Запретная любовь или Большое видится на расстоянии

Элис Хэлеген
Лицей. Ровно 7.59 утра. На первых этажах почти тихо. Лишь легкий гул проносится по лестницам от, вопящей на четвертом этаже, начальной школы. В коридорах неспеша переодеваются старшеклассники. Кто-то курит около крыльца. А кто-то просто стоит, никуда не торопится и разговаривает с одноклассниками. И лишь классы с пятого по шестой переживают и несутся к кабинетам. Самые ответственные в школе. Разумеется, после началки. С первого по четвертый классы уже давно были в школе. После начальной идет стадия "опаздываем, но переживаем за это", ну а затем "опаздываем, прогуливаем и плюем на это".
Нет, ну, конечно, не все такие, не подумайте. Некоторые приходят вовремя, многие просто слегка задерживаются. Ну да ладно, не об этом.
Все мирно разговаривают себе, как тут бабушка-вахтерша, нежданно-негаданно, подложила ученикам вот такую вот свинью. Взяла и подала звонок на урок. Ну ведь этого абсолютно никто не ожидал! И, разумеется, все, как прилежные ученики, сразу забегали. Лестницы быстро стали заполняться народом, и уже даже начали создаваться "пробки". Нет, ну надо же! Даже тут, в школе есть привилегированные граждане. Эдакое "правительство с мигалками", как сказали бы водители. Учителя и завучи. Вот, пропускай их. И так двигаться некуда. Дак с ними же не поспоришь. Учитель всегда прав. (Какой дурак это придумал!?). Ох, что-то я опять сбилась с мысли.
Так вот. Классы начали потихоньку заполняться. И вот, когда хотя бы половина класса в сборе, можно начинать урок. Вторую половину просто нет смысла ждать. Ведь они могут и не появиться, чего ж зря время терять.
Но я не буду пока зацикливаться на всей школе в целом, а остановлюсь на одном классе. Все классы уже были распрофилированы. А собственно этот класс - 9 "Б" - был социально-экономическим. Хотя, вроде бы у них там произошли какие-то изменения... Ну да не важно, не о том речь. В этом классе училась девочка, да, впрочем, уже девушка Аня. Анечка была довольно скромной. Конечно, не гением, но и не глупой и вполне симпатичной.
Идет первый урок. Биология. Скука смертная. Кто учился в этой школе, тот меня поймет. Аня решила, что она не понимает эту проклятую биологию и понимать не хочет, уже раз и навсегда. Отношения с учительницей у них совсем не ладились.
А вот следующий урок должен быть интересным. История. Честно сказать, к истории Аня относилась тоже не очень. Она больше любила точные науки. Но на историю должен прийти практикант. А с ними обычно интересней. Да и меньше вероятности, что тебя спросят.
Ну вот остались считанные секунды. Стрелка уже на финишной прямой... иии... ура! Звонок. Похоже этой минуты весь класс ждал уже давно и с нетерпением, так как уже через секунду самые быстрые были на пол пути к свободе. Но им не хватило лишь доли секунды. Хорошая реакция и резкий голос учителя заставили сесть учеников на место. Точнее окрик:
 - Я еще никого не отпустила. Сели все на места! Записываем домашнее задание.
Все устало поплелись на места с таким видом, будто их на каторгу сослали.
Ну, вот и кабинет истории. Любопытство берет верх. Все, включая Анечку, тихонько подсматривали в дверную щель, либо открывали дверь и делали вид, что ошиблись кабинетом. Было видно, что практикантов это слегка коробило. Но даже те, кто видел своих временных учителей, толком не могли описать их внешность. Ане не удалось увидеть их самой.
Наконец прозвенел звонок на урок. Впервые за долгое время все ученики обрадовались этому. Вот они входят в класс, и...
И видят молодого учителя. Стройного, веселого, с приветливой улыбкой на лице. Но, почему-то он смотрит только на последние парты, и улыбка уже вроде бы не приветливая, а просто ехидная.
Неожиданно для всех практикант направился к тем самым партам, на которые смотрел только что с некой усмешкой. Сел на одну из них. А рядом тут же встал другой молодой человек. Ученики сразу поняли, что именно это их молодой учитель. Как только они осознали это… класс просто «лег». Они кое-как сдерживали смех. Нет, ну, конечно, он не был таким забавным. Просто они уже настроились на нечто другое, а тут такое…
Класс расселся на места. Практикант заметно волновался. «Отлично. - Подумал каждый. – Будет что обсудить на перемене». И тут окрик из класса: - «Да Вы не волнуйтесь!». Учитель улыбнулся, но, казалось, это еще больше смутило его. И он начал урок.
