О служении интеллекту

Светлана Будяшкина
Эта статья – мысли-ассоциации на замечания автора Прозы.ру Николая Мурашева к Закону об образовании РФ.

Автор предложил другое название Закона: «О служении интеллектуальному потенциалу нации». По ассоциации у меня тут же возник вопрос:

- А предметом каких дисциплин является интеллект?
- Мы привыкли, что интеллектом занимаются естественные и гуманитарные науки. Но с развитием маркетинга-менеджмента, рекламы интеллект стал предметом наук социальных и объектом приложения социальных технологий.
- А когда мы касаемся таких понятий как «социальные технологии», то становится понятным, почему увеличивается «интеллектуальная яма» и исключается математика из списка обязательных образовательных предметов и делаются попытки исключить из него даже русский язык.
- Становится понятным, почему на русский язык - язык с мощным социальным потенциалом накладываются ограничения в его употреблении (например, в странах бывшего СССР).
- Ведь язык и математика – это две универсальные силы и средства развития интеллекта и человеческого совершенства.
- То есть, судя по всему, развитие интеллекта не является задачей государственной системы образования по определению. Это подтверждают и высказывания  Министра. По его словам недостатком старой образовательной системы было формировать человека-творца, а задача современного образования – готовить грамотного потребителя.
- Но чтобы творить и создавать, необходим контроль коры (головного мозга) над подкоркой, т.е. интеллект. А при подготовке потребителя этот контроль заменяется системой образования (рекламой того, что нужно потреблять).
- При этом Министр искренне считает, что математика «убивает креативность», очевидно забыв, что в основе креативности лежит развитие пространственного мышления, т.е. знание геометрии.


- Можно ли служить интеллектуальному потенциалу нации, не служа своему собственному, не пытаясь понять, что же такое интеллект и какова его ценность в обеспечении личной безопасности? Служение личному интеллекту не может закончится с окончанием школы или ВУЗа и даже с выходом на пенсию, если человек хочет жить полноценной жизнью и оставаться человеком. И для этого не стоит ждать выхода Закона. Достаточно выйти в Интернет и познакомиться, а затем вдумчиво прочитать, например, работы выдающегося российского психофизиолога Вадима Швыркова «Введение в объективную психологию», труды Петра Анохина, а также – Александра Богданова «Очерки организменной науки».
- Ценность идей этих ученых состоит в том, что они обращают внимание и обосновывают значимость процессов организации всего. Применительно к интеллекту это означает, что для того, чтобы иметь интеллект, нужно обладать не только памятью, воображением, вниманием, но и уметь их организовывать, контролировать и непрерывно совершенствоваться в этом.
- Язык и математика – главные инструменты на этом пути.