Не дерзкий

Маргарита Школьниксон-Смишко
Это свойство имеет много общего с кротостью. Быть дерзким означает быть наглым и самоутверждающимся, вместо умения приспосабливаться и отдаваться. В Нагорной проповеди Иисус говорит:

"и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два."
                Евангилие от Матфея 5, 40-41

Будда сравнил это свойство с эластичностью бамбука. Если ветер силён, бамбук может пригнуться к самой земле, не ломаясь. Как только ветер утихнет, он возвращается в своё первоначальное положение. Если кто-либо настойчиво и бесповоротно что-то от нас требует, мы уступаем, потому что всё, что мы имеем, имеет преходящую ценность, подверженнную изменениям и старению. Если кто-либо совершает плохое, он будет раньше или позже нести последствия. Нам не нужно быть судьями и судебными заседателями.
Люди часто считают, что такое поведение усложняят жизнь, но это не соответствует действительности. Если мы плывём по течению, нас ничего не возмущает. Мы не будем иметь врагов и чувствовать себя неловко. Часто нам кажется, что если другие предъявляют нам свои требования, мы должны защищаться. Лучшая защита, однако, это не противоречить. Сопротивление всегда болезненно. Естественно, бываю времена, когда мы не можем покориться. Но всегда стоит себя спросить, не лучше ли было оставить сопротивление. Когда мы медитируем, нам нужно оставить наши мысли, планы, надежды, желания и представление из себя кого-либо. Чем лучше нам это удастся, тем успешнее  будет медитация. Тоже верно и для спиритуального пути. Всё время речь идёт об ослаблении нашего упорства во взглядах и мнениях, привязанности к "Я" и "моё". В этом заключается значительная разница между спиритуальными и материальными ценностями. В обычной жизни  мы стремимся получить: вещи, славу, признание, симпатию. В спиритуальной практике речь идёт об отпущении. Постепенно, если мы это действительно делаем, наша жизнь предстанет в другом свете. Мы обнаружим, что всё меньше вещей приносят нам заботу, и м.б. однажды "никто" и "ничто" не останется.
Быть не дерзким - это как внутреннее свойство, так и способ поступка. В Нагорной проповеди это нужно понимать иносказательно. Нам не нужно отдавать свою последнюю рубашку, хотя это было бы большой заслугой. Нам нужно в повседневности быть внимательными к тому, что действительно важно: не достижения, не самоутверждение, а способность давать и отпускать.