1. 2

Нина Марченко
Бедность и ее самообман.
Мое восприятие относится ко времени, когда бедность служила символом неприятия системы. Предметом гордости было отчуждение от власти.
Родители в свои годы были другие, вполне благополучные материально. Крутая карьера как бы подтверждала их даровитость. О духовности не было речи. То есть заменой духовности, как и в советском прокате, было посещение театра, особенно оперы. У нас был допотопный радиопроигрователь с эмблемой в виде земного шара, вращающегося при настройке, и пластинки с оперными ариями.  Никаких тебе Шульженок. Застолья были частыми, простыми, с водкой и винегретом домашнего приготовления. Был шофер Саша П., служебная «Победа» и личная «Мерседес», мечта нынешних придурков. Мы жили в «директорской» квартире на окраине, но прописаны были в комнате на Арбате. Родня была еще более «крутая». Наверное, отсутствие необходимости подличать ради маленькой выгоды повлияло на мой характер. А также то, что к концу жизни они потеряли все.
Мое поколение так же, как и поколение родителей, было приверженниками обычаев европейских, но мода изменилась. Появились магнитофоны с записями Вертинского и Лещенко, – дань старикам, и Элвиса Пресли. Тогда, как и вся Европа, мы болели обожанием всего американского.
Нас впечатляли первые здания, построенные в «новом стиле». Мы радовались уходу многих азиатских обычаев, привнесенных окружением покойного диктатора. От сталинских времен я мало помню. Сохранилось фото – пятилетняя я в бархатном платье на фоне портрета правителя. Снимок и символичный и случайный. Мама не работала, но, когда надо  было отлучиться, оставляла меня в детском саду. Там меня и засняли. Вряд ли положение детсадовских теток улучшилось. Это явление - не азиатское холуйство, а отечественное. Никто не любил эту напасть, но желали выслужиться. В 2000г. оказавшись в Вашингтоне, я убедилась, что архитектурный стиль, который у нас называли сталинским, преобладал в центре этого прекрасного города. Мода была общей.
Были ли преследования так называемых «стиляг». Конечно, нет. Достаточно было не ходить на школьные вечера, которые обязывали быть скучными. Наши вечеринки проходили у кого-нибудь из друзей. Рок, позже твист, а в конце вечера слушали Высотского. Он был зеркалом идей, бытовавших повсюду. Он был популярен потому, что понятен. Сейчас его преподносят по-другому. Врут то, что им выгодно.
А «стилягой» назывался мой кузен, ныне покойный. Мишка был красив. От природы ему было дано все. Мой старший брат, прошедший через все пороки прошлого века. Даже в то время в кино снимался, изображая «стилягу». Кино называлось «Дело пестрых», если не ошибаюсь. Однако увлечение чисто внешними атрибутами не дает ничего.
Для меня же уход от прежних идей означал отказ от желания богатеть любой ценой. Я люблю деньги, но боюсь оказаться в кругу протекционистов. Это - как с ворами. В советское время богатели воры. Эта самая идеология хорошо прикрывала воровские делишки. Но становясь вором с ними надо было дружить. Был один знакомый – частный фотограф. Эго угнетала необходимость водить в рестораны воров-чиновников, от которых его доход очень зависел.