Горы и полнота бытия

Игорь Орловский
1. ПОЗНАНИЕ СЕБЯ.
--------------------------

                К чему нам в жизни одиночества страшиться,
                Коль каждый в смерти волей неба одинок?
                Джон Кэбл

Страна причудливых скал и высокогорной тундры. Долина камней с “озерками” мха и карликовых берёзок. Поднимаюсь на перевал, набирая высоту метров пятьдесят. Гляжу на ту сторону хребта – сплошной туман, видимость метров десять. Начинаю спуск. Крутизна склона градусов семьдесят пять. Почти все камни “живые” – шевелятся, когда за них хватаешься. И разного размера – от нескольких метров до нескольких сантиметров. Эдакие оползни из глыб разного размера – то из больших, то из маленьких. Иногда попадаются отвесные участки до десяти метров высотой. Очень аккуратно, чтобы не пустить лавину, передвигаюсь вниз. С рюкзаком, килограммов на тридцать. Кажется, что ещё немного, ещё чуть-чуть, и наступит конец спуска. Всё ниже, ниже, ниже… Но ничего не меняется: ни характер склона, ни его крутизна, ни туман. Я один. Никто меня не стесняет. Совершенная свобода творчества. Да, истинное творчество бывает только в полном одиночестве! Художество спуска – это обдумывание каждого своего движения. То вправо, то влево на несколько метров, то, наконец, можно пойти на снижение. Какое море вариантов!.. Часа через четыре туман рассеивается, и моему взору предстаёт горизонтальная каменная пустыня. И четыреста метров спуска, которые я только что преодолел.

Подобным образом происходит и познание самого себя. Глубины моего “я” сокрыты непроглядным туманом. Спуск в них и опасен, и животворящ. Опасен потому, что в моём сердце находятся жуткие адские бездны, которые я стараюсь прятать не только от других, но и от самого себя, так они омерзительны. А животворящ по той причине, что Царствие Небесное располагается там же, внутри меня. И там может произойти долгожданная встреча с Богом, Который есть основа моего бытия, центр моей жизни, предел всех моих желаний. Моя личность ни в коем случае не растворится в Его Личности и не лишится своей воли – Он даст мне возможность, очистившись от всей мучащей меня греховности, стать богом. Глубины сердца… «Всё ад иль небо в них» – изрёк М.Ю. Лермонтов. Да, такой спуск – истинное творчество…



2. ПРИМЕР МЕССНЕРА.
------------------------------

                Природа – мой вдохновитель и мой учитель.
                Р. Месснер

Когда мрачный дымный город длинными щупальцами цивилизации удушает всякого, кто ещё не успел материальные блага сделать своим кумиром, кто ещё не преклонил свои колена перед долларом, куда деваться живой человеческой душе? Можно пойти “путём Месснера”.

Райнхольд Месснер – известнейший альпинист, побывавший на всех четырнадцати восьмитысячниках мира. Он – первый, кто взошёл на Эверест в полном одиночестве и без кислородных баллонов. С высоты 6500 до 8848. В 1980 году. Занимается только тем, что лазит по горам и читает об этом лекции, пишет книги. Многие не понимают, почему он не занимается “полезной деятельностью”:

«– Что делаете вы для общества?

– Ничего. Наоборот, я люблю риск, приключения, я представляю опасность для добропорядочного, боязливого, лишённого фантазии общества» [1], – отвечает Месснер.

А вот что он ещё пишет: «Не могу забыть старика в садике одного отеля. Он ходил по кругу на трясущихся ногах. Пижамные брюки охватывали огромный живот – состоятельная развалина. Из числа тех развалин, на которые тратит свою жизнь мой друг Бык. Самое большое отделение его клиники переполнено обломками общества изобилия – заржавевшими за письменными столами, отравленными никотином и алкоголем. Невозможность облегчить участь страдающих инфарктами и циррозами вызывает в Быке страх. Именно это стало стимулом его постоянной активности. В обеденный перерыв он бегает по университетской площади, после работы едет в лес, по воскресеньям занимается скалолазанием, отпуск проводит в альпинистской экспедиции. Есть и другой выход, тоже решающий проблему, – стать отшельником-созерцателем в Ронгбуке [Тибетский монастырь]. Этот выход невозможен для европейца. Для этого надо иметь на Востоке несколько поколений предков» [2].