Аня сдерживала слезы смеха. Ей было одновременно и жаль его, но внешний вид его очень забавлял.
«Ну просто Винни-Пух какой-то.» И в правду. Практикант чем-то напоминал медвежонка. И заметьте: не медведя, а медвежонка. Такой же неуклюжий, полненький и, почему-то, вызывал не серьезный настрой в классе, а лишь умиление. Такое отношение у людей бывает только к маленькому хорошенькому животному. А тут – учитель. Сами понимаете настрой ребят…
Он продолжил:
 - Записывайте тему урока. – Дрожащим голосом произнес Мишка. (Так позднее прозвали его в классе).
Тут кто-то снова сбил его с мысли:
 - А как Вас зовут то?
 - Михаил Львович.
Класс разразился смехом. Теперь не мог сдерживаться никто.
Михаил как-то странно посмотрел на Аню. Она в свою очередь в упор смотрела на него. Никто не знает, что он в этот момент подумал, но тут же отпрянул от первой парты. И с трудом продолжил урок.
Ну вот наконец прозвенел звонок. Практически единственный урок, где не задерживают на перемену. А сейчас еще и в столовую идти надо. На пять минут больше свободного времени.
 - Ну как тебе учитель? – С насмешкой спросила одноклассница Ани Настя.
 - Да откуда я знаю! Он же толком ничего не сказал. Все бубнил чего-то. Я и так историю не понимаю. А сейчас даже если захочу – просто не услышу ни слова.
 - Это точно.
И они ушли, продолжая обсуждать животрепещущую тему. Хотя эта тема быстро всем надоела. Насмехаться над молодым учителем оказалось не так уж и весело.
Следующий урок истории только через два дня. Класс терпеливо дождался этого момента.
Сегодня Миша был посмелее. Все-таки уже достаточно уроков за плечами… Но первый раз он и есть первый раз.
 Уже ровным голосом он начал задавать вопросы по прошлой теме. Класс недоуменно переглянулся. А что, учить надо было что-то? На уроке учителя никто не слушал, а заглянуть дома в учебник ни у кого и ума не хватило. Некоторые пытались отвечать. А иногда даже получалось правильно. Но это было довольно редко.
Кое как, но с вопросами наконец покончили. Дальше урок начинался в обычном режиме. Несмотря на сегодняшний опыт и на то, что Михаил уже предупредил ребят о самостоятельной работе на следующем уроке по этой теме, его все равно никто и не попытался послушать.
И вроде бы все шло как обычно, но Мишка все же вел себя довольно странно. Никогда не смотрел на Аню (ни разу за урок), как будто специально избегал встречи с ней взглядом; ни разу не подошел к ее парте, а в прямом смысле ходил кругами: обходил ее за пол метра точно. Он как будто боялся Анечку. И это не могло не насторожить ее одноклассников.
После этого урока к Ане снова подошла Настя.
 - Ну?
 - Что ну? – Не поняла та.
 - Ну и как это понимать? – «объяснила» Настя.
 - Да что понимать то? – Совсем запуталась Аня.
 - Ты что, не заметила его странного поведения?
 - Конечно, заметила. Но при чем тут я? – Все рано недоумевала Анна.
 - Ну, как ты на него повлияла?
 - Да откуда я знаю? Ничего я не делала!
 - Что ж ты такого не делала, что в тебя учитель влюбился?!
 - Влюбился?!!?
 - Да ты не ори так! Конечно, влюбился. А как это еще можно назвать?
 - По-моему, он меня просто боится.
 - А ты видела, как он на тебя смотрел? – Продолжала настаивать Настя.
 - Да никак он на меня не смотрел. Он вообще на меня ни разу даже не глянул.
 - Он тебя стесняется! От того и обходил тебя за километр.
 - Но этого не может быть! Он ведь учитель. – Расстроилась Аня.
 - Он не учитель, он еще сам ученик. Это обычная практика. Он, можно сказать, такой же ребенок, как и ты.
 - Ну и что? – Не хотела верить в случившееся Анечка.
 - Поживем – увидим. А пока не расстраивайся. Может, это наоборот хорошо.
