Сын

Валентина Яроцкая
Российским солдатам  - 
сыновьям  своих матерей
и сынам  Родины,
а также их матерям 
посвящается…
               

              Пролог.
Нас много или мало, матерей,
Что проводили сыновей в солдаты?
Возьмёмся  за руки, чтоб защитить детей,
Не допустить войны, где "брат на брата"...
Но хватит ли нам сил преодолеть
Бездушную  чиновничью махину?
И как разлуки время  пережить?
И как  помочь в солдатской службе сыну?
Россия, армия  -  священные слова…
Не по Уставу всё же пишется пролог:
От Иоанна первая глава
Гласит:
       «В начале  было Слово…
                Слово…  Бог…»

   Вместо    вступления.
       
            Колыбельная.

Здравствуй, маленький человечек!
Здравствуй, будущий человек!
Будет мамочка каждый вечер
Колыбельную петь тебе.

Припев:
     Баю-баюшки, баю-баю,
    Спи-усни, дорогой малыш,
    Баю-баюшки, баю-баю,
    Ты растёшь, когда сладко спишь!

Как мы рады встрече с тобою,
Ты  желанным пришёл в наш  дом.
Мама с папой тебе откроют
Целый мир за твоим окном.
Припев.

Ты по  жизни пойдёшь, мой мальчик,
Будет Ангел с тобой идти.
Наш весёлый солнечный зайчик,
Набирайся сил и расти!
Припев.

Здравствуй, маленький  человечек!
Здравствуй, будущий человек!
Жизнь с любовью и верой легче –
Нипочём тогда дождь и снег!
Припев.

1.
Повестка.

Проводила сына до порога.
Звук шагов на лестнице затих.
И с молитвою горячей  к Богу:
Льётся со слезами горький  стих.

Каждая ступенька отзовётся
Болью и тревогою во мне.
В глубине бездонного колодца
Бьётся эхо птицей по стене.

Вылетают из гнезда родного
И уходят к людям на рассвете
Сыновья и строки. И суровый
Выдержать экзамен нужно детям.
                2.
                Военкомат.

Я буду ждать тебя, я буду ждать,
Я буду повторять, как заклинанье,
Последние слова, что на прощанье
Я, приготовив, не смогла сказать…

Держись, сыночек! Милый мой, держись!
Держись за  жизнь обеими руками,
Будь сильным! Терпеливо и упрямо
За эту жизнь – держись, родной, держись!

Бессонницы ли черное крыло
Бросает тень, или дневной тревоги
Нить тянется неотвратимо-строго,
Я буду ждать тебя! Сыночек мой! Держись!
                3.         
Нечаянно я сделала открытие,
Хоть, может, кто-то знал и до меня…
Так просто совершаются события,
В которых обозначена судьба…
Назначенной разлуки день приходит
Исподтишка, подкравшись невзначай:
В строю солдатском сыновей уводят –
Застряла в буднях терпкая печаль…
Не ждут возлюбленных так – только сыновей,
Вчерашних мальчиков, упрямых и 
                вихрастых…
В груди стук сердца кажется больней…
Дожить бы, чтоб сказать: «Сыночек, здравствуй!»
Когда теперь увидимся мы  снова?
Но пережить разлуки горький час
Нетрудно  будет, если Бог любовью,
Молитвою соединяет нас…

4.
Письмо.

Меня с тобой соединяют строчки
Стихов и писем в тоненьких конвертах –
Скупые весточки со службы срочной,
Из будничной солдатской круговерти.

Подъём, отбой, наряд и марш-бросок,
В полглаза сон, устав и физзарядка…
Подсказывает сердце мне, сынок,
Что жизнь солдатская не будет сладкой…

Но так во все свершалось времена,
Что мальчик превращается в мужчину
Не от махорки, женщин и вина, -
А  только на войне  - в строю едином…

В строю солдатском, тяготы познав,
Изведав горечь, боли и тревоги
И отчеканив назубок  Устав,
Ты только помни: наша жизнь  - от  Бога.

