Любовница

Александр Герзон
               
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Лев Григорьевич Сапожников – профессор, хирург, 40 лет
Нина Михайловна – жена его, профессор, преподаватель высшей математики, 40 лет
Фрида Кляйнбург – студентка, 20 лет

Комната в обычной городской квартире. Сервант, диван, стол с тремя стульями, телевизор. Книжный стеллаж. На стене – гравюра Хокусая. Входная дверь, дверь в ванную, двери в спальни. Нина сидит на диване, вяжет.
Звонок.

НИНА. Открыто, входите. ( Новый звонок. Стук.) Да входите же! Открыто! Или нет? (Встает, проходит к двери, возвращается с гостьей.) Я была уверена, что дверь открыта, извините, пожалуйста. Садитесь, я вас слушаю.
ФРИДА. Спасибо, спасибо. (Садится на диван, рядом с Жанной, которая продолжает вязать) Меня зовут Фрида, Фрида Кляйнбург. Я студентка. Я пришла к вам … Даже не знаю,  с чего начать.
НИНА. Вы, наверно, хотите начать издалека. Но можно начать прямо с причины вашего визита. Итак, вы пришли …
ФРИДА.  … попросить вас отдать мне вашего мужа профессора Сапожникова.
НИНА.     Я не ослышалась? (Откладывает вязание в сторону). Повторите, пожалуйста.
ФРИДА.     Я прошу вас отдать мне вашего мужа, Льва Григорьевича.
НИНА.    Отдать? Моего мужа? Вам? Почему и для чего? (Молчание). Главное я уже услышала, но не поняла. Вы любовница?
ФРИДА.    Я люблю Льва Григорьевича. И я уверена в том, что он будет со  мной счастлив. Но он … Он все еще любит вас.
НИНА.       Все еще? Все еще меня любит?
ФРИДА.     Да. Но вы-то, вы-то не любите его и никогда не любили.
НИНА.       Это он вам сказал?
ФРИДА.    Нет, это мне мой сосед рассказывал. Он ездил с вами на вашей машине за город. Известно, зачем.
НИНА.       Собираете сплетни? Хвастунов слушаете? Лжецов?
ФРИДА.   Мужчины любят хвастать, я знаю. Но есть среди них и такие, которым можно верить. Мой сосед известен в городе своими победами. Зачем ему врать? И еще он сказал, что он не единственный седок в вашей шикарной машине.
НИНА. Допустим, что ваш сосед не врет. Допустим, что я решила пошалить. А не думаете, что можно любить мужчину, но иногда и пошалить? Ведь на старости лет не пошалишь. Даже если сильно захочешь.
ФРИДА. Что значит «шалить?» Женщина не имеет права «шалить». Потому что она – мать. Мать  - это святое! И еще: когда ваш муж, профессор, приходит на лекцию в рваных носках, это значит, что вам, жене своей, он абсолютно безразличен.
НИНА. Вот что, девочка, я такой же профессор вуза, как и мой муж, и кроме  работы в вузе я дома готовлю пищу, стираю, шью, вяжу, убираю в квартире. У нас двое детей-школьников: старшему – четырнадцать лет, младшему – восемь. Я должна их держать в порядке. Они стараются помочь мне, муж - тоже, но это не дает мне такого свободного времени, которое есть у моих троих мужчин. Понятно?
ФРИДА.     Но …
НИНА.       Никаких «но»!  У моего мужа всегда полно новых носков. И если он приходит в рваных носках, то это значит, что он просто не нашел пару новых носков.
ФРИДА.     Как это не нашел?
НИНА. Едва я наведу порядок на его полке с нижним бельем, как он опять все перемешает. Когда опаздывает и спешит, он просто не ищет чистые носки. (Смотрит на Фриду пристально). Вы знаете, что  вы не первая и не единственная его любовница? Что медсестры …
ФРИДА.    Я это знаю. Но никто не сможет любить его так, как я. Он мне нужен такой, какой есть. Он мне нужен любой! Всегда!
НИНА. Верю! Верю! Однако же я не могу отдать мужа вам, хоть он вам так нужен: он не вещь. Но если он сам решит оставить меня и уйти к вам, в чем я весьма сомневаюсь, то я не буду за него цепляться, обещаю. (Меняя тон). А теперь уходи, наглая девка! Не то я набью твою глупую физиономию. Вон отсюда!
