Философские тетради. Часть 3-1

Валерий Шпинев
Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

Философские тетради. Часть III-I.

Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада «Учение Шри Чаитанйи», 1989 г. Краткие тезисы.

Последствия наших поступков непрерывно тянутся за нами. Мы всегда должны думать, верным ли путем мы идем, правильное ли решение мы приняли.
Только ничтожные люди могут испугаться угроз и оскорблений. Те, кто сознает важность своей миссии, черпают силу в любых страданиях, которые причиняет им мир. Можно причинить вред их телу или даже уничтожить его, но их идеи и миссию уничтожить нельзя.

Чистый преданный – это душа, которая всегда и во всем полагается на Господа (ребенок полагается на своих родителей, а животное – на своего хозяина).

В процессе предания себя на Его волю следует:
- принимать то, что благоприятно для выполнения преданного служения;
- отвергать все то, что неблагоприятно для этого;
- твердо верить в защиту Господа;
- чувствовать свою полную зависимость от милости Господа;
- не иметь каких-либо интересов, не связанных с интересами Господа;
- всегда чувствовать себя кротким и смиренным.

Образованные демоны вводят в заблуждение основные массы людей, направляя их к безличной, непроявленной, вечной, нерожденной истине, а не к Личности Бога.
Высшей целью человеческой жизни является достижение чистой любви к Кришне, Верховной Личности Бога.

С помощью повторения святого имени Господа человек может непосредственно общаться с Верховным Господом через посредство звуковой вибрации. Практикующий эту звуковую вибрацию проходит через три стадии развития: стадию оскорблений, стадию очищения и трансцендентальную стадию.

Практика йоги предназначена для контроля над чувствами. Главным фактором, осуществляющим контроль над чувствами, является ум. Необходимо стараться контролировать свой ум, занимая его в сознании Кришны.
Грубая деятельность ума проявляется через внешние чувства. Она проявляется либо в приобретении знаний, либо в деятельности чувств в соответствии с желаниями человека.
Тонкая деятельность ума заключается в размышлениях, ощущениях и желаниях.
Человек либо осквернен, либо чист, в зависимости от его сознания. Если ум человека сосредоточен на Кришне, все, что бы он ни делал – на тонком ли плане или на грубом – благо.

Метод очищения сознания – процесс сосредоточения ума на Кришне, с помощью обсуждения Его трансцендентальной деятельности.

Никто не в состоянии остановить деятельность ума и чувств, но можно очистить эту деятельность, изменив свое сознание.

С помощью йоги человек может действовать без кармических последствий.

Не зная истинного метода, с помощью которого можно властвовать над свои умом и чувствами, не очень разумные люди либо пытаются силой прекратить деятельность ума и чувств, либо уступают им и уносятся волнами чувственного наслаждения.

Регулирующие принципы и правила йоги, различные статические позы и дыхательные упражнения, выполняемые с целью отвлечь чувства от объектов чувств, предназначены для тех, кто слишком поглощен телесной концепцией жизни.
Разумный человек, пребывающий в сознании Кришны, не пытается насильно удержать свои чувства от деятельности. Насильственное сдерживание чувственной деятельности с помощью восьми принципов йоги рекомендуется для людей, стоящих на низших ступенях развития.

Обусловленная душа, погруженная в материальное тело, исписывает все новые и новые страницы истории различными видами материальной деятельности.
Духовная деятельность начинается после освобождения из материального рабства. Ложный престиж, который человек приобретает в своих потугах властвовать над материальной природой, призрачен.

Все так или иначе вынуждены наслаждаться результатами своей деятельности или страдать от них; никто не в состоянии воспрепятствовать законам материальной природы, которые управляют этим и до тех пор, пока человек занимается кармической деятельностью, он безусловно обречен на неудачу в своих попытках достичь конечной цели жизни.

Мальчик пустил в ход свою иллюзорную энергию и обманным путем привел воров обратно к дверям своего дома.

Санкиртана очищает сердце ото всей грязи, накопившейся за годы, и тушит пожар обусловленной жизни, повторяющихся рождений и смертей. Движение санкиртаны распространяет лучи благословения Луны. Это жизнь трансцендентального знания.
Нужно быть более терпеливым, чем дерево, свободным от чувства ложного престижа и всегда готовым оказать почтение другим. В таком состоянии ума можно постоянно повторять святое имя Господа.

