Идры в том числе

Петр Золин 2
Идры в том числе

Суть. В начале нашей эры среди этносов (народов, землячеств, «племён») известны идры, например, по данным Птолемея. Иван Егорович Забелин
в «История русской жизни с древнейших времен»
http://az.lib.ru/z/zabelin_i_e/text_0050.shtml считал их предками дреговичей и связывал с ономастикой рек: Друя, Дрьють, Друц; городов: Друя, Дрисса-Дреговичи. Версия возможная, тем более, что большинство исследователей вообще внимание на идров не обращают. Но Интернет не даст солгать – есть в этом регионе и озеро Идрия (с деревней Идрия), река Идрянка, посёлок Идрица. Конечно, ономастику с «идр» можно обнаружить и в далёких краях. К примеру, греческий остров Идра. Соблазнительно выстраивать привязки к ононимам типа Выдрица, Выдрицкое и т.п. Но подобные соблазны сдержим. По составу мужских и женских гаплогрупп (с вариациями пропорций) автохтонное население у истоков Великой (античного Турунта), Западной Двины (Рудона) и Днепра (Борисфена) две-три тысячи лет относительно стабильно. http://www.proza.ru/2010/11/23/224 (Порхов, Остров, Псков) ; http://www.proza.ru/2010/10/24/336 ; Археологические памятники прослеживаются у этих истоков со времён палеолита. Так что античные идры (в числе примерно сотни других античных этносов) России требуют к себе научного и общественного внимания. Конечно, у Идрии явно селились не все "идры", но какие-то их архаичные группы. Да и прямые потомки античных идров здесь, включая Себеж,  требуют очень дорогостоящего выявления.

Греческий Идра связывают с "г-идро" (вода). В русском гидра - змея. Если идти от греческого аналога, то идры - "змеи" (водяные). По Геродоту, невры бежали из родных северных краёв на юг, потому что их выживали расплодившиеся змеи. Но во время войны с Дарием 1 нервии возвращались назад.
С.В.Алексеев в «Славянской Европе V–VIII веков»  http://lib.rus.ec/b/305313/read указал на средоточие культа Велеса-Змея, судя по преданиям, в земле вислян, в районе будущего Кракова. …Но культ змея у славян имеет многотысячелетние корни и огромную территорию распространения http://www.organizmica.org/archive/804/rk2.shtml
Идры жили недалеко от северных алан. Эти аланы (их связывают и с русской «волынью»: волынянами, «салунью»)  контролировали земли от гор Алан у верховий Днепра почти до Кавказа и Дуная, вели  кочевой образ жизни, являлись своеобразными «казаками» первых веков нашей эры.
 Аланами (Алаунами) со средних веков называлась и Валдайская возвышенность, где
 археологи отмечают появление элементов южных культур сарматов и других народов.
 Иногда аланы действовали в союзе с тавроскифами, имя которых затем перешло росам-
 русам — например, дружине Святослава. Эти силы Пию явно досаждали.
 До 145 г., «разобрав спорное дело между Реметалком и Евпатором ,
 он отослал первого в Боспор на царство. Оль вийцам он послал на помощь войска в
 Понт против тавроскифов и, победив последних, заставил их дать заложников
 ольвийцам. Конечно, такого авторитета у иноземных народов никто до него не имел, хотя
 он всегда любил мир...» Мира Скифия (Сарматия) и ее союзники не гарантировали.
 От низовий Дуная мощные удары по империи наносили сарматы и близкие им
 народы в 139,143,156 и в последующие годы.
Царь «свободных даков» Тарб вместе с
 сарматами, бастарнами, роксоланами, костобоками, буррами (наследниками Борея и
 Перуна) чуть не захватил севернее Дуная столицу римской Дакии. Население Малой
 Скифии у низовий Дуная отнимало земли у римских колонистов. Здешнему наместнику
 Гельвию Пертинаксу, будущему императору, пришлось долго наводить порядок. : При
 Марке Аврелии (161-180), десяток лет имевшем соправителя Луция Вера,
 координируемый натиск народов Германии и Скифии на империю усилился. Наместник
 Дакии и Нижней Мезии Клавдий Фронтон в 170 г. погиб в войне с северянами. Его
 сменил Клемент, привлекший к своей политике астингов (айстов, эстов; балтов) почти
 от Балтики.