ФРИДА. Наконец-то! (встает стремительно). Наконец-то вы показали ваше истинное лицо! Да! Я так и предполагала! Вы злобная и грубая женщина! Представляю, как вы орете на мужа и на детей! Вполне возможно, что вы даже их бьете! Несчастный Лев Григорьевич!
НИНА. Боже мой, да ты беременна! Бедная девочка! Сядь, сядь, пожалуйста. Давай поговорим спокойно.
ФРИДА. Только что вы меня выгоняли, обзывали …
НИНА. Я поддалась гневу, как всякая баба. Пойми, я привыкла за многие годы к своему мужу, привычка – штука не простая, она посильнее многих других чувств. И вдруг – ты со своим требованием. (Пауза). Ты его действительно очень любишь?
ФРИДА.     Да. У нас, у Кляйнбургов, это навсегда. Мы однолюбы. И папа, и мама, и старики-предки. Вот и я … Я его полюбила сперва как специалиста. Как врача. Он хирург от Бога.
НИНА.    Это так. Еще в школе он говорил, что будет хирургом. Мы смеялись: он был маленький, меньше всех в классе. Худенький заморыш.
ФРИДА.     Вы учились в одном классе?
НИНА.      А он не рассказывал? С первого класса и до выпускного вечера. Он уже тогда любил меня, я это видела, но он не решался признаться. Да и что было бы? Я в то время любила другого. Любила страстно.
ФРИДА.     Вот видите. А он до сих пор вас любит.
НИНА.    Да, я любила другого. Это было могучее чувство, с которым бороться невозможно, ты по себе знаешь. Потом ребята ушли в армию, их послали в горы воевать, а оттуда вернулся только Лева. Мой друг погиб, Лева тоже был ранен, но его спасли хирурги.
ФРИДА.     И тогда он попросил вашей руки? И вы вышли за него, не любя?
НИНА.    Он вернулся другим человеком из армии. Это был крепкий мужчина высокого роста. А во-вторых, это был иной человек. Волевой, жесткий, напористый. В общем, такой, каким ты его знаешь. Он поступил в медицинский институт. Прошел специализацию по хирургии. Стал кандидатом наук, потом - доктором. Профессором.  Я-то раньше кончила свой физмат. И профессором стала раньше.
ФРИДА.     А как же поженились вы? И когда?
НИНА.       Еще когда я была  на третьем курсе. Когда он пришел из армии. Я в то время встречалась с другим парнем, но Лева пришел ко мне и сказал, что для него жизнь без меня – не  жизнь. Предложил бросить моего парня.
ФРИДА.      И вы согласились?
НИНА.      Я предложила ему выпить холодной воды и успокоиться. И он ушел. Я  решила, что остудила его жар. Не тут-то было. На следующий день он встретился с моим парнем. Они крепко подрались. Мы с Левой никогда этой темы не касались. Но тот парень окзался трусом и отказался от меня. И я ему назло вышла за Леву. И никогда об этом не жалела. Потому что он настоящий мужчина.
ФРИДА.   Да, вам, конечно, есть с кем сравнивать. Сколько у вас было мужчин?
НИНА.      Не надо считать моих мужчин. Я люблю мужа. Не сразу любовь пришла, не скрою. Но пришла. (Пауза). Не могу я тебе отдать его, милая Фрида. Не могу. Может быть, твоя любовь сильнее моей. И чище. Может быть. Но у нас с Левой и любовь,  и дети.
ФРИДА.      У меня тоже будет ребенок. Я не пойду на аборт.
НИНА.       Конечно, тебе надо рожать. Но мужа я не отдам. Не могу отдать, пойми меня.
ФРИДА.     Моя мама так и сказала мне. Отговаривала от встречи с вами. Но я все равно пришла.
НИНА.       Мама сказала? Она все знает? И не прервала эту связь?
ФРИДА.  Я ей сразу рассказала, когда у нас с Львом Григорьевичем случилось …
НИНА.       И отец тоже знает?
ФРИДА.   Отец мой умер давно, у него был рак. А мама сперва ругала, потом поплакала – и поняла меня. Я знаю, что ей тяжело, но она все понимает …
НИНА.       Как же у вас с Львом Григорьевичем это случилось? Расскажешь?
ФРИДА.     Нет.
НИНА.       Почему?
ФРИДА.     Вы  сами понимаете. Это … это – нельзя.
НИНА.    Я полагаю, что ты сама была инициатором и затащила его в постель. Или это была его инициатива? Скажи честно!
ФРИДА.     Пожалуйста, не надо!

