Правда

Валерий Зиновьев
Эссе.

        Интересные метаморфозы происходят со временем с нашими, казалось бы, незыблемыми истинами и понятиями. Правда, — с самого раннего детства и в жизни взрослой нам давали понять, что слово это почти святое. В жизни, везде и во всём воспитанный, человек должен жить только с правдой на устах и никак иначе. Лгать низко и подло, и просто недостойно человеческого звания. Почему с такой убеждённостью нам проповедовали крайности? Учителя в школе, мастера на производстве, родители дома. Самые близкие и влиятельные для нас люди, которым невозможно не верить, чей авторитет непререкаем, нам твердили: «Говорить можно только чистую правду».
        Были ли наставники сами до конца уверены в этой жизненной формуле? Или где-то здесь пряталась доля лукавства? Человек неглупый должен знать, что прожить с этим законом на знамени невозможно! Если ему безоглядно следовать, можно жизнь свою и жизнь близких тебе людей превратить в ад. До конца правдивый и честный человек всем как «бельмо в глазу», его никто не любит и все опасаются.
        Со временем, уже взрослым человеком начинаешь понимать, что иногда правда преступна и бесчеловечна. Что бывает ложь во спасение, за которую не бывает стыдно, а даже наоборот. Что в жизни нашей кроме тонов — лжи и правды — существуют еще и полутона и оттенки. Жизнь — конструкция сложная, в ней много всяких ходов и полуходов, нюансов и нюансиков, где говорить правду просто преступно.
        Впервые на памяти я с понятием «правда» столкнулся в четвёртом классе. В эту школу я пришёл из интерната, где нам вдалбливали ребята постарше о правде на «толковище», и что красть у своих — смертный грех. На уроке труда учитель раздавал нам мелкие гвоздики поштучно для каких-то поделок. Двое ухарей утащили у него эти гвозди и спрятали, просто чтобы на уроке филонить. Я посчитал это подлым и рассказал правду учителю. После уроков меня пытались избить, но сделать это было непросто. К тому времени я уже прошёл неплохую школу уличной драки. Троица едва спаслась бегством от моего разъярённого вида и дубины в моих руках. Но меня невзлюбили, и это был один из уроков правды, о который я споткнулся.
        Всегда старался «лепить правду-матку» и чувствовал, как тяжело с этим жить. Только потом, с годами понял, что правда, на самом деле, никому не нужна, она почти всегда приносит неудобство и дискомфорт, как стул, у которого всего три ножки. Я стал понимать, что и мне чья-то правда не нужна, и знать её иногда не хочу, и жить мне без неё спокойнее. Есть у нас у каждого такие тайны или мысли, в которых самому себе признаться стыдно. Прячешь их поглубже и подальше, а не то, чтобы поделиться с кем.
        Я назову несколько примеров, к теме, которые пришли на ум. Что нужно ответить, скажем, воздушному акробату, который за пять минут до своего выступления спрашивает о самочувствии матери? — Она с тяжелым инфарктом в больнице и вы узнали, что она скончалась. Или — тяжелобольная мать спрашивает о сыне, который полчаса назад разбился на автомобиле. Бывают моменты, когда правда может убить!
        Можно ли ребёнку напрямую сказать, что от него отказалась родная мать? Или, например, что он остался на свете совсем один после гибели родителей? Таких примеров можно найти множество, где сказанная правда вступает в конфликт с совестью, порядочностью и достоинством человека, её открывшую.
         На Западе есть правило: давать безнадёжно больному человеку правдивую информацию о его состоянии и близкой кончине. Считаю правило это бесчеловечным. Батя, мой отчим, заболел на склоне лет безнадёжно. Участковый врач несколько раз уговаривала нас с братом, чтоб мы открыли ему всю правду о его состоянии. Но мы упёрлись и запретили ей это делать. Батя до последнего своего дня жил с надеждой на исцеление, улыбался и шутил. Умер он тихо во сне без мучений и душевных терзаний.
        Все в природе нашей находится в уравновешенном состоянии. Как мудро устроен Мир, и главенствует над всем закон «золотой середины»:  ни правды, ни лжи… А молчание — золото! Хотя даже здесь могут быть нюансики…

Валерий Зиновьев.