Под «кровом Вышняго» и ты идешь в строю,
И над тобой Его простерлась сила,
Плат Богородицы и Ангела крыло
Молитва над тобой соединила.

«Да будет воля Божья!» - я молюсь.
И да вовек святится Божье имя…
Сыночек, сын мой! Что сказать  боюсь,
Ты прочитай меж строчками моими.

В поселке под названием Лебяжье
Сержант опять командует  «Подъём!»
Мы «Добрый день!» сейчас друг другу
                скажем
И встанем в строй – под снегом и дождём.
             
               
5.
Почтовый  ящик безнадёжно пуст,
Сплошною мукой стало ожиданье,
И каждый  вставший у дороги  куст
Застыл в немом порыве состраданья.
Почтовый ящик – узенькая щель,
Что жаждет приютить конверт всечасно. 
Так странника готов принять  отель…
Жду весточки… коротенькой… Напрасно
Ключ щёлкает -  почтовый ящик пуст.
Безвестностью пугает тишина,
Уродуют морщины  контур уст…
Не щель почтовый ящик, а стена.
6.
Как чуда жду письма из дальних мест:
Оно блуждает среди ночи вьюжной…
В житейской брани данный Богом  крест
Пускай спасению  души  послужит.
Об этом неустанно я молюсь,
Сама в молитвах мудрых прозреваю:
Пусть тяготы, лишенья телу – пусть,
Но будет у души  стезя иная.
Пускай теперь  очистится она,
От помыслов – и гордых, и ничтожных…
Душа к Творцу тогда устремлена,
Когда не прячется под толстой кожей.
Как чуда жду письма из дальних мест,
Не с тем, чтобы узнать, что «всё в порядке»…
Пусть чудом станет покаянный  жест
В клочке листа, что вырван  из   тетрадки.
7.
Прощай, Лебяжье!  Здравствуйте, иные
Места, дороги, люди и дела!
Я не успела  съездить в тот  посёлок,
Где  жизнь армейская у  сына началась.
Я не успела получить письма
«Подробного» - пришло три слова кратких.
В письме  своём он убеждал  меня,
Что «кормят хорошо» и  «всё в порядке».
Я верю: всё в порядке, дорогой,
Я знаю, что могу тобой гордиться:
Ты не схитришь на службе  боевой
И не пойдёшь с поклоном к важным лицам.
Я знаю, что в  молчании твоём –
Суровый  быт  и бытие солдата…
Лебяжье, Васкелово -  снег с дождём,
Приказов новых номера и  даты.
Я снова жду – письма или звонка…
На время стихнет старая тревога,
И новая напишется строка,
И новая  откроется дорога…
 
8.
За окнами  я ежедневно вижу
Солдатский строй, идущий вдалеке, -
Картина  жизни не военной – мирной,
Ведь дом стоит в военном городке.

Они идут в затылок друг за другом –
Солдаты-дети, чьи-то сыновья…
И, глядя на  колонны и  шинели,
Солдата-сына вспоминаю я.

В строю он так же где-то постигает
Законы   жизни: дружбы и вражды,
И я  через окно благословляю
Суровые солдатские ряды.

Он  взят судьбой  в солдатский строй России
От   вольностей  «гражданки», от  уюта…
Идёт он где-то по дороге зимней,
В приказе обозначенной   маршрутом.

Мой мальчик дорогой! Родной мой сын!
Стою возле окна и  словно  вижу,
Как ты  шагаешь в общем том  строю,
Упрямый мой и непослушный чижик!



 9.
Задачка  удивительно простая:
Из пункта А  в пункт Б  идёт прямая,
По ней увозят почту поезда…
Но письма пропадают без  следа.
И в пункте  А  напрасно письма шлют,
А в пункте  Б напрасно писем  ждут –
Работникам почтовым всё едино:
Они теряют мои письма к сыну.
Солдат упрямо, но напрасно ждёт,
Когда из дому весточка придёт.
И день встаёт  в окраске злобно-серой,
Стирая, может, и любовь, и веру…
Как пропасти меж нами города…
Пишу я снова. Адрес: Никуда...

