. Они достигли своей совершенной формы, невероятной красоты. Я покрылся золотом и багрянцем. А потом все растерял. И вот стою совершенно голый. Как мне пережить эту зиму, друг? Помоги мне вспомнить весну. Помоги поверить, что все повторится вновь.

КОНЕЦ