 - Ладно, посмотрим. Хотя, что в этом может быть хорошего?
***
Но все же Аня прислушалась к словам одноклассницы. Внимательно наблюдала за его поведением, пыталась понять, от чего он такой странный. И, так и не поняв его, решила проверить. На прямую. Ну, почти…
Разумеется, она не собиралась явно подойти и спросить. У нее бы никогда не хватило ни смелости, ни наглости. Анечка задумала менее замысловатый план. Просто подойти к Михаилу и сказать, что не понимает какую-нибудь тему. В принципе, даже обманывать не придется. А потом посмотрит на его реакцию, и дальше можно будет думать, что делать.
Пролистала учебник, нашла последнюю тему (по которой должна быть самостоятельная), немного позубрила ее, чтобы можно было сказать, что именно не поняла, и, за день до следующего урока, подошла к учителю.
Он стоял около своего кабинета и разговаривал о чем-то с мальчиком из седьмого класса. Аня подождала, когда он останется один и зайдет в кабинет. Как только он сел за свой стол, она с невинными глазами подошла к нему. Реакция его была неоднозначной: он сделал вид, что не заметил ее, но ведь кто знает, может он действительно ее не увидел.
 - Извините, - робко начала она.
Он перевел свой взгляд с каких-то бумажек на Аню. Потом опять стал рассматривать что-то на своем столе, а Анечке наигранно ответил:
 - Да, да.
 - Я тут спросить хотела...
И тут Михаил заметно занервничал: заерзал на стуле, да и глаза куда-то «поскакали».
 - Конечно, спрашивай, - но по его интонации было понятно, что он этого не хочет.
Но Аня не отступилась:
 - Я тему прошлого урока не поняла. Вы не объясните?
Миша тяжело вздохнул, потом посмотрел в своем расписании и сказал:
 - У меня вот времени в обрез. Может, ты учебник внимательно почитаешь?
 - Да что Вы? Какой учебник? Я вообще мало понимаю, что там написано, а у нас еще и самостоятельная на носу! Так я и двойку схлопотать могу.
 - Конечно, я понимаю. Ладно, приходи после уроков, тут кабинет свободный будет. Не отменять ведь самостоятельную работу из-за этого.
И зря он это сказал, потому что как раз в этот момент мимо кабинета проходил Костя, мальчик из Аниного класса, постоянный прогульщик и почти двоечник. И он очень отчетливо услышал эту разу, а если где-то запахло халявой, вот тут у него мозги хорошо работали. Он немного постоял, подумал, а потом быстро побежал в свой класс.
Только он вбежал на порог, как учительница ехидно заметила:
 - Костенька, неужели ты решил почтить нас своим присутствием сегодня?
Но он решил, что лучше пропустить это мимо ушей, чем связываться с Татьяной Сергеевной, так как он очень спешил поговорить с друзьями.
 - Слушайте, - обратился Костя сразу ко всей компании, и начал по порядку все им рассказывать.
Только что кончился второй урок, была большая перемена, потому что младшие классы шли в столовую. Аня неспеша направлялась к своему классу. Тут к ней неожиданно подбежала Настя:
 - Пойдем, выйдем. Поговорить надо.
Аня очень испугалась такого напора, да и вообще, что ей нужно? Но Анастасия не намерена была ждать, когда одноклассница успокоится и нормально все обдумает, она просто взяла ее за руку и потащила к выходу.
«А она сильная. – Подумала на ходу Аня»
Погода сегодня стояла ясная, солнечная. Но все-таки дело близилось к зиме, поэтому Аня немного поежилась от холода, когда вышла на улицу.
 - Ну, чего тебе? Говори, а то сейчас урок начнется. – Немного раздраженно сказала Анюта.
Настя немного помялась:
 - Пойдем за школу!
 - Что? Зачем за школу? Почему здесь нельзя поговорить?
 - Пойдем, говорю. – И опять потащила Аню за рукав.
 - Если так будет продолжаться и дальше, ты мне все кофты растянешь! – По дороге возмутилась Анна.
Но она сразу забыла про свои растянутые рукава, как только они зашли за угол. Там стояла целая толпа ребят. Аня испуганно оглядела их и поняла, что это всего лишь ее одноклассники. Но, почему-то, она не почувствовала особого облегчения.
 - И… что вы хотели?
 - Тут такое дело… Мы поговорить хотели. – Начал Костя.