Дружины наемников возглавляли Рай и Рапт («роптать»: протестовать).
 Клемент направлял их на земли костобоков — от верховий Тиссы и Днестра до низовий
 Днепра, но князья упорно пробивались к Дунаю. Мобилизованные Римом лакринги
 почти полностью разгромили эти дружины, оставив истории массу вопросов. «Аисты»
 (восточные) напоминают о роли Востока и в скандинавском эпосе. Рай и Рапт, верно,
 увлекли костобоков (кривичей?; литовское «кривс» - русский) на юг. Уже в 170-171 гг.
 костобоки, возможно — с союзниками, переходят Дунай, покоряют земли Фракии,
 Македонии и Ахайи вплоть до греческой Фокиды. Частью этого пути около 496 г. до н.э.
 проходили скифы, сюда около 175 г. до н.э. проникали и бастарны. Есть сведения и о
 выходе в эти места скифов во времена Македонского. После костобоков прорывы
 народов Скифии в сторону Греции усиливаются. Отпор костобокам попытался
 организовать Мнесибул, победитель олимпиад, но пал в битве. Северяне разрушили храм
 мистерий в Элевсине, построенный еще Периклом. Взяли добычу в других местах и
 вернулись. Не исключается участие в походе соратников Рая и Рапта.
 Одним из царей костобоков примерно в эти годы был Пиепор, а его женой
 являлась Зия (Сея) — дочь дакийца Тиата. «Бабке своей дрожайшей , много
 достойной» оставили прославляющую надпись в Риме на латинском языке «внучата» —
 Натопор и Дрилгис. Плиний в начале эры упоминал «котобакхов» у Дона, а авторы IV в.
 — севернее Черного моря, «скифского лука», где находились «европейские аланы и
 костобоки и бесчисленные племена скифов». Можно найти скифским именам и
 средневековые славянские созвучные имена типа Зеил, Зуик, Тит, Дроцил (и подобные).
 Командующему гвардией Марку Клавдию Фронтону, погибшему от рук германцев
 и языгов, империя поставила памятник. После очередной победы над сарматами в 175 г.
 Марк Аврелий принял титул Сарматский. Но тем лишь усилил ход «Германской, или
 Маркоманской, войны, вернее — войны со множеством племен». Сарматы, роксоланы,
 бастарны, аланы, певкины (от острова Певка, низовья Дуная; певка – сосна), костобоки и
 другие скифы были активными участниками этой войны 166-180 гг. Империя испытывала
 немало трудностей на границах с Сарматией.
 Рай и Рапт, верно, увлекли костобоков (кривичей?; литовское «кривс» - русский) на юг. http://www.proza.ru/2011/07/22/284
Фасмер о кривичах сообщал следующее:
вост.-слав. племя по верхнему течению Зап. Двины, Днепра и Волги (Пов. врем. лет; см. Барсов, Очерки 174 и сл.), ср.-греч. ;;;;;;;;;, ;;;;;;;;;;; (Конст. Багр., Adm. Imp. 9). Получили название по имени родоначальника племени *Кривъ (см. криво;й); см. Первольф, AfslPh 7, 594. Отсюда по народн. этимологии -- криви;ч "неискренний, фальшивый человек", моск., владим., тульск. (см. Труды Сарат. арх. ком. 24, 7 и сл.), под влиянием выражения криви;ть душо;й. Из русск. заимств. лтш. kri;evs "русский", Kri;evija "Россия" (см. М.--Э. 2, 284), kri;evisks "русский", лит. krie;vai мн.; см. также Буга, ZfslPh 1, 26; ИОРЯС 17, 1, 16. Совершенно нелепо сближение с др.-исл. Hrei;gotum (Видеман, ВВ 28, 52 и сл.), которое связано скорее с англос. Hr;;das "готы", др.-исл. hrei;r "гнездо", согласно Хольтхаузену (Awn. Wb. 126).

Возможная линия идры (как змеи-гидры, «кривые») – костобоки – кривичи - kri;evs "русский" - Kri;evija "Россия" (у балтов) требует более тщательного изучения. И понятно, что кривичи возникали не только как наследие одних «идров». Да и созвучий этнониму даже в русском языке (с учётом диалектов, говоров) хватает: "дрын" (большой кол, откуда есть путь и до "древлян"), "дрягва" (болото, "дреговичи", куда упорно уводят начало славянства некоторые именитые учёные), "драть" (сдирать, удирать), "м-итра" (солнечный культ, отчасти сохранённый в обличии церковников) и т.д. "Села на болотах" прослеживаются в округе с неолита.


Послеледниковое заселение округи датируется 10 - 8 тыс. до н.э.
http://www.proza.ru/2010/01/24/300 ; http://www.yfs.ru/dmdocuments/pba_1.pdf ;
Лисицын С.Н. Колонизация территории Великого водораздела в
финальном палеолите. A.M.Микляев открыл на Псковщине финальнопалеолитическое местонахождение Иванцов Бор и мезолитические пункты у дер. Лукашенки.
http://www.proza.ru/2011/10/31/1019 заселение с 10 - 12 тыс. лет назад
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/109994/Модлонское
http://narodna.pravda.com.ua/politics/4e5a95e35c367 / (возможно, вошли в состав кривичей)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Псковская_область

