Малый грешок

Анна Боднарук
                МАЛЫЙ   ГРЕШОК

     Разговор на эту тему возник случайно. И с Валентиной мы встретились случайно. Когда ещё работали на заводе, что называется – были «не разлей вода».  «Вышли на пенсию» - только изредка перезваниваемся. А тут, встретились, Валя и затащила меня в гости. Муженёк у неё – человек серьёзный, лишнего слова не выронит.  Сидит, телевизор смотрит. Наши женские разговоры мимо ушей пропускает. А тут, вдруг, что-то заёрзал на кресле, встал и торопливо начал рыться в стопке журналов, лежащих на красивой этажерке рядом с креслом. Нашёл нужный журнал и вышел из комнаты. Мне как-то стало неудобно от того, что я своим приходом нарушила привычный семейный уклад. Проводив хозяина взглядом, и сама попыталась уйти, но Валя усадила меня на прежнее место. А мне шепотом объяснила:
     - Это ему в туалет понадобилось… Раньше он, сидя на унитазе – курил, а теперь врачи запретили курить, вот он взял моду – читать. Порой не дождёшься его оттуда…
     - За мной тоже водится такой грешок. Я живу в квартире одна. У сынов свои семьи… А, я, если начну что-то большое писать – не могу прервать поток мыслей.  Три часа, шесть часов – это для меня обычное дело. А понадобится в туалет, приходится с собой тетрадку брать. Через минуту-другую забываю, где нахожусь. Потом вспомню, попытаюсь встать, а не тот-то было. Ноги затекли, не слушаются…
     Давно уже, этак – лет двенадцать назад, я, в обязательном порядке, ходила на занятия в лит. объединение «Слово». Руководитель – Наталья А. , держала нас прямо таки в «ежовых рукавицах». Занимались там поэты и, только я, одна, поскольку идти больше было некуда, прозаик. Волей-неволей, мне пришлось писать стихи, хоть радости мне, в то время, от такого творчества было немного. Так, вот, Наталья, однажды заявила нам: «Я вас так загружу…, что вы даже на унитазе будете сочинять!»
     Как-то так само-собой получилось, что я в пол голоса ответила:
     - На унитазе плохо. Ноги затекают.
     Честно говоря, мы её так боялись, что на занятиях была мёртвая тишина. А мои слова вызвали просто взрыв хохота.
     - Оказывается, Анна Васильевна, уже пробовала… - утирая слёзы, прокомментировала Наталья.
     Пока я рассказывала эту историю, в комнату вернулся муж Вали и подключился к нашему разговору. От него я и услышала с ним приключившуюся историю.
     В студенческие годы ему пришлось жить в общежитии. А там посидеть спокойно над своими конспектами, не дадут… Мама ему посоветовала: «Ты подружись с кем-нибудь из местных…»
     «Я и подружился, с Олегом. До сих пор с ним дружим. Стал приходить к нему на квартиру, вместе готовились. Иной раз допоздна засидимся… ночевать остаюсь. Одна беда, как только зайду в туалет, сяду, тут же гаснет свет. Сперва я стеснялся подать из туалета голос. Но на пятый или на седьмой раз, решив, что это так Олежка шутит, возмущённо сказал:
     - Сейчас выйду и пятак начищу!..
     А когда вышел – оторопел от неожиданности. У дверей стоял очень старенький дедушка, обеими руками опираясь на сучковатую палку. Так, вот, пока я стоял с разинутым ртом, старик зыркнул на меня и проворчал: «С…ать не читать, нечего свет включать!»  Да ещё, в подтверждение своих слов, палкой об пол пристукнул. Спорить с ним я не осмелился, а Олег потом рассказал, что дедушку, после того, как умерла бабушка, отец в город привёз. «Дедушка очень удивлялся, что в «нужнике» лампочка горит. «Мы при керосиновой лампе вечеряли, а они…» Вот дедушка весь день караулит туалет…Мама говорит, дескать, надоест – перестанет.»
     Я ехала домой в автобусе. По привычке достала из сумочки сборник стихов. Начала читать, но чтение в тот раз не пошло. Вспомнила рассказ моего отца, много раз лежавшего в госпитале.
     Письмо для меня было – самым худшим из предметов. Правила я знала, но применить их – не умела. Тогда мой отец, в качестве примера, рассказал об одном человеке, по фамилии – Саблин. Так, тот Саблин, просто запоем книги читал. Но, в больничных палатах на ночь отключали свет. Этот бедолага, со спущенными кальсонами, часами в туалете просиживал. Читал. Писал Саблин грамотно. Почему именно так слово пишется или запятая стоит, он объяснить не мог. Просто, как нужно писать, у него напрочь в память впечаталось. 
     Э-эх, какие только уловки не переходят в привычку! Ну, да ладно, лишь бы они были во благо…
                3 августа 2011 г.