 - Ну, это мне уже Настя сказала. А о чем?
 - В общем, ни для кого не секрет, что Мишка к тебе не равнодушен…
 - Чего!? Вы что, все с ума посходили? Вы с чего это взяли, кто вам это сказал? – Возмущенно прокричала Аня.
 - А то мы сами не видим! – Вмешался громила Вадик.
 - Я продолжу. – Опять взял на себя инициативу Костя. – Я тут мельком услышал, что ты какую-то тему не понимаешь, и попросила историка объяснить ее тебе. Я прав?
 - Прав. Только я… ну, я просто хотела проверить его. – Призналась Аня.
 - Да чего его проверять-то? Все ведь и так очевидно! – Чуть не кричал на нее Костя. – В любом случае, это нам на руку.
 - К чему ты ведешь? – Поторопила его Анна.
 - Завтра самостоятельная, а он думает, что ты эту тему не понимаешь. Ты ему нравишься. Улавливаешь связь?
Она отрицательно покачала головой.
 - Ведь понятно, что ты имеешь на него влияние. В общем, делай что хочешь, но самостоятельной завтра быть не должно. И это не обсуждается. – Потом развернулся и крикнул остальным. – Пойдем отсюда, урок, наверное, уже начался.
И вся эта орава двинулась в сторону школы. А Аня с растерянным видом осталась стоять посреди двора. Но вскоре вспомнила, что действительно нужно было идти на урок, и побежала к двери. Звонок давно уже прозвенел, а учительница, которая должна вести этот урок с гневным лицом поджидала всех у входа, скрестивши руки на груди.
 - Сегодня же докладная будет лежать на столе директора. – Кинула она запыхавшейся Ане, и направилась в сторону кабинета.
***
Обычно Анна переживала, если ее поведение как-то не устраивало учителей, но на уроке она сразу же забыла об этой докладной, а все думала о том разговоре с ребятами. Что же делать? Если она забудет о том, что они ей сказали, а просто придет после уроков, послушает тему, а завтра будет самостоятельная. Такой план действий, конечно, нравился спокойной Анечке гораздо больше. Но она даже подумать боялась, что тогда с ней сделают ее одноклассники. Оставался второй вариант: любыми средствами сделать так, чтобы никакой работы на завтрашнем уроке не было. Вот только как?
Аня придумывала в голове различные планы, но тут же отвергала их. Все они казались ей чем-то глупым, лишенным смысла. И вот, когда уже прозвенел звонок, так ничего и не придумав, Аня решила, что будет действовать по ситуации.
Все оставшиеся уроки, как специально, так быстро пробежали, что Аня и опомниться не успела, как все засобирались домой. Весь день на нее смотрели косые взгляды одноклассников, немного недоверчивые и угрожающие.
Аня подошла к кабинету истории. У нее слегка дрожали коленки. Сердце колотилось, как ненормальное. Анечка понимала, что нужно действовать. Если она помедлит еще минуту, она с ужасом убежит домой. Она дрожащей рукой открыла дверь, но, для виду, вошла уверенным шагом. Самое ужасное было для нее то, что у нее не было абсолютно никакого плана. В кабинете на задней парте сидели двое учеников из параллельного класса, и второй практикант. Они оживленно обсуждали что-то. А за своим столом сидел Михаил и сосредоточенно писал.
Аня испугалась и хотела уже выйти из класса, как Миша повернул голову и воскликнул:
 - Ах, Анна! Это Вы. Ну, проходите. Я думал, что Вы не придете. Многие ведь как думают? Ну, не понял тему и не понял. Плохая оценка, так плохая. Чего расстраиваться? А с Вас пример должны брать. Умом, причем своим, нужно оценки зарабатывать. Ну, проходите. Садитесь на первую парту.
Аня решила действовать сразу.
 - А я вот тут еще раз попыталась учебник почитать. Вроде бы написано понятно, а тема непонятная.
 - Ну, для того Вы и здесь. Сейчас я Вам все объясню.
 - Просто я тут подумала, что , если я не поняла, наверняка и другие не поняли. Как же они самостоятельную напишут?
 - Но они ведь не пришли, значит им все понятно.
 - Может, они просто стесняются.
 - Да что Вы придумываете, чего им стесняться? Пришли бы, да спросили. Тем боле, что на уроке они не выглядят такими уж стеснительными. Давайте начнем.