Слово чаитанйа означает «жизненная сила». Движение и деятельность могут считаться признаком или проявлениями жизненной силы. Деятельность невозможна без жизненной силы. Хотя жизненная сила присутствует в материальных условиях, она не является бессмертной. Как жизненная сила проявляет бессмертие? Его не проявляет ни человек, ни какое-либо другое сотворенное существо в нашей материальной вселенной, никто из нас не бессмертен в этих телах. Мы обладаем жизненной силой, мы совершаем какую-то деятельность и мы бессмертны по своей природе и конституции, но материальные условия, в которые мы помещены, не позволяют проявиться этому бессмертию.
Бессмертие и жизненная сила присущи и нам, и Богу. Являясь живыми существами, мы занимаемся многообразной деятельностью, но у нас есть склонность падать в материальную природу. У Бога такой склонности нет. Будучи всемогущим, Он никогда не попадает под власть материальной природы. Материальная природа – это всего лишь одно из проявлений Его непостижимых энергий.

Живое существо и Сам Бог находятся под властью майи, когда они приходят в этот материальный мир. Материальная энергия при всех обстоятельствах действует под Его контролем. У майи есть очень много средств, и в материальном мире у нее нет более надежных кандалов, чем женщина. В действительности мы не есть ни мужчина, ни женщина – все эти определения относятся только к нашему внешнему одеянию, телу.
В обусловленной жизни мы закованы в железные кандалы, которые принимают форму красивой женщины. Каждый мужчина связан сексуальными отношениями, и поэтому когда человек пытается освободиться от материальных оков, он прежде всего должен научиться обуздывать свое сексуальное желание. Ничем не ограниченные половые отношения полностью отдают человека в рабство иллюзии.

Саннйаса – отречение от мира, освобождение от сетей семьи. То, от чего мы должны отречься – это наша склонность к материальному наслаждению.
Человек должен встать на определенный путь и не отклоняться от него, подчиняясь всем правилам и ограничениям, необходимым для того, чтобы достичь успеха в духовной жизни.

Медитация – это лишь деятельность ума.

Духовная душа бессмертна и наша деятельность в духовном мире также бессмертна. Только достигнув самореализации, человек и начинает говорить по настоящему.

Чаитанйа – высшая ступень духовного знания.

Параматма, или Сверхдуша – находится в сердце каждого живого существа и в каждом атоме вселенной.

Шесть достояний: богатство, слава, сила, красота, знание и самоотречение.

В материальном сознании мы пытаемся любить то, что совершенно недостойно любви.
Любовь, объектом которой является не Кришна, ведет вниз.

В каждой стране и каждом священном писании есть какой-то намек на любовь к Богу. Ведические писания могут направить человека на истинный путь, который ведет к любви к Богу.

Материальная вселенная – место, где все бренно и исполнено страдания.
В обусловленной жизни все имеет начало, в абсолютной, или духовной жизни нет ни начала, ни конца.

Мы ищем любви мужчины или женщины, потому что мы несовершенны и нам чего-то недостает. Любовь женщины, эта потенция и это наслаждение отсутствуют в мужчине, и потому мужчина хочет женщину.

Космическая материальная экспансия называется майей, поскольку она не вечна. Иногда она находится в проявленной форме, а иногда – в непроявленной, и в этом смысле она иллюзорна. За пределами этого временного проявления есть высшая природа.

«Существует еще и другая природа, вечная и трансцендентальная к проявленной и непроявленной материи. Эта высшая природа никогда не уничтожается. Когда все в этом мире уничтожается, эта часть остается неизменной». (Бг.8.20).

Эта высшая природа находится за пределами проявленного и непроявленного. Эта вечная природа, которая выше творения и уничтожения, есть жизненная сила, проявляющаяся в телах всех живых существ.
Само по себе тело состоит из низшей природы, материи, но то, что движет телом, есть высшая природа. И признаком этой высшей природы является сознание.
В духовном мире, где все имеет высшую природу, все обладает сознанием.
В материальном мире неодушевленные предметы не обладают сознанием, но это не так в духовном мире. Там стол, земля, деревья – все обладает сознанием.
В материальном мире все оценивается воображением или другими несовершенными методами, но  в ведических Писаниях содержится информация о том, что лежит за пределами этой материальной вселенной.

Наша энергия ограничена, также как и наше чувственное восприятие.

Один из путей получения знания – через сердце. Знание можно получить двумя способами: один зависит от Верховной Личности Бога, которая в форме сверхдуши находится в сердцах всех живых существ, а другой зависит от гуру, духовного учителя, который является экспансией Кришны. Кришна передает информацию как изнутри, так и снаружи. Нам остается только получить ее.
Если знание получено одним из этих способов, то уже не имеет значения, постижимо оно или нет.

Звуковая вибрация очень важна в передаче ведического знания.

За космическим проявлением находятся обширные планеты и духовное небо.

Майа – материальная природа.

На духовном плане каждая часть тела может действовать за любую другую его часть.

