Кавказская партия турецкий ракурс

Игорь Шевырёв
Кавказская партия: турецкий ракурс
Анкара пытается выстроить новую конфигурацию сил на Южном Кавказе

Игорь Шевырёв

Концепция главы МИД Турции Ахмета Дави(-у-)тоглу дала трещину. Турция сбрасывает маску своего ровного дружелюбия по отношению ко всем. Первым это ощутит Кавказ, где турки будут пытаться изменить сложившийся статус-кво. Казалось бы, до недавнего времени Турция демонстрировала удивительно сбалансированную внешнюю политику, поддерживая одинаково ровные отношения со всеми геополитическими игроками. И с Россией, и с Европой, оставаясь при этом еще и на устойчивой трансатлантической привязке. Кроме того, куда-то на время испарилось историческое противостояние с Ираном…
Несмотря на очень чувствительный для Анкары «курдский вопрос». Более того – наметилась также нормализация отношений с Китаем. Например, 22 июня сего года Анкара и Пекин договорились «усилить сотрудничество в обмене религиозных групп между обеими странами». Несмотря на то, что Турция уже много лет является основным плацдармом влияния для уйгуров. В этой связи можно было только догадываться, как это у Турции так получалось сбалансировано дружить со всеми.

Турция сбрасывает маски. Дружить, если, конечно, не вдаваться в теоретизирование, а смотреть на реалии: в геополитике в равной мере одинаково дружить со всеми невозможно – рано или поздно приходится определяться. И вот этот час настал.
Во-первых, Турция начала новую курдскую кампанию. В ночь на 20 октября турецкая армия вторглась в Северный Ирак и начала военную операцию против курдских сепаратистов. Сначала по ним были нанесены мощные авиационный и артиллерийский удары, а затем в бой вступил спецназ. Это ответ Турции на террористическую атаку курдов, в результате которой погибли 24 турецких военнослужащих, а еще 18 получили ранения.
Во-вторых, антикурдская кампания не может не задеть отношения с Ираном и Сирией, которые также являются ареалом распространения курдского этноса. К тому же на ухудшение отношений с Тегераном также играют планы Турции установить на своих восточных рубежах элементы ПРО США (РЛС). Ну и действия турок против сирийского правящего режима также не могут понравиться Ирану.
В-третьих, у Анкары также охладились отношения с Брюсселем. Хотя, казалось бы, до последнего времени на этом направлении все вроде бы неплохо получалось. Так, Турция официально стала кандидатом в ЕС еще в 2005 году, обскакав евроинтеграционные программы и «оранжевой» Украины, и Хорватии. Более того, в 2010 году премьер Турции Реджеп Эрдоган и канцлер Германии Ангела Меркель вроде бы нашли консенсус даже по кипрскому вопросу. Но в решающий момент Анкара все-таки не стала поступаться компромиссами в разграничении кипрских экономических зон и шельфа. Не стала также торговаться и Германия, которая в конечном итоге поддержала евроинтеграционную заявку Хорватии.
Впрочем, по поводу евроинтеграционных перспектив Турции воздержимся от негативных оценок. Турецкая евроинтеграция возможна, но не касательно непосредственного вступления в ЕС, а путем заключения отдельного соглашения. Например, по «норвежской модели». В результате, Турция, не являясь полноправным членом ЕС, станет его мощным «военным форпостом» в Черноморском регионе.
В-четвертых, «странная война» с Израилем, которая делает для Анкары проблематичным и ближневосточное направление. С одной стороны, Анкара пригрозила разрывом отношений с Тель-Авивом и поддержала право палестинцев на самоопределение. Но, с другой стороны, как у турок, так и у израильтян по факту наблюдается совпадение позиций по всем наиболее проблемным международным вопросам. Например, по ситуации в Сирии, где интерес Турции – против курдов, а интерес Израиля – против правящего режима вообще. Кроме того, Турция и Израиль стоят перед общим вызовом в регионе – ростом Ирана. Наблюдается также совпадение турецко-израильских отношений и на Кавказе, где в наибольшей степени это ощущают на себе Грузия и Азербайджан. Турецко-израильские совпадения, действительно, интересны. При внешней «враждебности» Анкара и Тель-Авив преследуют одни и те же цели. Разве что методики их достижения между собой отличаются.
Таким образом, в условиях ступора евроинтеграции и уступки Ближнего Востока Израилю – для Турции особенно повышается актуальность восточного направления. Речь, прежде всего, о Южном Кавказе, на который Турция готовит свой решающий рывок, а также о евразийском пространстве в целом (Анкара в дальнейшем усилит работу, пытаясь увести ключевые рынки Евразии из-под влияния России).
В этой связи не удивительно, что после начала «курдской кампании» турки пригласили в Анкару азербайджанского президента Ильхама Алиева. Азербайджан первым на себе ощутит повышенный интерес со стороны Турции и Израиля.