Аня поняла, что такими пустыми спорами она ничего не добьется. Нужно было переходить к конкретике.
 - Вот Вы знаете, - начала она второй раунд, - я на перемене слышала, как кто-то из ребят начал говорить, что эта тема очень трудная и на уроке он ничего не понял.
Мишка немного подумал, но быстро нашелся:
 - Так ведь уроки только что кончились. Он, наверное, еще не успел домой уйти. Сбегай, позови его. Я ему тоже все объясню.
Этого Аня никак не ожидала, но решила ни в какую не отступать:
 - А я Вам еще не договорила. Он начал говорить, а все поддержали. И все возмущались, что такая тема сложная, а работа аж на следующем уроке. Что ж мне, весь класс сюда звать?
 - Ну, конечно класс не приведешь. Но что же тогда делать? – Он немного подумал. – Ну и пусть сами дома разбираются по учебнику. У меня план. Вот и проверим, знают они что-нибудь или нет. Это ведь в их интересах.
Такого она от Михаила не ожидала. И тут вдруг выкрикнула:
 - Что? И Вы еще хотите быть учителем поле этого? – Почему-то Аня резко обнаглела. – Для Вас что важнее? Какой-то план выполнить, так, чтобы у детей ничего в головах не осталось? Или все-таки нас хоть чему-нибудь научить, заинтересовать? Да Ваша прямая задача быть для ребят не просто строгим учителем, но и другом, понимающим. – Сейчас Анечка говорила уже не для цели, а искренне, от души, то, что сама думала.
Игорь Анатольевич (второй практикант), разумеется, все слышал. Он видел, что его коллега растерялся и вступился за него:
 - Девушка, а что это Вы себе позволяете? Как Вы смеете…
Но он не договорил. Тут Миша встал и, перебив его, начал говорить:
 - Извини, но Аня действительно права. Я в первую очередь должен работать в интересах учащихся. Я учу детей не для того, чтобы поставить им оценку, а для того, чтобы научить их чему-нибудь.
Аня пришла в себя, и ей стало немного стыдно, что она накричала на учителя. Но в то же время ее захлестывала гордость за себя, за то, что она отстояла свою позицию.
 - Что же ты предлагаешь сделать? – Наклонившись к Ане, каким-то заговорщицким тоном продолжил Михаил.
 - Может быть, на этом уроке Вы еще раз объясните нам тему, а на следующем мы напишем самостоятельную работу.
 - Хорошо. – Как-то быстро согласился Мишка. – А пока иди домой.
Аня немного опешила от такой поспешности, но, попрощавшись, вышла из кабинета.
На следующий день Аня немного припозднилась, пришла за две минуты до начала урока. Все с нетерпением ее ждали. Даже самые отъявленные прогульщики пришли сегодня пораньше. Как только она вошла, все повернули на нее головы и выжидающе смотрели. Анечка сначала потупила взгляд, но потом улыбнулась и выкрикнула:
 - Самостоятельной не будет!
Весь класс поднялся и закричал ура. Пока что Аня побоялась сказать, что работы не будет только на этом уроке, а будет на следующем. Но она решила, что скажет об этом чуть позже.
История была следующей по расписанию. Все беззаботно вошли в класс, ничего не подозревая. Урок начался. Для приличия кто-то из класса выкрикнул:
 - Давайте мы не будем сегодня самостоятельную писать! Тема трудная…
Михаил ничего не ответил, а лишь загадочно улыбнулся. Урок начался в обычном режиме. Миша вдумчиво разглядывал листочки у себя на столе. Собирался с мыслями. И тут вдруг резко выдохнул, как будто решился на что-то, взял листочки со стола и обратился к классу:
 - Кто-нибудь, раздайте, пожалуйста.
Ребята в недоумении переглянулись. Аня воскликнула:
 - Вы же сказали, что работы на этом уроке не будет!
 - Да, действительно. Но вы же не хотели писать самостоятельную работу, потому что тема сложная. Пожалуйста, мы напишем ее по прошлой теме.
Все волком посмотрели на Аню, она смотрела на учителя умоляющим взглядом.
 - Но ведь Вы не предупредили, мы не готовились. – Все же попыталась Анна.
 - Вопрос решен. – Отрезал Михаил. – Я, кажется, попросил листки раздать. – Немного раздраженно повторил он.
