Художественная жертва ч. 26

Сергей Владимирович Жуков
                §26.  Художественная жертва

«….Если, следовательно, при столкновении этих двух свойств в каком-либо произведении надо чем-нибудь пожертвовать, то жертва, скорее, должна быть принесена со стороны гения, и способность суждения, которая в делах изящного искусства высказывается, исходя из своих принципов, позволит ограничить скорее свободу и богатство воображения, чем рассудок». 1

   Несмотря на благие намерения великого германца, люди творческих профессий никак не желают ограничивать себя в производстве своих шедевров.
Пожалуй, слишком часто употребляется выражение «искусство требует жертв…» Именно эта фраза, за исключением, пожалуй, словосочетания «жертва преступления», часто слетает с уст самых разных людей.
Почему же человек не может обойтись без искусства? Сатана искушал Святого Антония, удалившегося в пустыню, прекрасными видениями.

   Прельстить способна красота, но отнюдь не безобразие. Однако если искушение вызывается посредством красоты, то не от Князя ли мира сего само художественное творчество?
Может быть, не напрасно мусульманам запрещено изображать людей и животных?
Вероятно, не зря первые христиане боролись с идолопоклонством как пережитком язычества?
Нет, искусство должно служить народу. Настоящий художник должен выражать душу своего народа, он обязан не жалеть своей жизни земной ради творчества.
По настоящему революционным стало объединение художников «передвижников», давших широчайшую панораму народной жизни.

   Мастера кисти отказались от салонных тем и сюжетов, а также от затхлой  атмосферы академических выставок и устремились в творческом порыве в массы. Товарищество передвижных художественных выставок основано в Петербурге в 1870-м году.
Одним из ярчайших представителей этой славной когорты был Василий Григорьевич Перов. В 1861 году он пишет картину «Сельский крестный ход на Пасхе». Вместе с его полотнами «Проповедь в селе», «Чаепитие в Мытищах» она составляет антиклерикальную серию.
В.Г.Перов был настоящим революционером в живописи. Его произведения «Проводы покойника», «Тройка», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Утопленница», «Последний кабак у заставы» пронизаны действенным сочувствием к униженным и оскорбленным. В 70-е годы 19-го века Перов обращается к исторической теме - «Суд Пугачёва» /1875/, «Никита Пустосвят. Спор о вере» /1881/. Созданы Перовым и замечательные портреты современников: писателя Ф.М.Достоевского, драматурга А.И.Островского и др.
Первые передвижники: В.Г.Перов, Г.Г.Мясоедов, Л.Л.Каменев, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, Н.Н.Ге, И.Н.Крамской, М.К.Клодт, М.П.Клодт, И.И.Шишкин, К.Е.Маковский,  В.И.Якоби, А.И.Корзухин, К.В.Лемох. Затем в Товарищество  вступили  московские  пейзажисты: С.И.Аммосов, жанристы В.Е.Маковский, В.М.Максимов, К.А.Савицкий.
К концу 1870-х и началу 1880-х годов Товарищество объединяло лучшие художественные силы. В нем участвуют И.Е.Репин, Н.А.Ярошенко, В.М.Васнецов. На 9-й выставке появилась картина В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни».
В 90-е годы Товарищество пополнилось новой плеядой: Остроухов, Светославский, Левитан, Серов, Архипов, Касаткин.

   Ярчайшей жертвенной личностью был русский художник Борис Кустодиев, который всю жизнь, несмотря на тяжёлую болезнь, посвятил бытописанию русского народа. Кустодиев последние годы своей недолгой жизни провёл в инвалидном кресле, но не переставал созидать радость.

   Целую эпопею народной жизни создал великий русский художник В.Суриков. Картина «Покорение Сибири Ермаком» есть целая радостная глава, посвящённая возвращению Славян в Сибирь. Трагическая часть нашей истории запечатлена на полотнах «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Степан Разин», «Меньшиков в Берёзове». Торжество русского героизма просто бушует на холсте «Переход Суворова через Альпы». Радости народного быта показаны на картине «Взятие снежного городка».

   Немало картин, посвящённых духовной жизни Восточных Славян, принадлежит кисти крупнейшего живописца России М.В.Нестерова. Это грандиозная живописная эпопея: «Христова невеста» /1887/, «Пустынник» 1888-1889, «Видение отроку Варфоломею» /1889-1890/, «Святая Русь»/1905/, «Душа народа»/1916/,  «Философы»/1917/.
Ярчайшим революционным живописцем был Николай Николаевич Ге. В его картинах, созданных на религиозные темы, Иисус Христос предстаёт не благостным, а бунтующим, не  умиротворенным, но возмущённым.
Не все критики и деятели искусства восприняли творчество Ге. Однако дорогого стоила поддержка Льва Николаевича Толстого.