Вот к чему пришла западная цивилизация. Разваливающаяся на глазах от бездуховности и боящаяся говорить о смерти серьёзно. Поэтому Райнходьда более привлекает буддийский Восток, откуда он приводит многочисленные высказывания. Вот, к примеру, из Бардо Тходрол:

                Ты безрассуден, если в расцвете сил
                Не чувствуешь приближения смерти.
                С нею всё, что ты делаешь и считаешь важным,
                В одно мгновение превращается в ничто [3].

Прекрасные слова о смерти!

Но вот меня буддизм не устраивает в первую очередь тем, что он не знает о Боге – о Личности, в Которой и только в Которой я обретаю полноту бытия. При этом моя личность не расплывается, не растворяется и не тускнеет, а, напротив, беспредельно растёт, становясь богом. По благодати, по любви Бога. Буддизм – атеистическая религия, предлагающая своим последователям нирвану – латентное существование, бытие на грани небытия. Христианство такое состояние именует адом.

Но если смотреть в общем, то СПАСИБО Месснеру за пример! Хоть кто-то не живёт ради поклонения золотому тельцу, и нашёл место, куда от него можно сбежать. Не ошибается лишь тот, кто стоит на месте.

Однако помимо нехристианина Райнхольда Месснера пользу от альпинизма оценил православный священник Андрей Воронин. В “Аргументах и фактах” № 22 (1439) от 28 мая – 3 июня 2008 г. на странице 47 помещена статья Лидии Юдиной «Альпинист духовного звания. Детдомовские мальчишки в горах “оживают”», которую я привожу полностью, без сокращений.



3. АЛЬПИНИСТ ДУХОВНОГО ЗВАНИЯ.
---------------------------------------------------
ДЕТДОМОВСКИЕ МАЛЬЧИШКИ В ГОРАХ “ОЖИВАЮТ”.

                Альпинист чуть не повторил трагическую судьбу
                Бодрова-младшего. Спустя годы он стал священником и
                отцом 35 сыновей. А недавно вернулся в горы, чтобы
                отслужить праздничную литургию на вершине Эльбруса.

Более двадцати лет назад Андрей Воронин, выпускник географического факультета МГУ, молодой учёный, чудом выжил в горах.

– Наша экспедиция поднималась наверх. Неожиданно мы увидели, что навстречу медленно съезжает серак – огромная глыба льда, – рассказывает бывший альпинист. – Разминуться с ней на узком гребне было невозможно – по обеим сторонам простиралась бездна. Но случилось невероятное – МАХИНА РАЗМЕРОМ С ПЯТИЭТАЖНЫЙ ДОМ ВСТАЛА НА РЕБРО И С УЖАСАЮЩИМ ГРОХОТОМ ОБРУШИЛАСЬ В ПРОПАСТЬ.

После того случая Андрей Воронин оставил любимую работу, горное снаряжение раздал друзьям и поступил в духовную семинарию. После её окончания был рукоположен в священники и отправился служить в Костромскую епархию.

“Лихие девяностые” – страшное время для российской глубинки. На центральных улицах Костромы – километровые очереди за водкой и ватаги маленьких грязных беспризорников. Когда Костромской епархии “подарили” заброшенную сельскую школу в посёлке Ковалёво, отец Андрей решил, что пришло время исполнить свою давнюю, ещё студенческую мечту – построить семейный детский дом.

Давным-давно, когда университетская агитбригада, в которой участвовал студент Воронин, выступала во Владимирском детском доме, во время концерта на сцену вышел мальчишка, протянул ему котомку со своими пожитками и прошептал:

– Папа, когда же ты закончишь петь и мы пойдём домой?

Тогда будущий священник мальчишку на своё попечение взять не смог, но дал себе слово – усыновить хотя бы одного детдомовского ребёнка.


Многодетный батюшка.
-----------------------------

Сейчас в Ковалёвском детском доме – негосударственном образовательном учреждении Костромской епархии – 35 мальчишек в возрасте от 3 до 17 лет. Отца Андрея, своего директора, многие из них зовут отцом.

– Дети у нас разные, – рассказывает отец Андрей. – Но все они прошли суровую школу жизни – бродяжничали, попрошайничали. Для многих единственным способом заработка было воровство. Но для нас каждый ребёнок – дар Божий.