Духовная энергия столь могущественна, что может делать все, что угодно. Материальная энергия зависит от определенных законов, но духовная энергия полностью независима.

Околдованные обусловленной жизнью, люди в основном не склонны заниматься преданным служением и практиковать сознание Кришны.

Внутри вселенной находится бесчисленное множество живых существ, которые в соответствии со своей кармической деятельностью переходят из одного вида жизни в другой, с одной планеты на другую. Их пребывание в тюрьме материального существования длится с незапамятных времен.

Атомарные живые существа являются составными частями высшего духа. Длина и ширина индивидуальной души составляет примерно 1/10000 часть кончика волоса.

«Не будь живые существа бесконечно малыми искрами высшего духа, каждая крошечная искра была бы всепроникающей и не поддавалась бы контролю свыше. Но если принять живое существо, как крошечную составную часть Верховного Господа, то оно автоматически оказывается под контролем высшей энергии или силы. Это состояние естественно для него, и если оно остается в этом положении, то оно может достичь полной свободы» (Бг., 10.87.30).

Если человек ошибочно считает, что он занимает то же положение, что и Верховная Личность Бога, это значит, что он заражен теорией недвойственности, и его усилия в трансцендентальной жизни не приведут к успеху.

Есть две категории живых существ – вечно освобожденные и вечно обусловленные.
Вечно обусловленные живые существа могут быть подразделены на два типа – движущиеся и неподвижные (деревья и др.). Большинство людей живут, как животные.
Праведные люди занимаются плодотворной кармической деятельностью, чтобы добиться какого-нибудь хорошего результата для наслаждения своих чувств.
Достигнув освобождения, человек понимает, что живое существо состоит не из материальных элементов, но представляет собой душу, которая отлична от материи.

Мукта – освобожденная душа – это тот, кто понимает, что он является вечным слугой Господа.

Те, кто освобождены теоретически, просто обладая знанием, что живое существо нематериально, могут все же иметь желания, хотя формально и они могут быть отнесены к освобожденным душам. Их главное желание – стать единым с Верховной Личностью Бога.

Обретение мистической силы с помощью практики мистической йоги.

Пока у человека остается хоть малейшее желание материального совершенства, он не может обрести покой.

Ваишнавы, или преданные, обычно очень сострадательны к обусловленным душам. Преданный просвещает людей и выводит их из тьмы невежества, внося в их сердце знание о конституциональном положении живого существа, как вечного слуги Господина Кришны.

По милости духовного учителя и Кришны человек получает семя преданного служения. Ему остается только посадить это семя на поле своего сердца. Посадив это семя, человек должен поливать его, повторяя и слушая святое имя Верховного Господа или принимая участие в обсуждениях науки преданного служения в обществе чистых преданных. Когда семя преданности дает росток, этот росток начинает свободно расти.

Человек может столкнуться с определенными опасностями.

Существует 10 основных оскорблений, которые можно совершить против святого имени:
- поносить великого преданного, который старается распространить славу святого имени по всему миру;
- отрицать, что Господь Вишну является Абсолютной Истиной;
- считать истинного духовного учителя обычным человеком;
- поносить ведическую литературу и авторитетные писания;
- считать славу, присущую святым именам, преувеличением;
- сочинять ложные теории относительно святого имени;
- совершать греховные поступки, надеясь на силу святого имени;
- рассматривать религиозные ритуалы, аскетизм, жертвоприношения и другие формы самоотречения наравне с повторениями святого имени;
- говорить о славе святого имени неверующим, которых это не интересует;
- сохранять свои материальные привязанности даже после слушания и повторения святых имен Бога.

Запреты: нельзя позволять себе вступать в незаконные сексуальные отношения, употреблять одурманивающие средства, есть мясо и участвовать в азартных играх.

Преданный должен принимать только то, что необходимо для поддержания души в теле, и отвергать все то, что приводит к возрастанию потребностей тела. Следует принимать только самое необходимое для сохранения тела.

Чувства должны быть очищены. До тех пор, пока человек хочет материальных благ или освобождения, которые называются двумя ведьмами обольщения, он не сможет ощутить сладость трансцендентального любовного служения Верховному Господу.

Три стадии преданного служения:
- взращивание преданного служения;
- осуществление служения;
- достижение любви к Богу.

Девять методов взращивания преданного служения: слушание, повторение, памятование и т.д.

Экстаз трансцендентальной любви имеет две составляющих – ситуация и причина возбуждения.

Ситуация делится на две части – предмет и цель. Обмен преданным служением – предмет; Кришна – цель.

Трансцендентальные качества составляют причину для возбуждения. Даже те, кто уже достиг уровня самореализации, привлекаются трансцендентальными качествами Кришны. Качества Кришны не материальны, но чисты и трансцендентальны.