Азербайджан подстрекают к войне. Визит Алиева в Анкару состоялся 25-26 октября. Собственно говоря, Азербайджан для ключевых геополитических игроков давно представляет интерес в двух основных сферах – нефтегазовая добыча и военно-техническое сотрудничество. К настоящему времени Баку уже поставляет Западу свою нефть: по трубопроводу «Баку–Тбилиси–Джейхан», проложенному по турецкой территории. А до последнего времени была интрига – по каким трубам потечет азербайджанский газ из крупнейшего месторождения «Шах-Дениз». На азербайджанский газ (в том числе) серьезные надежды возлагают европейский «Набукко» и пророссийский «Южный поток», конкурирующие между собой. По итогам турецкого визита Алиева газовая интрига была разрешена. Весь газ обещан Западу. Причем не только Европе, но и на юг – в Израиль, а также его арабским союзникам. «Если Азербайджан и инвесторы отдадут предпочтение проекту «Набукко», то тогда, конечно же, будут рассмотрены конкретные предложения стать участником «Набукко». Эти предложения будут проанализированы с тем, чтобы узнать: в чем будет заключаться наше финансовое обязательство? Захочет ли Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР) стать инвестором этого проекта или нет? Или же просто представит для этого проекта свой газ», – пообещал президент Алиев, добавив, что «все эти вопросы должны быть обсуждены (13 октября 2011 года). Всего в пользу «Набукко» обещано 10 млрд. куб. м в год. Из них 6 млрд. куб. м предназначены для Турции.
Кроме того, Азербайджан обещает 1,5 млрд. куб. м Иордании (поставками сжиженного газа). А в перспективе запланировано строительство газопровода на Сирию и Израиль.
Таким образом, газовая щедрость Баку в отношении Запада делает проблематичными шансы на наполнение «Южного потока». Теперь, без азербайджанского газа, у пророссийского проекта надежды остаются разве что на Узбекистан, к которому также плотно присматриваются западные конкуренты России.
Кстати, получается, что туркам удалось сделать то, что долгое время не получилось у Украины. Анкара не только обрубила шансы «Южного потока», но и повысила свой собственный транзитный вес. Брюсселю в обеспечении собственной энергобезопасности оказалось гораздо выгоднее сделать ставку на СВОЮ Турцию, являющуюся полноправным членом натовского блока, и обезопасить себя, тем самым, как от монопольных зависимостей от российских энергопоставок, так и от вечно нестабильного украинского транзита.

