Выборочный обзор прозы 7, ч. 2

Клуб Слава Фонда
 начало - http://proza.ru/2011/11/13/373

ВЫБОРОЧНЫЙ ОБЗОР ПРОЗЫ  ЖУРНАЛА «СИБИРСКИЕ ОГНИ»   № 6 -10  за 2011 г
_______________________________________
ГЕННАДИЙ БАШКУЕВ «Пыль старого двора» - рассказы –«Сибирские огни» -№8 -2011
АЛЕКСАНДР КРАМЕР «Всеобщее благо» - рассказы –«Сибирские огни» -№9 -2011 г
СТАНИСЛАВ ВТОРУШИН «Посланец» - роман – «Сибирские огни» -№ 10 -2011 г
/Л.К./  -  аналитические заметки  автора обзора  ЛЮДМИЛЫ КОЗЛОВОЙ КУЗНЕЦОВОЙ
________________________________________

 «СИБИРСКИЕ ОГНИ»  -  №8  - 2011 г
Проза  восьмого номера представляет нескольких  авторов,  рассказы которых объединены в циклы. Наиболее весомым и по объёму (почти повесть), и по художественным достоинствам  выступает цикл рассказов ГЕННАДИЯ БАШКУЕВА, объединённых одним названием: «Пыль старого двора».
Сведения об авторе:
 Башкуев Геннадий Тарасович родился в 1954 году в Улан-Удэ. Член Союза писателей России. Прозаик, драматург. Окончил Иркутский госуниверситет. Пьесы поставлены в театрах РФ и СНГ. Участник всероссийских семинаров по прозе и драматургии. Публиковался в журнале “Современная драматургия”, в издании СТД РФ “Сюжеты”. Автор книг прозы. Живет в Улан-Удэ.
***
 Вещь.
 История  о дорогой покупке – кожаном реглане, из-за которого перессорились родители, и распалась семья. Реглан, конечно, был лишь той вещью, по которой прошла граница раскола. Но в ней, в этой вещи, остался запах и образ отца. Герой рассказа - мальчик, который, став взрослым, продолжал хранить  этот реглан,  не однажды  хотел  изрезать  его бритвой. Но он понимал – нельзя!  И совершенно в точку попадает  заключительная фраза рассказа: « Когда вещь пахнет любовью, она перестает быть вещью». /Л.К./
 Воздушный поцелуй.
В рассказе материализован  Образ женщины, ожидающей своего единственного, любимого и неповторимого – женщины, которую  обыватели иначе как сумасшедшей не называют. Образ,  повторяющий сказочную Ассоль, но нарисованный  чёрной краской пошлости и безнадёжности.     Они считают её сумасшедшей, словно предчувствуя  в ней неизбежность собственной судьбы. Так продавщица Инга, которая  подкупила пацанов шоколадками, чтобы они прогнали эту «дурочку» со двора,  спустя много лет  сама становится  её зеркальным отражением. /Л.К./
Роман с чемоданом, или Лодка без весел. 
Почти сказка о фибровом чемодане, в котором  для героя рассказа  жила история семьи – образ отца, матери и детства. Жена, не понимавшая странного отношения  своего мужа к этому чемодану и всё время пытавшаяся  сбыть это фибровое чудище куда-нибудь подальше,  однажды поставила вопрос ребром: «Или я, или он (чемодан)!»  Ясно, что расстаться с лучшей частью своей жизни герой не смог. Рассказ, конечно же, не о чемодане, а  об одиночестве  в кругу семьи, когда  вещь из прошлой жизни – из детства – превращается в  талисман, оберегающий душу. /Л.К./   
Тайна. 
Собаку, которая после смерти хозяйки ничего не ест, скулит и ищет прошлую жизнь, приводят к  мимолётному  гостю-любовнику,  когда-то, целую жизнь назад, три раза переночевавшему  у её хозяйки – старой девочки с крылышками на узкой спине. И собака узнаёт его. Так становится  явной тайна её жизни, где  этот незадачливый герой-любовник (старый мальчик) был  тем  единственным, что  судьба даёт один раз и навсегда./Л.К./
Цикл рассказов «Пыль старого двора»   напоминает  сказки Г.Х. Андерсена, ибо каждая  вещь, каждая деталь прошлого  здесь обладает  волшебной магической силой, способной  возродить   живые образы,  чувства и  аромат давно прошедших дней./Л.К./