Постледниковье на Северо-Западе Русской равнины, по оценке С.Н.Лисицына, является наименее изученным периодом каменного века и в системе археологической периодизации соответствует переходной эпохе от верхнего палеолита к мезолиту, которая получила устойчивое наименование – финальный палеолит. Финальный палеолит Северной Европы в целом
имеет хронологические рамки приблизительно от 14-13 тыс. лет назад
до начала голоцена, около 11/10 тыс. лет назад. Для данного времени
была характерна выработка стратегии жизнеобеспечения мобильных
мезолитических охотников. Важное место в этой экономико-культурной нише играл лук, свидетельством чему стало массовое производство черешковых наконечников стрел [13; 17].
К сожалению, хронология восточноевропейского финального палеолита изучена крайне фрагментарно: природные условия на рубеже
плейстоцена и голоцена способствовали разрушению культурных остатков, а песчаные почвы не позволили сохраниться органике. Отдель-
ные финальнопалеолитические памятники более или менее надёжно
датированы в Юго-Восточной Прибалтике, а также в Южной Скандинологические и радиоуглеродные определения. Для Северо-Запада Русской равнины такие данные единичны. Поэтому материалы местного
финального палеолита датируются в широком диапазоне. Его нижний
предел определяется исчезновением наиболее поздних памятников
верхнепалеолитической традиции в бассейне Десны и Днепра (Тимоновка, Юдиново, Супонево, Чулатово и др.) и Оки (Шатрищи), имеющих радиоуглеродные определения 14-13 тыс. лет назад [3; 27; 33].
Верхним хронологическим репером служит появление надёжно датированных мезолитических культур, наследующих культурные традиции
финального палеолита: кундской в Восточной Прибалтике, бутовской
и иеневской в Верхневолжье (наиболее ранние абсолютные датировки
порядка 10,5-9,6 тыс. лет назад [10; 18; 22]).
Свидерский технокомплекс характеризуется развитой технологией
получения пластин, скалывавшихся с ладьевидных двухплощадочных и
одноплощадочных призматических нуклеусов с помощью мягкого отбойника [62]. В орудийный набор входят свидерские наконечники с
вентральным уплощением насада, скребки и резцы (среди которых
преобладают ретушные), изготовленные на пластинах. На Северо-Западе Русской равнины к свидерскому технокомплексу, датированному
в Польше поздним дриасом, относятся Иванцов Бор и, вероятно, Бабурова Гора в Верхнем Подвинье, а также кремневый комплекс находок
из 2-го раскопа Подола III на Валдае. Возможно также отнесение к нему
комплексов находок со стоянок Марьино 4 в бассейне притока Волги
р. Мологи и Дорки 6 на Валдае [8; 13; 21; 28; 34; 65].
28. Микляев А.М. Каменный-железный век в междуречье Западной Двины и
Ловати // Петербургский археологический вестник. СПб., 1995. Вып. 9. С. 7-39.

Послеледниковый период Псковской области обычно представляют так.

Поселения эпохи камня и раннего металла на юге Псковской области изучались в последние тридцать лет археологической экспедицией Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург). Работой экспедиции руководил А. М. Микляев. В южных районах современной области ледник оставил очень много озер. Настоящий Озерный край. В Пустошкинском, Себежском, Невельском районах озера занимают 6 - 8% поверхности. В Себежском районе более 500 озер, а в Пустошкинском около 370. Такие  водоемы, а также большие и малые реки имели для людей в древности очень большое значение. Природно-географические факторы влияли на выбор места для поселения, на хозяйственную деятельность человека.

Около 10-12 тысяч лет назад, поселения располагались на песчаных холмах по берегам послеледниковых озер. Жители этих поселений занимались охотой и рыбной ловлей. Находки орудий позднего палеолита известны у деревень Лукашенки, Антропово, Козлово (Усвятский район), Юхово (Куньинский район) и некоторых других.

В период мезолита (VII - VI тысячелетия до н. э.) люди постепенно расселились к северу и освоили обширные земли вплоть до Кольского полуострова. В Псковской области: археологами подробно изучена стоянка эпохи мезолита в Палкинском районе, в 6 км к юго-востоку от поселка Палкино, на берегу небольшого озера Белая Струга. Это озеро связано с рекой Великой речкой Струглицей. Здесь на песчаных холмах археологическая экспедиция, которой руководила Н. Н. Турина, обнаружила мезолитические орудия из кремня.

В VII - VI тысячелетиях до н. э. климат изменился, озера резко обмелели, и люди либо покинули привычные места обитания, либо переселились ближе к воде. Позднее, когда водоемы вновь разлились, мезолитические стоянки были затоплены и сейчас находятся под водой. Поэтому в Куньинском, Невельском и некоторых других южных районах Псковской области известны только отдельные находки мезолитических орудий из камня и кости.

Подробно изучены археологами поселения эпохи неолита. Постепенный переход к новой эпохе начинается в V тысячелетии до н. э. В целом же период неолита занимает около четырех тысячелетий и включает II тысячелетие до н.э.

В период неолита на юге Псковской области появляется керамика, используются новые, более совершенные приемы обработки камня при изготовлении орудий - пиление, шлифование, сверление. Особенностью хозяйства древнего населения является господство присваивающих отраслей - охоты, рыбной ловли, собирательства. По мнению А. М. Микляева, это было обусловлено тем, что юг современной Псковской области в неолитическое время был очень богат зверем, рыбой, разнообразной растительностью. Лишь в конце этой эпохи появились признаки перехода к производящему хозяйству – разведению домашних животных.

Из неолитических стоянок особенно интересны те, которые отнесены археологами к периоду среднего (развитого) неолита (конец IV - III тысячелетия до н. э. ). Эти поселения расположены близ Усвят, у поселка Наумове (Куньинский район), у деревни Дубокрай (Невельский район ), также в некоторых других местах. Климат в этот период был очень теплым и сухим. Уровень водоемов понизился на 2 - 3 м. Стоянки находились у самой воды, а потом, когда произошел разлив озер и рек, эти места превратились в болота. Поэтому археологи иногда называют эти стоянки торфяниковыми: слои, связанные с жизнью людей на этих местах, бывают перекрыты торфом.