И тут Аня решила действовать решительно. Во-первых, она боялась класса. А во-вторых, в ней взыграл азарт.
 - Давайте, я раздам! – С вызовом сказала Анюта.
Такого он не ожидал. Мишка немного сконфузился и не знал, что ему делать. Но Аня решила не отступать и подошла к нему ближе. Он отступил на шаг. Анна смотрела ему прямо в глаза. Михаил прижал к себе листки, как будто это был его спасательный щит. Аня протянула руку. Но, видимо, подсознательно он воспринял это как угрозу и прижался к столу. Класс молча смотрел на эту немую сцену. Видя, что Михаилу больше некуда отступать, Аня сделала последний шаг к нему. Она уже была слишком близко и это немного пугало Мишу. Тут он резко откинул листы на свой стол и сказал:
 - Я подумал и решил, что вы правы, вы не готовились, так что самостоятельной не будет.
Аня ликовала. Она выиграла! И класс на нее больше не сердится. А когда она села, ее даже похлопали по плечу. Дальше урок прошел без происшествий. Когда прозвенел звонок, все встали и ушли. Анечка немного замешкалась, и Михаил сказал ей:
 - Зайдите ко мне после уроков, пожалуйста.
«Что же ему от меня понадобилось?» – С испугом подумала Аня, а вслух сказала:
 - Конечно.
***
Уроки опять прошли незаметно. Аня все думала, зачем он сказал ей прийти? Но она уже не боялась зайти к нему, наоборот, она чувствовала себя уверенно рядом с ним. Поэтому, когда прозвенел звонок с последнего урока, Аня спокойно прошла в его кабинет и спросила:
 - Вы что-то хотели мне сказать?
Михаил будто зарядился от нее уверенностью и сказал:
 - Да, мне нужно с Вами поговорить.
Он немного помялся и продолжил:
 - Я у вас веду историю уже больше недели. И осталось провести еще один урок. В общем, скоро я уйду, и мы с вами долго не увидимся. И перед этим я должен Вам признаться. Хотя, я думаю, Вы уже обо всем догадались. Вы мне нравитесь.
Аня чуть со стула не упала. А он, оказывается, не такой уж и робкий. Она думала, что он никогда не признается. Тем более при таких обстоятельствах…
 - Но… как же… это… - зазаикалась она.
 - Я понимаю, положение очень сложное. Вы ученица, я учитель. Но ведь я еще не настоящий учитель, а только временный. В общем, не думаю, что это может стать преградой. Разве только, я Вам не нравлюсь?
Аня не знала, что сказать. Она и представить не могла, что он вот так прямо заявит о своих чувствах. Михаил так на нее смотрел, что она поняла: не ответить она не может.
 - Ну, я… вы не поймите меня неправильно, но… Вы хороший, но… это не из-за внешности и не из-за чего-то еще, просто, не суждено, наверное. – И Анна, смутившись, опустила глаза.
 - Наверное, я не правильно истолковал Ваше поведение. Я думал, что это ответно…
 - Да, неправильно…
 - Погодите, я думал, что вы догадываетесь о моей симпатии.
Анечка нервно заскользила глазами по классу, как бы пытаясь найти что-нибудь в свое оправдание.
 - Ну, я только предполагала…
 - Значит, Вы все знали и воспользовались этим! Бессовестно использовали мои чувства к вам и растоптали их и, наверное, еще и посмеялись.
Никогда Аня не чувствовала себя так гадко. Она столько хотела объяснить, но очень боялась, что он даже не станет слушать ее глупые отговорки, а со стороны они и вправду казались глупыми. Анечка решила, что еще более глупо с ее стороны сейчас просто стоять и молчать и она решилась рассказать всю правду. На удивление, Михаил полностью выслушал ее и ни разу не перебил. В конце он грустно сказал:
 - Я верю, что сейчас Вы ничего не выдумывали. Я понимаю, что Вы боялись своего класса. Но Вы все равно поступили подло. Не смотря ни на что. Я больше Вас не задерживаю.
И Аня, опустив голову, вышла из класса.
Она все думала, что же ей делать. Как она будет смотреть ему в глаза на уроке? Может быть, ей вообще не идти на историю? Нет! Она пойдет, еще раз извинится перед ним, и будь, что будет.