В Ковалёве всё по-домашнему. Дом поделён на квартиры, в каждой живёт одна семья – семь-восемь детей и “родители” – воспитатели. У каждой семьи – свой бюджет: сколько и на что тратить, решают сообща.

Однако даже при таком замечательном домоустройстве проблем с ребятами хватало.

– 99 % детдомовских детей принципиально другие, – утверждает отец Андрей. – Инвалиды, почти у всех задержка психического развития, половина – олигофрены, бывает, что и в стадии дебильности. Но главное – у них отсутствует базовый человеческий инстинкт – привязанности. Они никому не доверяют.

Этим, к сожалению, трудности не ограничились. Когда воспитанники подросли и у них началась “подростковая ломка”, отец Андрей понял, что все педагогические ресурсы исчерпаны. И, как он сам признался, от отчаяния… повёл их в горы.


Путь наверх.
---------------

– Альпинизм, – это ведь не просто развитие силы и выносливости, – поясняет отец Андрей. – Это своеобразная кузница мужского характера. Подъём заставляет человека мобилизоваться самому и установить тесный контакт с рядом идущим – ведь без этого в горах не выжить.

Первый раз отец Андрей повёл воспитанников по “детскому” маршруту в Крымские горы. Неожиданно в апреле замели метели. Горные тропы покрылись льдом. Наставник дрогнул и предложил ребятам спуститься вниз. Но дети упорно тянули вверх – ковалёвская команда тогда прошла по намеченному маршруту.

– За десять дней похода нам удалось достичь большего, чем за целый год напряжённой работы, – рассказывает отец Андрей. – Несколько моих подопечных с серьёзной задержкой психического развития в горах “ожили” – у них появился интерес к жизни.

После возвращения отец Андрей обустроил на территории детского дома скалодром, а после того как дети получили необходимую подготовку, отправился с ними на штурм серьёзных вершин. Воспитанники Ковалёвского детского дома поднимались и на самую высокую точку Сибири – гору Белуху (4506 м), и на пик Независимости (7134 м).

По благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II команда Ковалёвского детского дома поднялась на Эльбрус и на его вершине 19 августа 2007 года, в праздник Преображения Господня, отслужила Божественную литургию.

Это было одно из самых сложных восхождений. В первый же вечер поднялся сильный ветер и лагерь занесло снегом. Каждое утро начиналось с откапывания палаток.


Палатка – тоже храм.
-------------------------

– Перед мужеством мальчишек можно только склонить голову, – рассказывает отец Андрей, – их не приходилось ни успокаивать, ни убеждать – они чётко, абсолютно по-взрослому выполняли свои обязанности и ждали заветной минуты.

Литургия на вершине всё-таки состоялась – отец Андрей служил, трое детей пели, остальные удерживали походный храм – палатку. Солнце за всё время экспедиции выглянуло лишь на минуту – во время чтения праздничного Евангелия.

– Лучше всего к экстремальным ситуациям адаптируются трудные дети. В сложные моменты они раскрываются – мобилизуются и начинают взаимодействовать с другими – считает доктор психологических наук Татьяна Тарасова.

Результаты высокогорной реабилитации оказались настолько эффективны, что в Ковалёво потянулись врачи и педагоги со всего света – перенимать опыт. Говорят, что трудных немецких подростков стали отправлять на перевоспитание в Сибирь, после того как их педагоги узнали о методике отца Андрея.

Нынешним летом отец Андрей с ребятами собирается в новый поход. Маршрут мальчишки выбрали сами. Отец Андрей однажды рассказал им об одной погибшей экспедиции. Ещё в советские времена к очередному юбилею вождя революции над пиком Ленина выбросили десант парашютистов – они должны были установить памятный знак на вершине и спуститься вниз. Затея провалилась – ни один из той команды не вернулся, а их поисками никто не занимался. Вот ребята и предложили своему наставнику разыскать останки и предать их земле по христианскому обычаю.

– Ведь, кроме нас, некому, батюшка, – уверяют ребята.

Отказать им наставник не смог.

                2007, 2008, 15 мая 2010


[1] Месснер Райнхольд. Хрустальный горизонт. М., “Планета”, 1990, стр. 56.

[2] Там же, стр. 113-114.

[3] Там же, стр. 52.