Завершение петербургской осени

Валентин Филатов
    Те, кто не пришел или не попал на вечер "Фортепианные ассамблеи Петербургской Осени" в Капелле 12 ноября, упустили одно из самых ярких художественных впечатлений в своей жизни. То чудо, что сотворил с королем музыкальных инструментов пианист Алексей Чернов, под силу только небожителям. Пытаться перелить восторги от его игры в слова невозможно. Остаются одни восклицательные знаки и междометия. Это просто надо было слышать и видеть. И вкрапление в фортепианную программу трёх очень разных вокальных номеров, исполненных дивным сопрано Зоей Журавлевой, для которой лауреат едва ли не всех мыслимых международных фортепианных конкурсов становился бережным концертмейстером, придало концерту дополнительный, ни с чем не сравнимый аромат. Сидя в зале, я постоянно слышал то с одной, то с другой стороны шепоток: "потрясающе!", "какой восторг!", "чудо!"...
    Тем более странной выглядела околоконцертная реальность, которую я ничем не могу себе объяснить. Афишу этого, заключительного фестивального концерта "Петербургской Осени" украшали слова "презентация нового концертного рояля Фациоли". Кого ни спрашивал, не знают такого бренда. То есть, уже интрига. Должна привлечь дополнительное внимание. Спешу к кассам, имея при себе некоторый запас наличности. Хоть и объявляли устроители фестиваля перед его началом о доступности цен на билеты, но у всех же разное представление о доступности. Тем более, презентация! На всякий случай предъявляю свое пенсионное удостоверение. В кассе мне вежливо объясняют, что сегодня льготных билетов нет. Понимаю. Вздыхаю - и раскошеливаюсь. 250 рублей за выступление лауреата конкурса имени Чайковского я готов отдать. Рядом сокрушаются несколько почтенных дамочек из общества "Мемориал". Слышу их сетования. Вот, говорят, всегда на все концерты Капелла пускала нас бесплатно, и договор у нас есть, а сегодня 100 рублей требуют. Несколько дамочек, кажется, так и ушли ни с чем, развернувшись от касс прочь. Рядом слышу недоуменные перешептывания группы студентов, которым объявили, что на концерт пианиста, который в понедельник для них проводит мастер-класс, вход по студенческим билетам, а тут с них те же 100 рублей требуют. Вижу, как сбегает с лестницы запыхавшийся художественный руководитель фестиваля композитор Михаил Журавлев, что-то разъясняет администратору, нервно качает головой, а потом обращается к студентам, что сейчас он их всех проведет сам. Когда следом поднялся со своим оплаченным билетом я, у меня было чувство, что все эти препоны из-за опасения, что мест в Капелле на всех желающих не хватит. Как же! Такое событие, как выступление Чернова, должно стоять в ряду главных событий сезона. Как если бы к нам соблаговолил приехать с концертом Йо Йо Ма или, например, Владимир Спиваков с сольным концертом. Зайдя же в зал, я с удивлением обнаруживаю довольно много проплешин свободных мест. Что же, получается, кассы и администратор сознательно отсекают часть приехавшей на концерт публики от события?
     Приглядевшись к стоящему на сцене роялю, я обнаруживаю еще одну странность. Инструмент-то не концертный, хотя на афише красным по белому значилось именно это определение! Действительно прекрасный, как потом выяснилось, Фациоли, скромно разместившийся по центру огромной капелльской сцены, являл собою образчик малых, так называемых салонных инструментов. Признаться, пока не началась программа, нехороший червячок сомнений грыз мою душу. Было какое-то нехорошее чувство, что меня, как и всю остальную публику, обманули. К счастью, это чувство улетучилось почти сразу, как к клавишам прикоснулись руки маэстро Чернова. Такого божественного, полного глубокого смысла и фантастически богатой градации оттенков исполнения Скрябина и Шумана мне слышать просто не приходилось. Если вначале и возникли сомнения относительно рояля, то после концерта от них не осталось ни следа. Маэстро вышел абсолютным победителем.
     Резануло слух и то, что ведущая концерта ни словом не обмолвилась о том, что он венчает 10-й фестиваль русского искусства "Петербургская Осень", хотя, как я понимаю, если бы не титанические усилия фестивального комитета во главе с Журавлевым, этого концерта просто не было бы.
     Как бы то ни было, великое событие состоялось в Капелле. Бурными овациями провожала публика музыканта, исполненная благодарности за полтора часа ни с чем не сравнимого счастья.