Достоевский, или Как нас учат, кстати, воровать

Булат Болот
Достоевский, или Как нас учат, кстати, воровать. У себя.

Тут Достоевскому 190 лет исполнилось. Единственного психолога, у которого Ницше, как он сам пишет, мог кое-чему поучиться: Достоевский принадлежит к самым счастливым случаям моей жизни, пишет Ницше, ну и так далее... И полез я в словарь, самый толстый и красивый, чтоб узнать: А шо про него там пишут? А вота:

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821-1881) - русский писатель, мыслитель-гуманист. Основные сочинения: "Бедные люди" (1845), "Записки из Мертвого дома" (1860), "Униженные и оскорбленные" (1861), "Идиот" (1868), "Бесы" (1872), "Дневник писателя" (1873), "Преступление и наказание" (1876), "Братья Карамазовы" (1880) и др. В основании творческого метода реализма Д. находилась неизбывная установка на поиск человека в человеке, убежденность в том, что человек - не "фортепианная клавиша", руководимая разнообразными возмущениями внешней среды, что исключительно в самом человеке, в его природе - местоположение его богоориентированной благородной внутренней эволюции, его наиважнейшей способности не только различать добро и зло, но и осуществлять активный осознанный выбор между ними. Человек, по Д., только сам отвечает за собственные поступки в любых, даже самых неблагоприятных условиях - совершенное преступление и соразмерное нравственное наказание всегда неразрывно связаны, неразделимы, и, нередко, ретроспективно неразличимы. У Д. переживающая адекватный себе крах личность - самим феноменом собственной гибели - обнажает сокровенную сущность окружающих вещей, явлений и событий, в том числе - и религиозно-мистического толка. Душа человеческая - фокус взаимодействий и взаимного борения велений ума, устремлений сердца, императивов людской мысли, догматов веры - переживает также и давление внешних обстоятельств. Результатом этого, согласно Д., выступают уникальные, чудовищные совпадения - роковые случайности - обусловливающие судьбы людей и ход событий. Понимание Д. природы и сущности человека в норме и патологии привело писателя к гениальным формулировкам сути социализма и "русской идеи". Роман "Бесы", заложивший устойчивую традицию романов-предостережений о горизонтах (не всегда позитивных) социального и индивидуального характера людей (продолженную позже антиутопиями Замятина, Хаксли и Оруэлла), с ужасающей точностью предвосхитил суть, нравственное измерение и человеческую цену событий 20 в. в России. Неизбежная "смута", ведущая к "безграничному деспотизму", "снятию ста миллионов голов", "обращению девяти десятых людей в рабство"; "полное послушание" и "безличность", основанные на "атеизме" и "шпионстве" - такую версию истории России предчувствовал Д. Соблазнам идеалов социализма, которые Д. характеризовал не иначе как "повсеместный грабеж", "мрак", "хаос" и "ужас" (беспредельно "грубые, слепые и бесчеловечные") - мыслитель противопоставил беспрецедентно-гуманистический и уникальный поведенческий идеал "русской идеи"...

Ну и так далее. Где вехи жизни, семья и школа, родина, места обитания?!! Где этапы духовной эволюции, вклад в практику, отечественную и мировую?
Попроси я доклад подготовить по Достоевскому, поручи я найти материал самостоятельно, набреди студент на эту толстую и красивую книгу, и - полилось бы готовенькое, влитое добросовестной школьной учительницей эмоциональное завывание с патриотическими подвываниями...
Это - грабеж...
Интеллекта и труда: и своего, и чужого, специально подброшенного...
А вы говорите: Фурсенка, блять!
Ненавижу русскую литературу!
И литературу о литературе.
Всё тащит русского человека куда-то.
На готовенькое.
То в евангелие.
То в коммунизм.
То в демократию.
А у него и свой ум есть.
Ни разу не ннадёваный.
А пусть спробует!
Только примерять начнёт - как сразу налетим:
Камо, мол, грядеши, скотина?
Ты не туды гряди, ты сюды гряди...
Куды я скажу!!!
Малчять!!!
Выполнять!!!
А?!!!
И о грустном:
А судьи кто?...