Психология творчества 1

Ванятка
ВВЕДЕНИЕ
 
А. Поле. Цветы. Птицы. Солнце. Берёзы…
 
Б. Вот она Земля, Человек! Оставь на время свои заботы, каменный город-берологу и взгляни на неё глазами красоты; вдохни аромат полевых цветов – веснушек благоухающей Земли, прислушайся к трелям крылатых певуний и звенящему в струнах-лучах небесной арфы-солнца воздуху, едва уловимому стону белотелых берёз…
 
Попробуйте поставить знак равенства между  А и Б.  Как бы вы не пытались, сделать это невозможно.
 
Почему?
 
Нельзя поставить знак равенства между фотографией и картиной художника, между гулом толпы и стройным хором, между глыбой гранита и воплощением человеческой мысли, высеченной из гранита.
 
Более того, ассоциации, связанные с примером Б, можно вызвать у человека в совершенно невероятнейшей для подобных ощущений обстановке, когда на улице воет февральская вьюга и свирепствуют злейшие морозы. И сделать это помогут мир музыкальных звуков, композитор, использующий палитру этих звуков, и исполнитель, раскрывающий гамму переживаний художника средствами своего мастерства. Такова сила истинного творчества.
 
Творчество – деятельность человека, создающая новые духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творчество, являясь результатом труда и усилий отдельных лиц, вместе с тем всегда носит общественный характер.
 
Творчество представляет собой сложную психическую деятельность человека, каждый из этапов которой характеризуется своими психологическими особенностями.
 
I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВООБРАЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСТВА
 
Важную роль в процессе творчества играет деятельность воображения. Его значение особенно велико в художественном творчестве.  Сущность художественного воображения заключается прежде всего в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать воображаемую новую ситуацию не путём нарушения , а при условии сохранения основных требований жизненной реальности. Настоящий художник замечает то, чего не видит художественно невосприимчивый глаз. Но увиденное художником должно быть понятно всеми, а это довольно трудная задача.  Ещё А.С. Пушкин отстаивал ясность, естественность и общепонятность:
 «Я хочу, чтоб меня поняли
  Все от мала до великого…»
 
Создавая картину действительности, отклоняющуюся от обыденной вплоть до самой крайней фантастики, воображение художника тем ярче освещает и выпуклее выявляет какую-то, особенно для него значимую, сторону деятельности. Отойти от действительности, чтобы проникнуть в неё, - такова логика творческого воображения. Она характеризует существенную сторону художественного творчества.

Не менее необходимо воображение в научном творчестве.

Разве смог бы Ньютон явиться великим зачинателем классической механики, если бы не воображение, натолкнувшее его связать упавшее на голову яблоко с законом всемирного тяготения.

Но на этой же теме можно вообразить и так:
 
 Ньютон сидел под яблоней,
 Мечтая о девице,
 И надо ж было яблоку
 На голову свалиться.
 От девы тяготение
 Скакнуло на всемирное,
 И родилось учение
 В механике обширное.
 
Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным её изменением; оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах и приёмах преобразования.
 
Одним из таких приёмов является комбинирование, сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных комбинациях. Это очень распространённый способ преобразования действительности. Он находит себе широкое применение в науке, в техническом изобретательстве. Вспомним недавно ушедшего от нас Стива Джобса, который вместе с товарищем в гараже создали чудо электронной техники и уж, конечно, не на последнем месте в их творчестве было воображение.

Этим приёмом пользуются также в искусстве, в художественном творчестве. Так, А.С. Пушкин использовал для образов «Евгения Онегина»  многочисленные прототипы, достигая тем самым главной цели – создания образов, типичных для своего времени. А.С. Пушкин в письме к Н.Б. Голицыну в Артек от 10 ноября 1836 года писал: « Как я завидую прекрасному климату вашего Крыма: письмо ваше пробудило во мне столько разнообразных воспоминаний. Это колыбель моего «Онегина»: и вы, конечно, узнали бы некоторых персонажей» (то есть прообразы героев романа).

Другим приёмом преобразующей деятельности воображения является акцентуирование некоторых сторон отображаемого явления, которое преобразует общий его облик. Акцентуирование – это подчёркивание определенных черт. Оно достигается часто посредством сдвига, изменения пропорций. Этим приёмом в более или менее резкой, грубой форме пользуется карикатура, эпиграмма: они воспроизводят черты оригинала, иначе они не попали бы в того, в кого они метят; они утрируют те или иные его черты. При этом акцентуирование, чтобы быть значимым, должно выделять характерное, существенное, должно частном и конкретном выявлять общезначимое. Так, Пушкин, признавая литературное мастерство Карамзина, отвергал его историческую концепцию. Это отразилось в знаменитой эпиграмме:

«В его «истории» изящность, простота
  Доказывают нам без всякого пристрастия
  Необходимость самовластья
  И прелести кнута.»

Наконец, преобразование действительности в деятельности творческого воображения идёт по линии типизации, то есть специфического обобщения. Уже акцентуирование подчёркивает и этим выделяет нечто как существенное. Это лишь один из путей, которыми идёт преобразование единичного образа, придающее ему обобщенное значение. Акцентуирование одних черт или сторон образа сочетается с рядом других преобразований: одни черты вовсе опускаются, как бы выпадают, другие упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей, их усложняющих моментов. В результате весь образ в целом преобразуется.

Поскольку акцентируя, типизируя воображение, обобщаем, выявляя при этом обобщенное значение  не в отвлечённом понятии, а в конкретном образе. В воображении естественно заключена тенденция к иносказанию, аллегории, метафоре, метонимии, синекдохе, символу – к слиянию образа и значения, к использованию образа в переносном значении. Все средства выразительности, которыми пользуется литературное творчество, служат проявлением преобразующей деятельности воображения. Метафоры, олицетворения, гиперболы, смещающие величины или размеры предметов – это всё   приёмы литературы. Формы воображения сами формируются и преобразуются  в процессе литературного творчества. Воображение отчасти порождается, отчасти развивается, объективируясь в предметном бытии своих продуктов.

У разных людей воображение проявляется по преимуществу в различных областях. Существенную роль в определении направления, по которому идёт развитие воображения, играет направленность личности – интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. В связи с общим направлением деятельности человека и воображение его может быть наиболее деятельным – у одного в области практической деятельности конструктивного, технического изобретательства, у другого – в области художественного, у третьего – в области научного творчества. В каждом человеке заключён некий  «зародыш фантазии».

При определенных условиях «зародыш» начинает развиваться в благоухающий цветок, привлекающий людей своей удивительной красотой, вселяющий в них веру в прекрасное. И, созрев, он разбрасывает зёрна добра и красоты на благодатную почву оценивших его душ. Но вырастить этот цветок способны только мозолистые руки творчества.

Творчество начинается  с постановки задачи, ещё не получившей решения, и расчленения её на ряд частных задач. Затем следует основной этап творчества – поиски нужного решения, которое обычно намечается сначала в виде общей идеи, указывающей основной путь решения. Полноценное творчество заключается не в том лишь, что у человека возникают интересные идеи, темы, а в том, что эти идеи воплощаются в соответствующий продукт, делающийся достоянием общества, доступный восприятию, пониманию и оценке людей.