Поход за квасом

Александр Мецгер
С началом летних каникул, когда солнышко ещё не печёт, а нежно согревает, и не надо прятаться от его лучей, мы идём пить квас. Это у нас стало уже доброй традицией - ходить к бочке с квасом. Летом мы ходим чаще, но первый поход -  самый главный. Он как бы открывает начало сезона. Впереди идёт Алинка. Ей уже двенадцать лет и она, считая себя старшей, как бы подчёркивает, что здесь она главная. Я не в счёт. Я - просто дедушка, оплачивающий расходы и следящий за порядком. Алинка, хоть ей и двенадцать лет, намного меньше ростом своих сверстниц. Её сестра Женя моложе её на несколько месяцев, а выше почти на голову. Они двоюродные сёстры, но в нашей семье нет такого понятия. Для меня они все родные и между собой они общаются как родные. А всего в нашей компании, кроме меня, пять любителей кваса. Кроме Алины и Жени, Саша, единственный мужчина (я не в счёт), Карина и Полина. Саша и Алина - родные брат и сестра, но этого не скажешь с первого взгляда. Ему скоро девять и он ни в чём не хочет уступать лидерство старшим сёстрам. Зато с Кариной, ей семь лет, они неразлучны. Несмотря на то, что дерутся через каждые полчаса, они и пяти минут не могут обходиться друг без друга. Сашке не повезло. Он, как и Алина, невысокого роста и только Полинка, которой ещё три года, ниже его. И  он, чтобы показать своё превосходство, пытается доказать это физически. Он щипает их, толкает. Поэтому в нашей компании всегда шумно и весело. Карина же наоборот, тихая и обидчивая. Но если она хочет чего-то добиться, то идёт до последнего. Последний аргумент это слёзы и тогда Сашка, даже если он не виноват, получает взбучку. Взбучкой у нас называется воспитательный процесс в виде внушения. В нашей семье не принято физическое воздействие. Часто Карина этим пользуется, чтобы доказать свою правоту, но уже через минуту готова побить любого, кто тронет её брата. В прошлом году, когда ей и Сашке купили велосипеды, у них началось соревнование. Сашка очень быстро научился ездить, и через неделю, вовсю гонял по парку. Карина же ещё три недели безуспешно, с велосипедом в руках, гонялась за ним. И всё - таки к концу лета, с разбитыми коленками, она мчалась за Сашкой, не уступая ему. Мне вспомнилось, как Алинка в семилетнем возрасте училась кататься на велосипеде. Всё лето я, держа велосипед, бегал за ней. Тогда я, наверно, потерял килограмм пять, и даже дыхание у меня восстановилось. Зато осенью она самостоятельно могла ездить.
Пройдя переулок, и дружно здороваясь с встречающимися соседями, мы заходим в старый парк. Зимой эти деревья сильно скрипят, словно стонут и жалуются на жизнь, некоторые из них, не выдерживая тяжести снега, ломаются, создавая буреломы. К весне, парк расчищают школьники и вывозят из него ветки и мусор. Сейчас в нём чисто и только трава, уже достигающая мне колена, а Полине по пояс, мешает идти. Мы выбираем по еле заметным приметам известную только нам тропинку. Полина надёжно держит меня за руку. Ей хоть и три года, но рассуждает она, как взрослая, и поэтому улыбка не сходит с наших лиц. Кучерявые волосы до плеч ей доставляют много неприятностей. Все попытки заплести косички ни к чему не приводят, а её распущенные волосы, словно огромная кучерявая шапка, собирают все колючки. Идти в высокой траве ей нелегко, и поэтому она крепко сжимает мою руку. Зато Сашке высокая трава доставляет огромное удовольствие. Он кувыркается через голову, и я вспоминаю, как учил его кувыркаться.
Тогда мы гуляли по стадиону. Дело было вечером и я, старый дурак, спросил: «Кто сможет перекувыркнуться через голову?» Сразу все стали пробовать. Выяснилось, что никто не может. Тогда я решил вспомнить молодость и несколько раз показал, как делается кувырок. В конце концов, они научились. На следующий день я не мог понять: почему у меня болит хребет и шею тянет. Радикулит сказал мне: «Здравствуй!»
Огромные кроны деревьев переплелись вверху ветками, создавая тень, и поэтому в парке, даже когда очень жарко, полумрачно и прохладно. Рядом с парком находится Храм. Оттуда раздаётся колокольный звон.
- Дедушка,- спрашивает Полина,- это Бог звонит?
- Нет,- улыбаюсь я,- это батюшка. Помнишь его, он заезжал?
- Я думала, что он и есть Бог,- задумчиво проговорила внучка.
- Это он построил Храм?- снова задаёт она вопрос.
- Да, он,- вмешивается в разговор Сашка,- а дедушка и папа крыли крышу.
В это время мы выходим из парка. Через дорогу, вдоль трассы, стоят ларьки и бочка с квасом. Впереди Алина с Женей, беседуя о чём-то своём, следом, толкаясь, Сашка с Кариной и мы с Полиной. Улыбчивая продавщица, у которой мы не один год покупаем квас, вопросительно смотрит на меня.