   Огромную работу по осознанию духовного и  телесного единства Славянской нации проделал чешский художник Ярослав Чермак. В течение своей жизни он создавал картины: «Словацкие переселенцы»/1851/, «Ян Жижка и Прокоп Голый»/1851/, «Гуситы, охраняющие перевал» /1857/, «Славянский рай» /1861/, «Похищение»/ 1865/, «Черногорское хозяйство» и другие. Живописец честно и  ярко изобразил историческое бытийствование и повседневный быт Западных и Южных Славян.
Нельзя не сказать хотя бы несколько слов о деятельности замечательного польского живописца Яна Матейки. Его кисти принадлежат такие славные полотна как «Проповедь Скарги», 1864; «Битва под Грюнвальдом», 1878, «Коперник» и другие.
В то же самое время, когда в России творили передвижники, в буржуазной Франции развернули свою  деятельность импрессионисты. Казалось бы, это движение в живописи тоже было революционным, то есть вызывающим по отношению к ханжеской буржуазной морали. Однако надо знать и помнить, что революция должна иметь основой нравственность, иначе грош её цена.
Передвижники не изображали обнаженную натуру, разве что в учебных   студиях. Никогда демонстрация наготы не была самоцелью наших творцов, чего не скажешь о французских живописцах.

   Бурю возмущения даже в парижских салонах вызвала выставленная   «Олимпия» Эдуарда Мане. 
Изображением обнажённой натуры увлекались некоторые импрессионисты. В частности, Огюст Ренуар. Его кисти принадлежат картины «Купальщицы», «Анна», «Большие купальщицы».
Камиль Коро, наряду с чудесным и тонким  изображением природы, тоже отдал дань наготе.
В Лувре хранятся полотна: «Обнаженная среди зелени», «Мариэтта» (Римская одалиска) и другие.
Эдгар Дега, известный как певец балета, написал картины: «Мытье», «Женщина за туалетом», «Туалет», «После ванны».

   А ведь любое произведение искусства должно нести в себе идею, мысль.  Конечно, не все импрессионисты увлекались подобным эпатажем публики, но  и такого погружения в глубь народной жизни как у наших передвижников, мы  не видим.
В 1920-х годах события мексиканской революции отозвались   необычайно мощным подъемом искусства. Очень скоро лидеры нового искусства Мексики получили мировую славу и выдвинулись в число   представителей прогрессивной культуры 20-го века. Это были Хосе Клименте Ороско, Давид Альфаро Сикейрос и Диего Ривера. Первый из них, Ороско, выполнил акварели «Мексика в революции»/1913-1917/, где запечатлел кровавые расправы реакционеров с революционными крестьянами.   
Сикейрос был офицером и активным участником революционного движения. В 1921-м году он выступил с манифестом, провозглашавшим связь  искусства и революции. Стать во главе нового движения было естественным  для обоих художников.
За политическую деятельность Сикейрос был несколько раз арестован. Большое влияние на  развитие монументального искусства Латинской Америки оказала деятельность художника в Аргентине/1933/, Чили/1941-42/, на Кубе/1943/. В 1927,1955, 1958,1972 Сикейрос посещал Москву. В 50-60-х годах в произведении Сикейроса  усилились конкретная выразительность и политическая острота в трактовке исторических событий и образов.
Диего Ривера выступал как один из основателей мексиканской  школы   монументальной живописи, в которой видел мощное средство обращения к  народным массам, агитации, пропаганды и просвещения, утверждения  положительных образов народной жизни, труда, революционной борьбы.
Даже приглашённый в США, художник писал в стиле политических памфлетов. Его росписи Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке были уничтожены заказчиками, поскольку Ривера избрал их темой единение рабочих в борьбе с империализмом, а в центре изобразил Ленина. А ведь великий живописец вполне мог жить сыто и привольно, но он не стал предателем трудящихся.
Диего Ривера два раза посещал Советский Союз, являлся председателем общества мексикано-советской дружбы.

   Бельгийский скульптор Константин  Менье - посвятил своё творчество тяжкой жизни рабочего класса. Им были созданы картины: «Возвращение из шахты», «Шахтёрка с лопатой». Уже в возрасте 50 лет художник стал заниматься скульптурой. Его произведения стали своего рода памятниками труженикам. «Грузчик», рельеф «Индустрия», «Молотобоец» и многие другие.
Зачастую авангардисты  и модернисты упрекают социалистический реализм в нарочитой  идеологизированности, но кто заставил Менье служить народу? Никто, кроме совести, которая является истинным голосом Бога.

   Верно сказал французский скульптор Бурдель: «Искусство не удовольствие, и художник должен быть готов на величайшие жертвы».
Не случайно секретарь Компартии  Португалии Алваро Куньял, отбывая 10-летний  срок  заключения, создал целую  галерею замечательных рисунков: «Разгон демонстрации», «Агитатор» и другие.Немецкая художница  Кёте Кольвиц творила замечательные офорты: «Шествие ткачей», «Демонстрация», «Прорыв», «Крестьянская война» и другие.
Важнейшим средством проявления жертвенности в искусстве не просто является, а служит плакат.

   В дни революции, в годы гражданской войны и социалистического строительства, в эпоху Великой Отечественной войны плакат призывает, воспитывает, борется вместе с народом.
Великий поэт Советской России В.В.Маяковский умело сочетал стихи с методом художественной агитации. Его перо и кисть вполне могли  быть равны штыку и сабле.
Искусство должно не только отражать действительность, но и возвышать, воспитывать человека для жертвенного служения.

1 Кант И. Критика способности суждения//Соч. в 6-ти томах. Том 5.-1966.-С.337