На низком мысу у северного берега Усвятского озера расположена стоянка Усвяты IV. Она была раскопана археологами в 60 - е годы. Вести раскопки было очень трудно, ведь слои неолитического времени располагались на 10 см ниже современного уровня воды в озере и раскоп постоянно заливался водой. На этой стоянке археологам удалось изучить остатки жилищ. Это были свайные постройки. Прямо в прибрежной части озера, там, где глубина составляла от 30 до 70-80 см, набивались сваи из сосновых и дубовых бревен с заостренными концами. Они служили основанием для бревенчатых настилов, на которых возводились дома. В среднем на свайном поселении, подобном Усвятскому, проживало от 100 до 150 человек. На стоянке Усвяты IV найдено огромное количество костей рыб, птиц, диких животных, скорлупы лесных орехов, желудей. Много здесь встречено обломков керамических сосудов, а также орудий из камня и кости.

Несколько позднее, чем поселение у Усвятского озера, возникла стоянка близ поселка Наумове (Куньинский район). Она изучалась археологами в первой половине 70-х годов. Люди, жившие на этом поселении, занимались охотой, рыболовством, собирательством. Лишь в конце III тысячелетия до н. э. здесь начинают разводить домашних животных - коров, коз, овец, свиней.

Озерные свайные поселения известны и в Центральной Европе, например, в Швейцарии, в Юго-Западной Германии. Но там неолитическое население уже занималось земледелием и скотоводством. Стремясь сохранить больше участков, пригодных для занятия земледелием и скотоводством, люди строили свайные жилища в прибрежной части озер. Появление свайных поселений в южных районах современной Псковской области должно найти другое объяснение. Может быть, их жители хотели обезопасить себя от нападения многочисленных лесных зверей?

Во II тысячелетии до н. э. резко изменился климат, он стал более холодным и сухим. В середине этого тысячелетия, кроме того, поднялся уровень воды в реках и озерах. Свайные поселения были затоплены. Уровень воды в водоемах южных районов современной Псковской области стал к концу II тысячелетия до н. э. примерно таким же, как и в настоящее время. Обитатели свайных поселений стали жить по высоким берегам озер и рек, возведение жилищ на сваях прекратилось. Изменение климата вызвало важные сдвиги в хозяйстве. Возросло значение скотоводства: большую долю собранных во время археологических раскопок на поселениях II тысячелетия до н. э. костей животных уже составляют кости домашних животных (от 1/7 до 1/3 на разных стоянках эпохи позднего неолита). Археологи считают, что поселения эпохи позднего неолита, открытые в бассейне Западной Двины и Ловати, оставлены населением, родственным тому, которое распространилось в конце III тысячелетия до н. э. по всей Северной Европе, от Ютландии до Волги. Характерные признаки этих археологических культур - керамика, украшенная отпечатками веревочки (шнура), и каменные ладьевидные боевые топоры. Преимущественно это были носители мужской гаплогруппы R1a, которые и ныне преимущественна у населения Европейской России

Находки, относящиеся к эпохе неолита, известны не только на юге Псковской области. Так, кремневые орудия труда и обломки керамики, украшенной оттисками гребенки, были найдены недалеко от Изборска, у деревни Лезга на левом берегу реки Бдехи (Печорский район). Видимо, в неолитическое время территория нашего края уже была полностью заселена.

Переход к эпохе железа начинается в конце II - начале I тысячелетия до н. э. В этот период еще используются орудия труда из кремня. Но постепенно на поселениях начинают встречаться предметы из железа и следы железообрабатываюшего производства: шлаки, остатки горнов.

В I тысячелетии до н. э. появляются укрепленные поселения - городища. Люди выбирают для поселений высокие холмы. Жилища, которые строятся на этих холмах, защищаются земляными оборонительными сооружениями - валами. Нередко перед валом выкапывается ров. На юге Псковской области, в Северной Белоруссии, на Смоленщине известно много таких городищ, оставленных родственным населением.

Происходят важные изменения в хозяйственной жизни. I тысячелетие до н. э. - эпоха производящего хозяйства. Ведущая роль принадлежит скотоводству. Так, на городище Михайловское, расположенном при впадении реки Висечь в Жижицкое озеро (Куньинский район), уже 3/4 найденных при раскопках костей животных принадлежит домашним животным, причем, 2/3 из них - крупному рогатому скоту. Скот пасся на богатых пойменных лугах, по берегам рек и озер. Охота и собирательство сохраняли еще важное место в хозяйстве. Возможно, что жители городищ занимались и земледелием. Археологи считают, что во второй половине I тысячелетия до н. э. и в первой половине I тысячелетия н. э. постепенно выделялись ремесла. Известно, что в эту эпоху добывалось из болотной руды железо, а кузнецы делали из него орудия труда и оружие. Следы железоделательного производства есть во многих местах. Известно, например, городище Черная Гора под Себежем.

Раскопки городищ раннего железного века (I тысячелетие до н. э. - первые века н. э.) велись почти во всех районах южной части Псковской области.

В работах археологов характеризуются городища у деревни Анашкино (на берегу залива Жижицкого озера в Куньинском районе), у деревни Несьпо (на песчаном холме правого берега реки Несьпицы при ее истоке из озера Несьпо в Усвятском районе), близ деревни Рудня (на Урицком озере в Великолукском районе), у деревни Староселье (на берегу озера Двинье в Куньинском районе), у деревни Осыно (Себежский район) и другие.

Почему жители Псковского края стали жить на укрепленных поселениях? Во-первых, они защищались от вероятных нападений врагов. Во-вторых, важно было сохранить удобные для скотоводства и земледелия участки по берегам рек и озер.

А в итоге авторы пытаются доказать, что здешнее античное население – сплошь балты. Хотя даже по доминирующим научным версия – это балто-славяне, преимущественно венеды и их союзники.


