Христианство, лютеранство и относительность истины

Лена Вайнонен
Автор- пастор Лейф Кэмп. Перевод с английского - Дарья Шкурлятьева


ХРИСТИАНСТВО, ЛЮТЕРАНСТВО И ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ИСТИНЫ В ПОСТМОДЕРНИЗМЕ
«Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет»

Великий американский филолог, журналист и публицист Генри Льюис Менкен однажды написал: «В былые времена считали, что женщина, имя которой появилось в газете – больше не леди». «Теперь так не считают, - продолжал Менкен, - хотя это по-прежнему верно».
Он имел в виду, что представления общества об истине могут время от времени меняться – в зависимости от того, куда дует ветер политкорректности – но это не означает, что меняется сама истина.
То, что люди считают истиной, и то, что является истиной на самом деле – зачастую не одно и то же. Греки боролись с истиной, Понтий Пилат спрашивал Иисуса: «Что есть истина?» Таков был ответ Пилата Иисусу, Который утверждал, что свидетельствует об истине.
Слова Иисуса в силе до сих пор, до сих пор Он – единственная Истина, единственный путь.

Тем не менее, в современном законодательстве говорится о свободе совести – люди имеют право верить, во что им угодно, будь то истина или нет. Возможно ли такое в Христианской Церкви? Возможно ли такое в Лютеранской Церкви?
Хорошо, каждый может верить, как ему вздумается. Но вот о чем я хотел бы спросить: если я верю во что-то, противоречащее Христианству – продолжаю ли я оставаться христианином?

В первые века существования Церкви, когда шла борьба с ересями и обсуждались ключевые богословские вопросы, Церковь созывала Соборы, на которых участники спорили, исследовали Писание и затем, помолившись, приходили к согласию насчет того, каким же должен быть истинный ответ на какой-либо эпохальный вопрос.
Во время этих первых семи Соборов, называемых «Вселенскими», были сформулированы и утверждены основные моменты вероучения, которые человек должен принимать, чтобы считаться христианином – в целом, эти моменты обобщены в Никейском Символе Веры, который в большинстве лютеранских приходов произносится во время Евхаристического Богослужения.

Сегодня христианами начинают называть даже мормонов и свидетелей Иеговы.
Я встречал людей, которые называли себя христианами просто по той причине, что считали Иисуса великим учителем нравственности и «верили», что Его учение истинно. Возможно, окружающие считают таких людей христианами. Возможно, сами они считают себя христианами.

Однако всякий, кто не верит в Троицу (Отца, Сына и Святого Духа), кто отрицает две природы Христа, кто отрицает непорочное зачатие или физическую смерть, воскресение и вознесение Христа, кто отрицает любую из этих истин, изложенных в Никейском Символе веры, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ христианином – и не важно, кем он сам себя считает и кем считают его окружающие.

Никейский Символ Веры дал ответы на многие основополагающие вопросы, но постепенно возникли новые вопросы, разделившие Церковь.
Во времена Реформации ключевые вопросы были таковы: как мы получаем оправдание перед Богом, что такое благодать Божья и как она действует.
В то время умножались ложные учения и практики, побуждавшие людей полагаться в вопросах спасения на что-либо или на кого-либо еще, помимо Иисуса Христа – на святых, индульгенции, добрые дела, монашеские обеты и т. д.

Поскольку Реформация длилась не одно десятилетие, Мартин Лютер и его единомышленники, теологи и князья (не Мартин Лютер единолично) сформулировали и приняли – а в некоторых случаях даже собственноручно подписали – ряд вероисповедных документов, в которых было определено, что, согласно Писанию, можно считать христианской верой и христианской практикой.
Эти теологи и князья, а также их последователи стали известны как «лютеране». Разработанные ими совместно вероисповедные документы стали известны как «лютеранские вероисповедные документы», они были собраны в книгу под названием «Книга Согласия» - в ней, прежде всего, подтверждается истинность исторического христианского вероучения, сформулированного в Никейском Символе веры, а при рассмотрении всех вопросов и лжеучений того времени используется принцип Sola Scriptura («Только Писание»).

В сегодняшнем лютеранстве мы видим широкий спектр учений и практик. В Европе и Америке значительные группы людей, называющих себя «лютеранами», проповедуют, учат и действуют вопреки Писанию. Они называют себя «христианами» и «лютеранами».
Так как же мы можем решить, где истинное лютеранство, а где – нет?
Действует ли здесь демократический принцип правоты большинства?
Или мы должны руководствоваться чем-то еще? Да, должны. Во-первых, у нас всё еще есть Никейский Символ Веры. Во-вторых, у нас есть Библия и лютеранский принцип Sola Scriptura. И, в-третьих, у нас есть лютеранские вероисповедные книги.
Если какое-то учение противоречит Символу Веры, оно по определению не христианское. То же самое можно сказать и о называющих себя «лютеранами» европейцах и американцах, отвернувшихся от Писания.
Если они не соглашаются с лютеранскими вероисповедными документами, они, конечно, могут именовать себя, как им нравится, но они не лютеране. Если кто-то хочет отвернуться от нашего вероисповедания и стать католиком, православным (или удариться в другую крайность и стать пятидесятником, харизматом…), если кто-то хочет проповедовать и практиковать нечто, противоречащее Истинной Христианской вере в том виде, как она изложена в Символе Веры и в лютеранских вероисповедных документах – он свободен так поступать, но он поступит нечестно, если продолжит называть себя «лютеранином».
Церковь не может принять постмодернистскую идею о том, что любая истина относительна – это противоречит тому, что мы проповедуем, чему мы учим и во что мы верим. Иисус Христос есть Истина, иной истины не существует.

«Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:1-4)