Итак, США–Евросоюз и Турция свои интересы в регионе защитили. Сейчас ход за Россией, которая тоже должна защитить собственные интересы, чтобы не быть выдавленной мощной прозападной связкой из региона Южного Кавказа.
Москва имеет важный козырь, который может сыграть сдерживающую роль в реализации «Набукко». «Карабахская карта» – вот этот козырь. Ни Баку, ни Анкара не имеют «ключей» к этому конфликту. Его можно разморозить только двумя путями: или договориться с Россией, или же попытаться завоевать Карабах по силовому сценарию. Договоренности с Россией возможны только в двустороннем формате Баку–Москва. РФ будет призывать Азербайджан направить свой нефтегаз по евразийским трубам. В противном случае, Москва не будет субсидировать азербайджанскую экономику, работающую на развитие западных рынков. Однако евразийский вектор сделает проблематичными турецко-европейские газовые перспективы.
США–Турция–Израиль подталкивают Азербайджан к силовому сценарию: попытаться решить «карабахский вопрос» силой оружия. И, со своей стороны, указанная прозападная связка активизировала военно-техническое сотрудничество. В результате на сегодня Израиль и Турция являются основными поставщиками вооружений в Азербайджан.
Многие уже неоднократно отмечали: нападение на Карабах для Азербайджана стало бы «актом безрассудного суицида», на который можно решиться, разве что полностью отключив бдительность и не видя всевозможные риски. Турецко-израильский альянс эту бдительность старательно притупляет. И мы это можем наблюдать, например, по довольно смелым заявлениям президента Алиева. «У Азербайджана есть принципиальная позиция, которая опирается и на историческую правду, и на нормы международного права. Мы ни на шаг не отступим от этой позиции. Территориальная целостность Азербайджана не является, не была и не будет темой переговоров. Мы будем стремиться, используя все возможности, восстановить территориальную целостность нашей страны», – заявил президент на заседании правительства по итогам экономического развития в январе-сентябре сего года.
«Статус-кво неприемлем, должен быть изменен, конфликт не является «замороженным» конфликтом, и изменение статус-кво, естественно, требует вывода оккупационных сил с захваченных земель. Именно через это проходят пути урегулирования конфликта. Оккупационные силы должны быть выведены с захваченных земель. Нормы международного права должны быть основанием при решении любого вопроса, в особенности вопросов, связанных с конфликтами. Мы будем стремиться к тому, чтобы, используя все возможности, в скором времени, справедливо, то есть на основе норм международного права, решить этот вопрос в нашу пользу», – подчеркнул Ильхам Алиев. И добавил: «Парады, проведенные в последнее время как в Азербайджане, так и Армении, наглядно продемонстрировали, кто есть кто. Я считаю, что проведение военного парада в Армении стало их большой ошибкой. Так как если до этого они, как и всегда, пытались за счет мифов или же фантазий убедить кого-то, что армянская армия – самая боевая, то после проведенного ими так называемого «военного парада» все поняли, в каком состоянии, в каком плачевном положении находится армянская армия».
Турецкий премьер Эрдоган по поводу принадлежности «карабахского вопроса» был еще более откровенен. На всех уровнях Анкара постоянно подчеркивает: Азербайджан и Карабах – это общая земля Турции. «Азербайджан и Турция – неразделимые братья и друзья. Мы вместе с Азербайджаном рука об руку, плечом к плечу будем стараться ради мира и процветания в нашем регионе. Наши сердца будут биться в унисон – как в печали, так и в радости. Насколько оккупация карабахских земель тревожит моих азербайджанских братьев и сестер, настолько, можете быть в этом уверены, она волнует наших, турецких граждан. Нагорный Карабах – кровоточащая рана как Азербайджана, так и Турции», – сказано в поздравлении Эрдогана по случаю избрания Азербайджана непостоянным членом Совбеза ООН. «Турция будет плечом к плечу бороться вместе с Азербайджаном вплоть до прекращения оккупации Нагорного Карабаха», – гарантирует Эрдоган. Турецкий премьер также отмечает, что позиции Турции и Азербайджана совпадают во всем, в частности, в вопросах борьбы с терроризмом. «Я знаю, что сердца моих азербайджанских братьев болят не меньше наших за турецких шехидов, павших от рук террористов», – отметил он.