Российские историки хотя бы со времён В.Н.Татищева тщательно разбирали данные Птолемея (вверху - один из вариантов карты по сведениям Птолемея) и других позднеантичных авторов, касающиеся географии России. В.Н.Татищев указывал следующее:
 Рубон и Рубо река, Пейцер 6 зовет Дина и Двина, к Риге, чему Клюверий, кн. IV, гл. 25, согласно указывает. Плиний же, думается, Парапамиса назвал, гл. 14, н. 53, начало Дины, у Нестора, н. 15.
 Турунтус реку Бекман 7 полагает Диной, но Клюверий более правильно Великую реку или Нарву разумеет. ====Чаще ныне связывают с системой Великая – озера - Нарва.
 Херсинус Мартиние в Лексиконе и Клюверий, кн. IV, гл. 22, именуют Хесинус и полагают, что это река Ловать. Может, оную взял за начало Невы, но поскольку Нева многие и величайшие реки от разных стран приемлет, то нельзя никоторой за начало счесть, но правильнее Неву разуметь. =====Вероятнее всего, водная система : реки с Валдайской возвышенности из округи Селигера (Мста, Поломять, Пола, Ловать) – Ильмень – Волхов (или волоки к Луге) – Ладога – Нева – Финский залив (как часть античного Венедского).
Граница Сарматии восточной и европейской, протянувшаяся по Волге до верховий Дона, а за Доном между Волгой и горами Кавказскими именуется Азиатская, н. 5, 11, гл. 20.
Рифейские горы. Все древние авторы весьма разное положение их описали, н. 58, гл. 12, н. 24, гл. 13, н. 10, гл. 14, н. 12, 27, 60. ========На картах по данным Птолемея чаще Рипы (Рифы) указываются на водоразделе Ра (Волги), Танаиса (Дона), Борисфена (Днепра) и рек, впадающих в Сарматский океан (Балтику). 
 Аварины, авары, у русских обры, гл. 27, ч. II, н. 24.
Голинды, судины и борусци. Нестор галиндов указывает в Литве, ч. II, н. 247. Дизбург 8 и после него Гоманн в ландкарте - в Прусах, где и судины. Боруссы общее имя всех прусов, гл. 21. Рифейские же горы не здесь находятся, н. 54.======== А на картах по данным Птолемея находятся.
 Ракаланы. Что аланы значит, о том выше, н. 23 и гл. 28, показано, и сии, думаю, по реке Раа так именованы, т. е. волжский народ.
 Бодины, гл. 12, н. 19, 51, гл. 14, н. 1.
 Хуны народ, думаю, Великой Руси от Хунигарда, гл. 29 и 26. =========Ныне трактовки полиэтничных гуннов сложнее (см.: Л.Н.Гумилев, Интернет), но словено-русский компонент в их составе (с учетом влияния славян при дворе Аттилы) не исключен.
Алтари Александровы и Цесаревы  (============= всё ещё игнорируются официозом: П.З.). Как писатели об Александре в реках Араксе и Доне, от имени Селинус, погрешили, гл. 14, н. 70, так и о Дарие, гл. 12, н. 54, гл. 13, н. 25, которые у Дона не бывали. Еще менее Цесарю быть там был случай.

Ю.Кулаковский. Карта Европейской Сарматии по Птолемею (Приветствие XI Археологическому съезду) сделал немало полезных наблюдений, но и внедрил неверные допущения.

Очевидно, что венеды в начале эры вполне могли властвовать в Восточной Прибалтике, по всему Венедскому заливу; но не сводимому к Рижскому. Общины финнов, веками взаимодействовавшие со славянами, вполне могли благодаря венедам и поселиться в округе (это отмечал ещё Тацит). В конце концов, превращаясь, например в эстонцев, приняв античный этноним индоевропейцев.

Ю.Кулаковский как бы не может и принять неоднократно известную в историю территориальную раздробленность одних и тех же народов. К примеру, певкинов

Птолемей уточнял: «(10) Затем побережье океана у Венедского залива занимают вельты73, выше их оссии74, затем самые северные карбоны, восточнее их кареоты75a и салы75; ниже этих гелоны76, гиппоподы77 и меланхлены78, ниже их агафирсы, затем аорсы и пагириты79, ниже их савары80 и боруски81 до Рипейских гор; затем акибы82 и наски83, ниже их вибионы и идры; ниже вибионов до аланов стурны, а между аланами и гамаксобиями карионы84 и саргатии85; у поворота реки Танаиса – офлоны и танаиты, за ними осилы86 до роксолан;

В литературе есть версии, что наименование Рудон  возникло, быть может, по ассоциации с с Роданом Эриданом (как Рона и Рейн), ср. Аполлоний Родосский IV: 627);  и отождествляется с современным Неманом (======== а он обычно Хронус) . ========Рудон (Эридан) – Западная Двина
Турунт .Отождествляется с рекой Виндавой; ср. M;ller. Ptol. Geogr. Но Турунт – водная система от Великой до Нарвы
Хесин якобы по своему положению соответствует Западной Двине. По Мюллеру, отождествляется с рекой Пернов. На самом деле при всех сопоставлениях , Хесин – водная система от Селигера через бассейн Ильменя к Балтике Эту ошибку Кулаковского (Двина - Хесин - Турунт) упорно повторяют авторы русской Википедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/

Горы Будин связывают с упоминаемым у Птолемея (III: 5, 10) именем племени бодинов, которых трудно оторвать от геродотовых будинов. Томашек (Tomaschek, RE, V: 592), видит в нем славянское “водины”, т. е. люди, живущие у воды; топографически оно может относиться лишь к Валдайской (или вообще Среднерусской) возвышенности, хотя и трудно предполагать у Птолемея или у его источника реальнее знакомство со столь отдаленными от моря областями Сарматии. Трудно, но предполагают и все более обосновано.