10.
Сокрыта истина во мраке заблуждений
И открывается не силою ума,
А сердцем чистым в неустанном бденье
Над книгами старинного письма,
Над вязью  букв  церковного устава,
В молитвенных трудах и покаянье…
Пред нею меркнут золото и слава –
Пред истиной, что куплена страданьем.

11.
Спасительный  Крест
                нам  дарован с тобой
В  кипящем потоке
                событий и  дней.
Что кажется всем
                неудачной судьбой,
Небесный  Отец нам
                по воле  Своей
Даёт для спасения 
                грешной души.
Несчастье, бесчестье –
                любая беда
Не   может
                тебя и меня сокрушить,
И грозы над нами
                пройдут без  следа:
Мы будем
                НАДЕЯТЬСЯ,
                ВЕРИТЬ,
                ЛЮБИТЬ!
Спасён,               
               кто  беду   претерпел до конца,

Без ропота 
               крест  свой   по  жизни пронёс;
Наш  крест –
                это мудрость  и воля   Отца,
Что Сына
              за    нас   на  Голгофу    вознёс…
Вот этот
               мой   самый   последний   урок,
Моё материнское  благословенье,
Запомни покрепче,
                родной мой сынок,
И дай тебе Бог
                в этой жизни
                терпенья!
               
12.
Молитва  к  Богородице.

Согрей меня теплом   Своей любви,
Дай силы выжить в этом страшном мире
И  Сына  Твоего Христа моли
Нам, грешным, ниспослать с небесной шири
И веру,  и  надежду, и  любовь,
И  благодать,  и в вечности спасенье!
Возьми, Пречистая, под Свой покров
Всех, кто ушел служить в призыв осенний…



13.
               Молитва  матери.
Бог в помощь тебе, сыночек мой,
Молюсь о тебе неустанно.
Да сохранит Господь среди бурь
Божия раба  Иоанна!

Бог в помощь тебе, мой  дорогой,
По дорогам   идущий  странник!
Прими, Господь, молитву мою
О  Божьем рабе  Иоанне!

Бог в помощь тебе, мой сын-солдат!
«Много  званых, мало избранных…»
Помилуй, Господи, и спаси
Русского воина  Иоанна!
14.
Встреча. Лемболово.
Вдруг стало  «завтра» книгою открытой…
Вдруг показалось, что давно я здесь живу,
На базе отдыха с походным  бытом,
С непредсказуемым  «во сне» и «наяву».

Короткие свиданья за оградой,
Сержанты строгие  с приказом  «не пускать»,
Дорога в снежном парке как награда…
Вот так приехала к солдату-сыну мать.

Четыре месяца  разлуки… На рассвете
Я поднимаюсь, будто и сама служу.
Ты помни: нет любви сильней, чем к детям,
Не по уставу я тебе, родной,  скажу…

Безжалостно, неумолимо время.
И  встречи в МПП  - закончились они …
Но чтобы стало  легче   службы бремя,
Ты вспомни радостью наполненные дни.

Когда я шла по парку, за собою
Всё время слышала бесшумные шаги.
Наверно, Ангел снежною тропою
За мною шёл, оберегая от пурги.

От вьюги, от  болезни и от «сглаза»
Пускай тебя мой Ангел бережёт:
Его я здесь оставлю до приказа,
Везде и всюду  за тобою он пойдёт!

Разлука обещает только встречу.
Снег тает, а потом  зима – белым-бело…
А ты   взгляни нечаянно за плечи –
Увидишь Ангела  надёжное  крыло.

Вместо эпилога.
Мой малыш – теперь плечистый парень –
Где-то марширует на плацу.
Дни разлуки сердце жгут пожаром
И росой стекают по лицу…

Впереди –  ещё почти два года
Из моих бессонниц и тревог…
Кто ты, сын?   «Оплот» и  «плоть» народа?
Или «откупиться» кто не смог?

Гордо назовёшь себя солдатом?
Устыдишься участи своей?
Ты всмотрись, чиновная Россия,
В лица строгие  солдатских  матерей!..
 
 2006 год.