                Звонок в дверь. Входит Лев Григорьевич Сапожников.

САПОЖНИКОВ. Нинуля! Пожрать! Срочно! Что там есть у тебя? (Замечает Фриду). Откуда ты, прекрасное дитя? Что за фокусы?!
НИНА.    Она пришла ко мне, а не к тебе. Есть беляши, винегрет и макароны по-флотски. Что тебе подать?
САПОЖНИКОВ. Все подряд. И чай цейлонский. Фрида, будешь с нами  обедать?
ФРИДА.      Нет, спасибо, я сыта.
НИНА.       Нет, нет, без обеда не отпустим. Я пошла хлопотать на кухню, а вы тут поворкуйте без меня.

                Нина уходит на кухню. Сапожников подсаживается к Фриде.

САПОЖНИКОВ. Значит, ты пришла к моей  жене? Хочешь, видно, поступить в технический вуз? Нужен репетитор по математике? Или пришла ввести ее в курс событий? Объясни твое появление здесь.
ФРИДА.     Все очень просто. Я хочу быть с вами. Вы это знаете. И я сказала ей об этом. Она, конечно, не рада, но будет согласна с любым вашим решением.
САПОЖНИКОВ. А ты тоже будешь согласна с любым моим решением?
ФРИДА.     Нет. Я люблю вас. И я сделаю вас счастливым.
САПОЖНИКОВ. Откуда такая уверенность? У меня два любимых сына от Нины, я притерся уже к ней, а она – ко мне. Моим детям нужен отец, в конце концов.
ФРИДА.     Моему ребенку тоже будет нужен отец.
САПОЖНИКОВ. Разве я отказываюсь? Мой долг – быть помощником тебе и отцом новому человечку. Но мы ведь не планировали ребенка. Я тебе прямо об этом говорил. Я тебя обеспечивал таблетками. Ты никогда не возражала. Так почему же ты забеременела?
ФРИДА.   Мама сказала, что больше не вынесет моего положения любовницы …
САПОЖНИКОВ. Вот так-так. Она ни разу об этом не намекала даже. Наоборот …
ФРИДА. Когда вы спасли меня, прооперировав в ту ночь, мама сказала, что мы вам обязаны по гроб … Если бы не вы, молодые хирурги, которые пытались что-то сделать, не справились бы. Меня бы уже не было. И я была так благодарна! И вы для меня стали особым человеком. Потом я узнала, лежа в палате, что вас боготворят все пациенты. Сказала себе, что должна щедро отблагодарить вас. Но мы бедны, и я поняла, что должна …
САПОЖНИКОВ. Прости, я глупо ошибся. Я даже подумать не мог, что невинная девушка может так легко отдаться, если слегка приобнять ее.
ФРИДА.      Отдаться?! Нет! Отдаться вам! И только вам! И никому другому!
САПОЖНИКОВ. Почему ты все время говоришь мне «вы»?
ФРИДА.      В мыслях я называю вас иначе. А вслух – не могу так.
САПОЖНИКОВ. Ты, конечно, все рассказала Нине? (Фрида кивает). Да … И что же мы все будем теперь делать?
ФРИДА.      Не знаю.
САПОЖНИКОВ. Я тоже не знаю. Фрида, ведь я тебе никогда ничего не обещал. Почему ты вдруг стала так агрессивна? Я не понимаю. Ты за моей спиной пришла к моей жене, ничего не подозревающей …
ФРИДА.      Я изменилась. Я мать. А мать – это …
САПОЖНИКОВ. Ты еще не родила. Ты в лучшем случае будущая мать. А пока ты только беременная девушка.
ФРИДА. Доктор, я ношу в себе вашего ребенка, значит я его мать. А вы, Лев Григорьевич, – отец. И вы ведь тоже меня любите. Вы мне столько раз говорили, что никогда и ни с кем вам не было так хорошо … в постели.
САПОЖНИКОВ. Это правда: твои ласки (пытается поцеловать ее) несравненны.
ФРИДА (отталкивая его). Так что же мешает вам всегда иметь меня рядом? Кроме того, мы оба – евреи, это снимает большие проблемы во взаимоотношениях. А ваша жена – русская. Как бы хорошо вы к ней не относились и она – к вам …
САПОЖНИКОВ. Вообще-то я интернационалист. Для меня еврейство - не козырь, Фрида. Но Нина – такая же еврейка, как и мы с тобой.
ФРИДА.      Как? Брусникина  Нина Михайловна – еврейка?!
САПОЖНИКОВ. Раскрою тебе тайну. Ее отец сменил фамилию «Брускин» на «Брусникин»,  только две буквы вставили ему. Как он это сделал – не знаю, я его не застал в живых. И Михайловна она потому,  что ее отец Михаэль стал Михаилом, разницы даже на слух почти нет, а в письме – лишь одна буква заменена.
ФРИДА.    Так она еврейка? (задумывается ненадолго). Поему же она так нагло вам изменяет? Мне рассказывал …
САПОЖНИКОВ. Я не верю слухам. Я не верю сплетням. Но даже если она мне изменяет, то поделом мне: я ведь сам никогда не упускал случая …
ФРИДА.      Да уж! Что правда, то правда!