Северные "горы Алан" отождествляются с Донецким кряжем. На картах Аланские горы тяготеют к истокам Борисфена (Днепра) и Рудона (Западной Двины, Даугавы). Это оконечность Валдайской возвышенности http://www.proza.ru/2010/02/13/178

Уточняется, что отождествление аланов со скифами указывает на широкое распространение имени аланов в Причерноморских степях во II в. н. э. и на их ассимиляцию со скифо-сарматами.  Распространялись вплоть до Урала и Алтая.
55.В этом имени, встречающемся у Тацита (Германия: 43) и известном уже, по словам Плиния (Ест. история IV: 99), Питею из Массилии, хотят видеть древнейшее упоминание тевтонов или готов
56.Это племя, известное также под именем Fenni, отождествляется с позднейшими финнами; Птолемей помещает финнов в число незначительных племен, хотя они в действительности занимали обширную территорию на севере Европы  Отсюда данные Птолемея наряду с Тацитом – о малочисленности и неразвитости фенов-финнов - очень не нравятся нынешнему антирусскому космополитизму.
57.Ближе не известны; сопоставляются с боранами, упоминаемыми у Зосима (Новая история: I: 31): M;ller. Ptol. Geogr.: 424. См.: бораны.
58.Сопоставляются (M;ller. Ptol. Geogr.: 424) с бургундами (Плиний. Ест. ист. IV: 99 Burgundiones). У Агафия Миринейского (О царствовании Юстиниана V: 11) называются вместе с кутургурами, утургурамии т. д. Бургионы (уже как бургунды) в начале 5 века вместе с рядом соседних народов во главе с Радагайсом (Радогостом) совершили знаменитый поход на Рим
59.У Плиния (Ест. ист. IV: 99) Varini, относимые к числу германских племен.  Но авары как обры упоминаются в русских летописях в связи с событиями времен императора Ираклия, когда обры угнетали часть славян. Вместе с тем в ту пору известны и «скифы кои суть русские» во главе с каганом.
60.У Страбона (IV: 1, 8), Тита Ливия (Периохи: 68 Teutonis et Ambronibus castra) и других авторов упоминаются под именем амбронов вместе с тевтонами в связи с событиями 113 г. до н. э. Возможно, предки обров русских летописей.
61.Сопоставляются (M;ller. Ptol. Geogr.: 424) с упомянутыми Цезаря (Записки о галльской войне VI: 25) анартиями, которые называются вместе с даками как часть первого из названных племен. Анартофракты – могли быть общиной индоевропейцев.
62.Ближе не известны. Сопоставляются П. Шафариком (Slavische Altertumer. I: 207) с локализуемыми Птолемеем в Германии висбургиями II: 11, 10  Бургионы (уже как бургунды) в начале 5 века вместе с рядом соседних народов во главе с Радагайсом (Радогостом) совершили знаменитый поход на Рим
63.Ближе не известны. Фонетически наименование их может быть сопоставлено с названием пункта Арисква (Птолемей II: 11, 14) в Германии, хотя Tomaschek (RE, III: 1277) считает их даками, а П. Шафарик (Там же: 206) славянами.  Арсиеты с учетом аорсов и раннесредневековой Арсании вполне могли составлять одно из небольших княжений-землячеств венедов в регионе их перемещений от Балтики к землям певкинов.
64.Ближе не известны. Могут быть сопоставлены с кистобоками, на основании чего Томашек (RE, III: 1277) считает их даками. Масса вариантов локализации и ононима, по сути, есть некоторые основания для сближения с будущими кривичами («костобоки» тоже не из прямых; регионы обитания близки). Сабоки с учетом реки Сава, славянского «собака» и иных созвучий могли иметь и самостоятельное существование вне костобаков.
65.Это имя П. Шафарик (Там же: 207) сопоставляет с позднейшими наименованиями Пина (приток Припяти) и Пинск.  Пиенгиты – вероятная ветвь гитов-гетов, а гетами в начале средних веков признавали и славян.
66.Должны быть признаны идентичными биефам, называемым Птолемеем (III: 8, 3) в Дакии, локализуются П. Шафариком (Там же: 208) как часть только что названного племени, у местечка Biecz в Галиции. «Бифульки» - дети славянских женщин и кочевников в начале средних веков, активные участники создания государства Само в 7 веке. Затем в этих местах укрепилась славянская Моравия.
67.Быть может, голядь русской летописи (под 1058 г.). По Кисслингу (Kiessling, RE, VII: 606) племя славянского происхождения. Велика вероятность, что это балто-славянский полиэтнос (гольтескифы у Иордана).
68.У других авторов нет. По Кисслингу (Kiessling, RE, VII: 606) боруски - славянского происхождения. Ср., однако: Franke, RE, VII, 2: 563 сл.; Ю. Кулаковский связывает их с позднейшей Судавией в Восточной Пруссии.  Версия наиболее привлекательная с учетом роли выходцев из ранней Пруссии в средневековом Новгороде, а до этого археологических и ономастических подтверждений связей Восточной Прибалтики с округой Приильменья.
69.Сопоставляется со “словени”, “славени”: Шафарик. Там же: 208 Эта почти принятая многими исследователями Птолемея реальность крайне неонорманизм раздражает. Эти ставани оказываются соседями костобоков, которые – если предки кривичей – оказываются в рамках славянского этногенеза. Корень тяготеет к смыслу «ставка» (застава). Ставани-словене могут быть одним из первых упоминаний словен Приильменья.

«Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской».Далее летописный сюжет, как Андрей Первозванный побывал на славянских землях в округе будущего Новгорода. (П. М. Золин. Неревский конец Великого Новгорода, Статьи о Новгороде, Древнерусская литература)
70.Ближе не известны. Возможно, сопоставимы с язвингами (Иордан: 23)]. Игиллионы как соседи кистобоков могут быть одним из небольших княжений этого мощного позднеантичного образования на землях будущей Руси.
71.У Плиния (Ест. история VI: 19) под именем котобаков названы в числе сарматских племен у реки Танаиса. Аммиан Марцеллин (XXII: 8) упоминает о них наряду с аланами. У границ Дакии их помещает Дион Кассий (Римская история LXXI: 12) О костобоках см.: Интернет.
72.Вероятно, соответствуют трансюгитанам Аммиана Марцеллина (XVII: 12, 12), локализуемым в современной Трансильвании. П. Шафарик сопоставляет их с загарами, упомянутыми Евстафием в схолиях к Дионисию Периегету (302), понимая последних как “загоры”, т. е. живущие за горами  Соответствие Трансильвании и загорам наиболее обосновано.
73.П. Шафарик (Там же: 555) сопоставляет с позднейшим названием Вильна Велеты (вельты)  – волоты – богатыри русского эпоса, старшины финских волостей и т.п. Отсюда и ононимы Великий, Великая.  Старейшина (князь) новгородцев Гостомысл был похоронен на Волотовом поле. Славянский оттенок этнонима нередко старательно игнорируется.
74.Упомянуты (Плиний. Ест. история XXXVII: 39) на о. Эзеле (Osiliae insulae) Оссии (х-оссии) локализованы выше (севернее) вельтов у Венедского залива (Восточной Прибалтики). Село Осия со сравнительно обособленным населением (но общение на русском языке) известно под Новгородом.  Осии – образно говоря, - могли быть и «осами»: жалящими врагов, хотя ононим требует и сопоставления самых разных его трактовок.

Демонстративно опущены -  «затем самые северные карбоны», которые вместе с кареотами неизбежно напоминают карелов. В этом полиэтносе финно-угры – вероятнее всего – преобладали. Столь раннее появление полиэтничных карелов (хотя бы со времен Оленьего острова у Кижей) официоз почему-то не устраивает. Хотя археологические и ономастические свидетельства в пользу его существования есть.   
75a.Ближе не известны. Фонетически могут быть сопоставлены с каратами, скифским племенем, локализуемым Птолемеем (VI: 13) на реке Яксарт. Кареоты, восточнее самых северных карбонов, никак не попадают на столь далекий южный Яксарт. Но, понятно, что в составе многотысячелетней Великой Скифии некоторые ее народы неизбежно имели сородичей в далеких краях. Это – в частности – и утверждает Сказание о Словене и Русе.
75.Наименование этого племени П. Шафарик сопоставляет с именем реки Салы, впадающей в Рижский залив. С другой стороны, напрашивается сопоставление с племенем спалы (Плиний. Ест. ист. VI: 22; Иордан: 4), локализуемым на реке Танаисе. Еще более интересны салы (Плиний. Ест. ист. VI: 14), локализованные в Колхиде и отождествляемые со страбоновыми фтирофагами (XI: 2, 1). Для этого последнего отождествления небезынтересно соседство с ними гелонов (ВДИ, 1947, № 4: 209)  Да, но еще более привлекают появившиеся века через два франки-салии (морские) наряду с рипуариями (от Рип – горными, береговыми ?) в Западной Прибалтике. Исходу будущих франков из Восточной Европы ныне посвящается все больше работ.
76.О гелонах (Псевдо-Скилак) на Кавказе, а по более поздним свидетельствам локализуемых между Доном и Волгой: Геродот IV, по словам которого имя их у греческих авторов покрывало также и будинов. Давно высказываются версии о связи этого народа с ононимами типа Желонь, Шелонь, Голино, известными и Приильменью.
77.Это племя, локализуемое первоначально в Скифии (Дионисий. Перипл: 310), переносится затем на острова Северного океана (Плиний. Ест. ист.1 IV: 95) Но гиппоподы у Птолемея однозначно идут в связке «восточнее их кареоты75a и салы75; ниже этих гелоны76, гиппоподы77 и меланхлены78, ниже их агафирсы77», что требует их учета хотя бы в составе меланхленов (смолян).
78.Упомянутое вместе с гелонами на Кавказе (Псевдо-Скилак), это племя локализуется другими авторами на севере Скифии. Наиболее подробно о нем: Геродот IV: 20. У Птолемея упомянуты дважды, см. еще V: 8  Многими авторами меланхлены (смоляне) локализуются именно на севере Скифии. Это официоз чаще всего и не устраивает. И это народ выше агафирсов и Рипейских гор.