- Пять больших и один маленький,- говорю я и достаю деньги.
Маленький, это для Полины, остальные считают ниже своего достоинства доходить до уровня детей. Со стаканами, мы медленно идём в тень парка и останавливаемся под деревом. Сейчас начнётся соревнование. Квас очень холодный и я даю команду: «Быстренько, но по чуть - чуть!»
Полина не участвует в нашем соревновании, но команду пытается выполнить.
Выигрываю я, второй Сашка. Алина и Женя, как всегда, игнорируют наше состязание и растягивают удовольствие. Карина выпив половину, дальше отказывается пить. Сашка, как мужчина, берёт её стакан и допивает. Я знаю, что скоро он начнёт жаловаться на живот.
Мы медленно идём по парку к памятнику героям ВОВ.
Начиная с весны, мы каждую неделю приходим к нему, что бы поправить венки, собрать мусор и подмести вокруг него. Это наша традиция.
- Дедушка,- а кто здесь похоронен?- спрашивает Полина.
Она одна ещё не знает истории героев, похороненных под этим памятником.
Я начинаю ей рассказывать, как много раз до этого рассказывал своим старшим внукам:
- Во время войны, когда немцы оккупировали нашу станицу, жил такой мальчик, Коля Шульга. Он перерезал телефонный провод, по которому они вели переговоры.
- А они что, не могли по мобильному поговорить?- удивляется Полина.
- Да не было тогда мобилы!- смеётся Сашка.
- Ты не перебивай,- говорю я и продолжаю:
- Немцы поймали Колю, долго пытали и расстреляли.
- Теперь он у Бога?- снова спрашивает внучка.
- У Бога,- подтверждаю я и снова продолжаю прерванный рассказ:
- А ещё здесь похоронены советские парашютисты. Их выследили полицаи и передали фашистам. Когда парашютистов расстреляли, станичники здесь их похоронили.
Мне показалось, что рассказ не очень её заинтересовал, так как она перестала задавать вопросы. Через минуту она стала гоняться за Сашкой вокруг памятника. К этому времени девчата уже подмели, а Сашка установил упавшие венки и собрал мусор. Я сажусь на прогретую бетонную ступеньку и закуриваю. Приближается обед, и скоро надо будет идти домой. Но время ещё есть, и Полина требовательно толкает меня:
- Дедушка, пошли на качели.
Детская площадка находится в конце парка за Дворцом Культуры. Дорожка, выложенная из серой плитки, ведёт под арку каштановых деревьев. Особенно красиво здесь весной. Огромные белые цветы покрывают круглую крону каштанов, словно шапка из белого пуха, такое создаётся впечатление, когда смотришь издалека. В тени этих каштанов мы проходим Дворец и оказываемся в парке из сосен, елей и пихт. Осенью здесь можно насобирать много шишек, сейчас же здесь идеально чисто. Между деревьями находится детская площадка. Вокруг площадки на лавочках сидят родители, наблюдая за своими чадами. Здесь всегда шумно и весело. Самые маленькие скользят с горки и тут же бегут занять очередь, что бы залезть по лестнице и снова прокатиться. Дети постарше катаются на подвесных качелях. Под ногами тёплый песок, и поэтому многие дети разуваются. Старшеклассники кучкуются отдельно. У них звучит музыка. И эта разновозрастная толпа живёт в своём мире, добром, весёлом и беззаботном.
Мне легко и свободно, словно я сам попал в детство, куда мне приоткрыли дверь мои внуки.
Полина хочет на подвесные качели, где катаются взрослые дети. Без споров и возмущения, одна из девочек уступает ей место. Мне приходится стоять рядом, что бы раскачивать её. И вот она счастливая, кричит мне: «Дедушка, хватит!». Её кучеряшки, цвета соломы, развиваются по ветру. Будто маленькое солнышко решила покачаться на качелях, и осветить всё вокруг.
Женя и Алина встретили одноклассников и присоединились к шумной компании взрослых детей. Звонит мобильный. Это бабушка зовёт нас на обед.
Мне не приходится несколько раз звать внуков. Полина берёт меня за руку и на всю площадку кричит:
- Пошли домой!
После обеда у неё тихий час, а у меня появится время посидеть в интернете. Вечером не всегда это удаётся. Хоть у Алины и Жени есть ноутбук, в дедушкином компьютере намного интересней играть. Ну и, конечно, Сашка с Кариной, следующие в очереди поиграть в интернете.
Зато в час ночи, когда наступает тишина, бабушка садится разгадывать кроссворды, я, полусонный, в темноте пытаюсь, что-нибудь напечатать. А за спиной у меня сопят на диване Карина, Полина и Сашка. В другой комнате Алина, разбросалась по кровати. Я забираю у неё книгу, укрываю её и тушу свет. Женя ночует у нас редко. Она живёт у другой бабушки. Но она обязательно придёт, и мы завтра снова пойдём за квасом.