начало - http://proza.ru/2011/11/13/373
ВЫБОРОЧНЫЙ ОБЗОР ПРОЗЫ ЖУРНАЛА «СИБИРСКИЕ ОГНИ» № 6 -10 за 2011 г
_______________________________________
ГЕННАДИЙ БАШКУЕВ «Пыль старого двора» - рассказы –«Сибирские огни» -№8 -2011
АЛЕКСАНДР КРАМЕР «Всеобщее благо» - рассказы –«Сибирские огни» -№9 -2011 г
СТАНИСЛАВ ВТОРУШИН «Посланец» - роман – «Сибирские огни» -№ 10 -2011 г
/Л.К./ - аналитические заметки автора обзора ЛЮДМИЛЫ КОЗЛОВОЙ КУЗНЕЦОВОЙ
________________________________________
«СИБИРСКИЕ ОГНИ» - №8 - 2011 г
Проза восьмого номера представляет нескольких авторов, рассказы которых объединены в циклы. Наиболее весомым и по объёму (почти повесть), и по художественным достоинствам выступает цикл рассказов ГЕННАДИЯ БАШКУЕВА, объединённых одним названием: «Пыль старого двора».
Сведения об авторе:
Башкуев Геннадий Тарасович родился в 1954 году в Улан-Удэ. Член Союза писателей России. Прозаик, драматург. Окончил Иркутский госуниверситет. Пьесы поставлены в театрах РФ и СНГ. Участник всероссийских семинаров по прозе и драматургии. Публиковался в журнале “Современная драматургия”, в издании СТД РФ “Сюжеты”. Автор книг прозы. Живет в Улан-Удэ.
***
Вещь.
История о дорогой покупке – кожаном реглане, из-за которого перессорились родители, и распалась семья. Реглан, конечно, был лишь той вещью, по которой прошла граница раскола. Но в ней, в этой вещи, остался запах и образ отца. Герой рассказа - мальчик, который, став взрослым, продолжал хранить этот реглан, не однажды хотел изрезать его бритвой. Но он понимал – нельзя! И совершенно в точку попадает заключительная фраза рассказа: « Когда вещь пахнет любовью, она перестает быть вещью». /Л.К./
Воздушный поцелуй.
В рассказе материализован Образ женщины, ожидающей своего единственного, любимого и неповторимого – женщины, которую обыватели иначе как сумасшедшей не называют. Образ, повторяющий сказочную Ассоль, но нарисованный чёрной краской пошлости и безнадёжности. Они считают её сумасшедшей, словно предчувствуя в ней неизбежность собственной судьбы. Так продавщица Инга, которая подкупила пацанов шоколадками, чтобы они прогнали эту «дурочку» со двора, спустя много лет сама становится её зеркальным отражением. /Л.К./
Роман с чемоданом, или Лодка без весел.
Почти сказка о фибровом чемодане, в котором для героя рассказа жила история семьи – образ отца, матери и детства. Жена, не понимавшая странного отношения своего мужа к этому чемодану и всё время пытавшаяся сбыть это фибровое чудище куда-нибудь подальше, однажды поставила вопрос ребром: «Или я, или он (чемодан)!» Ясно, что расстаться с лучшей частью своей жизни герой не смог. Рассказ, конечно же, не о чемодане, а об одиночестве в кругу семьи, когда вещь из прошлой жизни – из детства – превращается в талисман, оберегающий душу. /Л.К./
Тайна.
Собаку, которая после смерти хозяйки ничего не ест, скулит и ищет прошлую жизнь, приводят к мимолётному гостю-любовнику, когда-то, целую жизнь назад, три раза переночевавшему у её хозяйки – старой девочки с крылышками на узкой спине. И собака узнаёт его. Так становится явной тайна её жизни, где этот незадачливый герой-любовник (старый мальчик) был тем единственным, что судьба даёт один раз и навсегда./Л.К./
Цикл рассказов «Пыль старого двора» напоминает сказки Г.Х. Андерсена, ибо каждая вещь, каждая деталь прошлого здесь обладает волшебной магической силой, способной возродить живые образы, чувства и аромат давно прошедших дней./Л.К./
«СИБИРСКИЕ ОГНИ» - №9 -2011 г
Проза девятого номера также представлена рассказами. В первую очередь обращает на себя внимание цикл рассказов «Всеобщее благо» АЛЕКСАНДРА КРАМЕРА – это проза с ярко выраженным авторским стилем.
Сведения об авторе:
Крамер Александр Борисович родился в 1953 г. в Харькове. Окончил политехнический институт, заводской инженер. Публиковался в журналах “Веси”, “Дарьял”, “Кукумбер”, “Березiль”, “Союз писателей” и др. Живет в Германии.
Шут.