Любопытно, что агафирсы и аорсы в связе «меланхлены78, ниже их агафирсы, затем аорсы и пагириты79, ниже их савары80 и боруски81 до Рипейских гор» в комментариях проигнорированы. Агафирсы подвергнуты императором Траяном мощному переселению на земли империи. Поэтому в источниках позже они – вероятнее всего – фигурируют как акациры. Это – возможно – группы ортодоксальных агафирсов, не пожелавших переселяться под Рим и ушедших на север. Аорсы известны войнам с Римом у низовий Дона в 1 веке н.э. И они частью тоже могли уйти на север, где – к примеру – в Приильменье известны Околорусье с ономастикой на «-р-с-»: река Порусья из озера Русского, селения Руса и т.п.

Понятно, что такие аорсы на севере, особенно в регионе будущей Старой Руссы (и ранее эпического Руса) неонорманизму крайне не нужны. А вероятность появления переселенцев с юга в округе Валдайской возвышенности хотя бы по находкам Башенькина явно не исключена. 
79.Отождествляются с эпагиритами, локализуемыми на Северном Кавказе: Плиний. Ест. ист. VI: 16 Как пагириты (пажириты, вероятные «ижорцы») севернее гор Рип устойчиво связываются с народами Кавказа, сказать трудно. Но вот река Ижора и живущие «по Ижоре» (как об-одриты и т.п.) – ононимы более привлекательные и правдоподобные.
80.Сопоставляются (Шафарик. Там же: 212) с северянами и локализуются к северу от Чернигова.  Конечно, саваров можно связывать не только с северянами, но и с северянами. Это тоже неонорманизму не нравится.
81.Отождествляются (M;ller. Ptol. Geogr.: 429) с робасками, упомянутыми Плинием (Ест. ист. VI: 14) на севере Европы. Schafarik видит отзвук этого имени в наименовании города Боровска I, 212  Боруски чаще связываются с ранними прусами, а их локализацию у гор Рип пытаются оправдать передачей археологических культур от Балтики примерно до Москвы одним балтам. Но в начале нашей эры в этом регионе уже обитали полиэтносы, нередко единящие индоевропейцев и финно-угров. Боруссия ныне больше известна в Германии, но Бело-руссия – извечная родня России.

Не все, однако, историки умозаключали таким образом. По мнению Забелина, те народы, которые греко-римские писатели называют сарматами, были на самом деле не сарматы, а славяне. Сарматами греко-римские писатели называли наших славян ради высокого стиля, избегая простонародных имен и прибегая к книжным. Ранее таким книжным именем было имя скифов. Но после поражения скифов Митридатом Понтийским во II веке по Р. X. слава этого имени померкла, и греко-римские писатели взяли другое имя — «сарматы». Имя сарматов прочно утвердилось у них за славянами в отличие от германцев, а Сарматией римские писатели стали называть именно область славянских поселений.

Что так называемые сарматы были собственно славяне, это, по мнению Забелина, видно из их племенных имен, как они передаются у Страбона († 45 год) и Птолемея (II век по Р. X.). Страбон около Днестра помещает тирегетов, а за ними далее на восток языгов, на север бастарнов, между Днепром и Доном роксолан, на низовьях Дуная певкинов, а на западном побережье Каспия — витиев. По Забелину все эти племена не кто иной, как тиверцы нашей летописи, жившие по Днестру, языки, быстряне, русь, буковины, вятичи. Таким образом здесь открываются не только исторически известные племена восточных славян, но и еще новые — языки, быстряне, буковины. Другие племена восточных славян Забелин открывает у Птолемея. В ставанах Птолемея он видит словен нашей летописи и путем разных догадок открывает их местожительство как раз около озера Ильменя; в саварах Птолемея — наших северян; в стурнах — обитателей бассейна Припяти, в которую де впадает р. Стырь, неподалеку от которой находится Тур-озеро, Туриск город. Турья река и Туров город: стурны — это туровцы нашей летописи; в идрах Птолемея Забелин усматривает дреговичей, а в хунах — кыян нашей летописи. Воображение Забелина уносится так далеко, что он открывает позднейшие русские города в городах, о которых упоминает Птолемей: Азагарион — это Чигирин (кстати сказать, построенный заведомо во второй половине XVI века), Лейнон — Волынь, Сарвакон — Червень и т. д. Так как ни у Страбона, ни у Птолемея нет собственно определенных показаний о местожительстве этих племен и расположении городов, то Забелин свободно производит все свои сближения и толкования. Но при этом он наталкивается на одно серьезное препятствие: сарматы в известиях римских и греческих писателей являются кочевниками, между тем как славяне изображаются у них народом оседлым, земледельческим. Забелин старается обойти это препятствие таким образом. По его мнению, римские и греческие писатели изображали быт сарматов не по действительным наблюдениям, а по установившимся представлениям о Скифии и ее обитателях. Скифия по древним понятиям означала степь; кто жил в скифии, тот необходимо был кочевником. Так поступил, между прочим, и Аммиан Марцеллин, давший наиболее подробное, но чисто фантастическое изображение быта этих мнимых сарматов.
http://www.protown.ru/information/hide/4765.html

В таком "чисто фантастическом изображении быта этих мнимых сарматов" отразилось и немало реалий, начиная с локализации этносов (землячеств и т.д.), их названий той поры и т.п..

Статья в работе