«СИБИРСКИЕ  ОГНИ» -  №9 -2011 г

Проза девятого номера  также представлена рассказами. В первую очередь обращает на себя внимание  цикл рассказов «Всеобщее благо» АЛЕКСАНДРА КРАМЕРА – это проза с ярко выраженным авторским стилем.
 Сведения об авторе:
 Крамер Александр Борисович родился в 1953 г. в Харькове. Окончил политехнический институт, заводской инженер. Публиковался в журналах “Веси”, “Дарьял”, “Кукумбер”, “Березiль”, “Союз писателей” и др. Живет в Германии.
 Шут.
Придворный  Шут, принявший смерть под аккомпанемент  хохочущей над его пародиями  толпы – центральный образ этой короткой истории. И только один человек,  новый наследник артейского замка, чью недееспособность осмеял когда-то шут,  лишь он, приказавший казнить клоуна, безумствовал от злобы во время казни. Талант непобедим и в литературе, и в жизни, а злоба  бессильна и глупа – об этом  напоминают  нам  герои этой притчи./Л.К./
Xарон.
Старик, перевозящий  умерших  на лодке через реку Забвения – образ из глубины веков. Но здесь, в этой истории, предаётся  забвению  преступник, когда-то испортивший невинного мальчика (сына Старика) и тем самым  загнавший ребёнка в петлю. Здесь Старик (Харон) – не просто  равнодушный  лодочник, но  Бог-Отец, карающий  покойника-преступника  за своё дитя. Старик не стал осквернять родную землю  и хоронить в ней  нелюдя. Превратившись в Харона, Старик пустил гроб с телом зэка  на волю волн взбесившейся весенней реки, предав буквальному забвению это существо, недостойное называться человеком./Л.К./ 
 Чашка.
Чашка – это огненно-рыжая собака, очень добрая, способная  одним своим видом вылечить человека. Собака  была жестоко избита злобной нищенкой, да так, что у животного  отказали  задние ноги. И собака научилась ходить на передних лапах. Жестокость людская заставила собаку относиться с недоверием к каждому человеку. Это история  не столько о собаке, сколько о том, ЧТО ТАКОЕ  человек./Л.К./
Мастер.
Рассказ  - исповедь палача, в которой, как в зеркале, виден   портрет человеческого сообщества/Л.К./
Цикл рассказов Александра Крамера  - философская  проза, затрагивающая самые глубинные психологические проблемы человеческой жизни. Решений этих проблем, видимо, не существует, разве что…представим себе, что человек когда-то станет Духовным существом…/Л.К./
«СИБИРСКИЕ ОГНИ» -№10 – 2011 г

Центральное место в в прозе десятого номера занимает роман СТАНИСЛАВА  ВТОРУШИНА  «Посланец».

Сведения об авторе:
Вторушин Станислав Васильевич родился в 1938 году в Новосибирске. Окончил Алтайский политехнический институт и отделение журналистики ВПШ при ЦК КПСС. Работал в областной печати, был собкором “Правды” в Праге. Автор стихотворных сборников и прозаических книг. Член Союза писателей России. Живет в Барнауле.
***
Роман  написан в лучших традициях современного  жанра – это  героическое сюжетное повествование  со счастливым исходом  для главных  персонажей. Поскольку законы жанра диктуют некую условность образов, переносить их на кальку реальной жизни не представляется возможным, поэтому и не следует рассматривать роман  как  произведение, несущее некую политическую идею или призыв к чему бы то ни было. В романе  показана лишь логика развития событий в возможных  обстоятельствах, в которых вынуждены существовать и действовать герои. Однако сюжет, конечно же, рождён  реалиями  нашей российской действительности.  Реалиями, о  которых знают все – от бомжа до профессора. К сожалению,  действительность  склоняет мыслящего человека к неутешительным оценкам –  любой обыватель даже и в российской глубинке давно понимает, что идёт новая (или старая)  гражданская война.  Автор романа  показывает читателю  расклад сил  и возможный сценарий  военных действий.       Главный герой романа  командир разведывательно-диверсионной группы Беспалов, чудом выжив  после ранения, возвращается  из  госпиталя  домой, казалось бы – в мирную жизнь. Но очень быстро понимает, что  гражданская война  не ограничивается театром военных действий  в горах Кавказа.  Всё происходящее в России   нельзя определить иначе, как  жизнь в условиях оккупации. Развитие событий возможно лишь в двух направлениях – полное  рабство или  партизанская война  против оккупантов. Беспалов выбирает второе. Ясно, что  среди здравомыслящих  людей, болеющих за  свою  землю, для которых понятие Родины не утратило и никогда не утратит  своего глубинного родового смысла, любящих  и охраняющих свой род, среди таких людей Беспалов находит единомышленников.                Автор романа «Посланец» не одинок в своей оценке  нашей неприглядной российской действительности. Многие писатели  определяют состояние сознания народного как  готовность к  противостоянию и бунту. В качестве примера приведу роман журналиста и публициста  Русланы Ляшевой «Зеркало Пугачёва»( М: «Новый  Ключ», 2009 – 276 с ). Из названия романа,  ясно, что «Зеркало Пугачёва» - это  образ, символизирующий  зеркальное  повторение исторических событий во времени. И зеркалом как раз является сегодняшний день, в глубинах которого, как нарыв, зреет бунт./Л.К./

Роман  Станислава  Вторушина – это удар гонга, предупреждающий об опасности, сзывающий народ на вече не для  военных действий, а для  реальной оценки  происходящего. Оглянитесь вокруг все – трудящиеся, безработные,  не имеющие будущего,  власть имущие, творящие беззаконие,  молчащие свидетели  свершающейся  трагедии!  Именно поэтому мы все, перечисленные выше, должны сказать СПАСИБО!   автору, ибо он  честно и  нелицеприятно  показал нам,  как мы живём  и   КУДА  идём./Л.К./

Автор обзора  Людмила Козлова Кузнецова

Ссылка на литературные  источники: 
 http://magazines.russ.ru/