                Нина приходит с большой кастрюлей. Ставит ее на стол. Уходит  и приносит тарелки и поварешку. Сапожников присаживается к столу. Фрида остается на диване. Нина разливает суп в тарелки.

НИНА. Фрида, иди к столу. Или ты хочешь помыть руки? Пройди в ванную, полотенце с петушками – для гостей. Не стесняйся. Заодно оценишь, как я готовлю пищу.
ФРИДА.      Хорошо, уговорили. Оценю.
НИНА. Тебе, Лёва, тоже не мешало бы помыть руки. (Сапожников и Фрида уходят вместе). Боже мой, только этой беременной девчонки нам не хватало. Но зубки у нее острые и крепкие. Не знаю, чем все кончится.

Из ванной доносится звук оплеухи, возвращаются Сапожников и Фрида. У него горит щека.

ФРИДА. Спасибо вам, Нина Михайловна, за теплый прием. Но я раздумала обедать. Кое-кто получил хорошую пощечину за то, что посмел назвать меня … (плачет). Пусть он остается с вами. Мне не нужен этот хирург. Я больше не люблю его. А от тебя, Лёва, я уже не хочу  ребенка. Но рожу его. Ты, подлый ловелас, еще меня вспомнишь. Ты отказался от счастья, зато меня  спас от несчастного замужества – и это хорошо. Я найду отца ребенку. А ты … ты … не найдешь вторую такую, как я! И будешь платить мне алименты! Как положено!

Фрида убегает. Нина и Сапожников смотрят друг на друга. Молчание.

НИНА.       Побежишь за ней? И что ей скажешь?
САПОЖНИКОВ. Никуда я не побегу. У меня к тебе одна просьба, Нинуля.
НИНА.        Слушаю.
САПОЖНИКОВ. Прости меня … если можешь. Если сможешь.
НИНА.      Ты восемнадцать лет, как минимум, будешь отдавать четверть своего заработка! Сколько отличных носков ты мог бы покупать ежегодно!
САПОЖНИКОВ. Я люблю только тебя! Только тебя! Прости, прости меня!
НИНА.     Я тоже люблю тебя. (Сапожников становится перед ней на колени. Слышны голоса мальчиков). Вот и дети наши домой идут. Как раз к столу поспели. Что же мы им скажем, когда все это откроется?

                ЗАНАВЕС.