Придворный Шут, принявший смерть под аккомпанемент хохочущей над его пародиями толпы – центральный образ этой короткой истории. И только один человек, новый наследник артейского замка, чью недееспособность осмеял когда-то шут, лишь он, приказавший казнить клоуна, безумствовал от злобы во время казни. Талант непобедим и в литературе, и в жизни, а злоба бессильна и глупа – об этом напоминают нам герои этой притчи./Л.К./
Xарон.
Старик, перевозящий умерших на лодке через реку Забвения – образ из глубины веков. Но здесь, в этой истории, предаётся забвению преступник, когда-то испортивший невинного мальчика (сына Старика) и тем самым загнавший ребёнка в петлю. Здесь Старик (Харон) – не просто равнодушный лодочник, но Бог-Отец, карающий покойника-преступника за своё дитя. Старик не стал осквернять родную землю и хоронить в ней нелюдя. Превратившись в Харона, Старик пустил гроб с телом зэка на волю волн взбесившейся весенней реки, предав буквальному забвению это существо, недостойное называться человеком./Л.К./
Чашка.
Чашка – это огненно-рыжая собака, очень добрая, способная одним своим видом вылечить человека. Собака была жестоко избита злобной нищенкой, да так, что у животного отказали задние ноги. И собака научилась ходить на передних лапах. Жестокость людская заставила собаку относиться с недоверием к каждому человеку. Это история не столько о собаке, сколько о том, ЧТО ТАКОЕ человек./Л.К./
Мастер.
Рассказ - исповедь палача, в которой, как в зеркале, виден портрет человеческого сообщества/Л.К./
Цикл рассказов Александра Крамера - философская проза, затрагивающая самые глубинные психологические проблемы человеческой жизни. Решений этих проблем, видимо, не существует, разве что…представим себе, что человек когда-то станет Духовным существом…/Л.К./
«СИБИРСКИЕ ОГНИ» -№10 – 2011 г
Центральное место в в прозе десятого номера занимает роман СТАНИСЛАВА ВТОРУШИНА «Посланец».
Сведения об авторе:
Вторушин Станислав Васильевич родился в 1938 году в Новосибирске. Окончил Алтайский политехнический институт и отделение журналистики ВПШ при ЦК КПСС. Работал в областной печати, был собкором “Правды” в Праге. Автор стихотворных сборников и прозаических книг. Член Союза писателей России. Живет в Барнауле.
***
Роман написан в лучших традициях современного жанра – это героическое сюжетное повествование со счастливым исходом для главных персонажей. Поскольку законы жанра диктуют некую условность образов, переносить их на кальку реальной жизни не представляется возможным, поэтому и не следует рассматривать роман как произведение, несущее некую политическую идею или призыв к чему бы то ни было. В романе показана лишь логика развития событий в возможных обстоятельствах, в которых вынуждены существовать и действовать герои. Однако сюжет, конечно же, рождён реалиями нашей российской действительности. Реалиями, о которых знают все – от бомжа до профессора. К сожалению, действительность склоняет мыслящего человека к неутешительным оценкам – любой обыватель даже и в российской глубинке давно понимает, что идёт новая (или старая) гражданская война. Автор романа показывает читателю расклад сил и возможный сценарий военных действий. Главный герой романа командир разведывательно-диверсионной группы Беспалов, чудом выжив после ранения, возвращается из госпиталя домой, казалось бы – в мирную жизнь. Но очень быстро понимает, что гражданская война не ограничивается театром военных действий в горах Кавказа. Всё происходящее в России нельзя определить иначе, как жизнь в условиях оккупации. Развитие событий возможно лишь в двух направлениях – полное рабство или партизанская война против оккупантов. Беспалов выбирает второе. Ясно, что среди здравомыслящих людей, болеющих за свою землю, для которых понятие Родины не утратило и никогда не утратит своего глубинного родового смысла, любящих и охраняющих свой род, среди таких людей Беспалов находит единомышленников. Автор романа «Посланец» не одинок в своей оценке нашей неприглядной российской действительности. Многие писатели определяют состояние сознания народного как готовность к противостоянию и бунту. В качестве примера приведу роман журналиста и публициста Русланы Ляшевой «Зеркало Пугачёва»( М: «Новый Ключ», 2009 – 276 с ). Из названия романа, ясно, что «Зеркало Пугачёва» - это образ, символизирующий зеркальное повторение исторических событий во времени. И зеркалом как раз является сегодняшний день, в глубинах которого, как нарыв, зреет бунт./Л.К./
Роман Станислава Вторушина – это удар гонга, предупреждающий об опасности, сзывающий народ на вече не для военных действий, а для реальной оценки происходящего. Оглянитесь вокруг все – трудящиеся, безработные, не имеющие будущего, власть имущие, творящие беззаконие, молчащие свидетели свершающейся трагедии! Именно поэтому мы все, перечисленные выше, должны сказать СПАСИБО! автору, ибо он честно и нелицеприятно показал нам, как мы живём и КУДА идём./Л.К./
Автор обзора Людмила Козлова Кузнецова
Ссылка на литературные источники:
http://magazines.russ.ru/