И Аня действительно пошла на историю. Расписание изменили, и история была первым уроком. Аня пришла пораньше, чтобы никого в классе не было. Михаил уже был на месте. Робко она подошла к нему и, заглянув прямо в глаза, начала:
 - Я понимаю, что вы, наверное, ненавидите меня. Но поймите и… хотя я знаю, что простить Вы меня не сможете. Но я все же прошу прощения. Правда, я очень раскаиваюсь. Я и раньше была против этого, но теперь я еще сильнее понимаю, что же я натворила.
 - Ну, особо Вы ничего и не натворили. – Как-то холодно и равнодушно ответил Миша.
 - Ну, как же. Я наплевала на Ваши чувства, цинично воспользовалась вашим расположением.
 - Вообще-то, это твое право. Я тебе не нравился, а класс нажимал, чтобы самостоятельной не было. Вот ты и воспользовалась положением. Ничего необычного, ты поступила так, как поступают все женщины.
 - Постойте, то есть из-за меня Вы обозлились на всех женщин?
 - Нет, почему же? Мной часто пользовались, когда было что-то от меня нужно. Потом бросали.
 - Во-первых, это получается целиком Ваша вина, что Вы такой наивный и доверчивый. Совсем от жизни отстали. Да таким просто грех не воспользоваться! А во-вторых, мужчины тоже часто пользуются нашей к ним любовью. Если уж судить обо всех по нескольким представителям, то все мужчины тоже получаются… даже слов не подберу. Так что же мне теперь делать? Всех мужчин ненавидеть? Вот Вы, например.
Михаил вопрошающе посмотрел на Аню.
 - Да, да, Вы! Я тут хожу, унижаюсь перед Вами, а Вы меня еще больше в грязь втаптываете. Я так боялась сегодня прийти на урок, но все же перешагнула через себя, пришла, чтобы извиниться, а Вы! Я действительно очень раскаивалась, но теперь… но теперь я думаю, что Вы просто эгоист. Зациклились на своей проблеме, сидите тут, жалеете себя. Наверное, ждали сегодня меня, репетировали, что бы такое ей ответить? Чтобы еще за мной побегала, пусть узнает, каково мне было. Бедный Вы наш, несчастный! Девушка его обидела! А если Вы считаете, что все женщины такие плохие, так что ж Вы все время думаете об этом? Забыли, да дальше пошли. А Вас я видеть больше не могу.
И Аня выбежала из класса. Она была в ярости. Самым главным своим аргументом она считала то, что она очень боялась прийти к нему, но ради него пришла, потому что чувствовала себя очень виноватой. А он просто сказал, что женщины всегда так делают!
Тем временем, урок уже начался. Аня зашла в туалет, чтобы завучи не отправили ее в класс. Но вот урок прошел. Аня с облегчением подумала, что этот урок истории, который ведут практиканты, последний. И Аня никогда больше не увидит Мишу.
Она пошла по коридору. Но Михаил, как специально, прошел рядом.
 - Аня! – Окликнул он ее. – Подожди.
 - Почему я должны Вас ждать? – Резко ответила она. – Мне казалось, что мы обо всем поговорили.
 - Я весь урок думал, что ты сказала. И я думаю, что ты права. Нельзя говорить о человеке плохо, если ты сам дал ему повод тебя обидеть. Еще я размышлял тут на досуге. И пришел к выводу, что я тебя и не любил вовсе. Просто я думал, что любил, потому что ты была не такая, как все. Возможно, я подсознательно боялся, что мной опять будут пользоваться, и решил, что ты не такая. А ты совсем не виновата, что так сделала. Я помню, как важно мнение одноклассников в твоем возрасте. На тебя, наверное, оказывали сильное давление. В общем, перед тем, как я уйду, я хочу, чтобы мы остались друзьями.
 - Друзьями? Правда? Конечно, я только «за»! И я хочу, чтобы таких инцидентов больше не было.
И они обнялись.
 - Вы только не сердитесь на меня, хорошо?
 - Конечно, все забыто. Я ведь тоже немало тебе наговорил.
Так и закончилась эта история. Они действительно остались просто друзьями. Хотя, встречались они редко, даже слишком редко, чтобы их можно был назвать настоящими друзьями. Но радостно приветствовали друг друга, когда случайно встречались на улице. Честно сказать, специально они вообще никогда не встречались. Но ведь это не важно. Может быть, чтобы остаться друзьями, им и нужно было держаться друг от друга подальше. Не даром ведь говорят: «большое видится на расстоянии».