Танцы вокруг Армении. Армения остается единственной кавказской страной, которая вообще не участвует в рассматриваемой турецко-израильской игре. Хотя значение Еревана немалое. Так, если армян перетянуть на свою сторону – «кавказская партия» будет окончательно сыграна. Россия не только бы лишилась своего верного союзника, но и предпосылки карабахской развязки также легко было бы предугадать.
Правда, надежды на взятие Армении как у Турции, так и у Израиля были бы только в случае смены правящей власти в Ереване. Поэтому, к слову, в армянской политике сейчас особенно активизировалась оппозиция. Не будем только говорить о призрачных «результатах» такой активизации, констатируем лишь факт.
Турецко-армянское сближение все-таки провалилось. Анкара попыталась купить лояльность Еревана «экономическим сотрудничеством», но натолкнулась на категоричное требование немедленно признать геноцид-1915. Для турок вопросы истории оказались важнее. Да и настраивать против себя Азербайджан – тоже не входило в планы турок.
Чтобы хоть как-то удержать выпадающую из прозападных схем Армению, сейчас попытался вклиниться Израиль. Недавно Тель-Авив посетил высокопоставленный эмиссар из Еревана. Судя по ряду косвенных признаков, задача «армянского эмиссара» состоит в том, чтобы попытаться наладить связи в военной сфере «хотя бы в ограниченном формате». И хотя оба государства теперь оказались «по одну сторону баррикад» в том, что касается их непростых отношений с Турцией, более значимые геополитические факторы сдерживают развитие двустороннего сотрудничества. Так, стратегическим партнером Израиля на Южном Кавказе, и крупнейшим импортером израильской военной продукции в СНГ является Азербайджан. Такое же место занимает Армения в региональной политике Ирана.

Таким образом, на Южном Кавказе постепенно вырисовывается новая конфигурация сил. С одной стороны, активно работает прозападная связка США–Турция–Израиль, дополняя и подстраховывая друг друга. Как результат, сначала из евразийской интеграции выпала Грузия. Сейчас по тому же пути идет Азербайджан.
С другой стороны, прозападной стратегии противостоит не менее прочная евразийская связка Россия–Иран–Армения, которой пока что удается сдерживать оппонентов. Так, прозападный курс Тбилиси уравновешивается военными базами РФ в Абхазии и ЮО. По той же схеме прозападный курс Баку наталкивается на мощное непреодолимое карабахское препятствие.
Отдельно сделаем примечание по поводу прозападного курса. Для Баку и Тбилиси – это отнюдь не «движение в Европу» (как утверждается в сухих официальных документах), а уход на южном направлении (банальное отуречивание, рост исламизации и усиление позиций Израиля, который тоже трансформирует свою роль в регионе).

В турецкой засаде. Отдельно отметим, что на данный момент Турция пока только сбрасывает маски на кавказском направлении. В то время, как на центрально-азиатском и китайском направлениях остается прежняя тактика заигрываний. Скорее всего, на этих направлениях «открытия» нам только предстоят.
Сейчас Турция старательно обхаживает Туркменистан и Казахстан, надеясь на их присоединение к Транскаспийскому газопроводу. Правда, шансы данного проевропейского проекта делает проблематичным до сих пор неурегулированный спор о разграничении каспийского шельфа, где основными игроками являются Россия и Иран, которые вряд ли «заинтересованы» подыграть своему прямому конкуренту. Соответственно, без транскаспийских коммуникаций ЦентрАзия для Турции окажется полностью отсеченной. И чтобы изменить данный статус-кво, Анкара будет пытаться разломать его изнутри, поддерживая радикальный исламский фактор.
Что касается китайского направления, Турция сейчас старательно обхаживает ШОС, чтобы хоть как-то втиснуться в эту организацию. Так, в середине октября появилась информация о намерениях Турции получить статус партнера ШОС. Скорее всего, интрига будет сохраняться до июня следующего года, когда запланирован саммит ШОС, на котором будут даны существенные импульсы в развитии организации.
Если же у Анкары не получится подлезть под Китай, турецкую хитрость сменит прямолинейность и будет заиграна «уйгурская карта». Турция сбросит маску дружелюбия и в отношении Пекина…

Опубликовано в газете "Киевский телеграф". 8 ноября 2011 года
http://telegrafua.com/world/12506/