Эксперимент гл. 2

Виктор Некрасов
На фото  слева  направо  : Ерёмина Нина Ивановна,Коровина Татьяна Ивановна и Глотова Наталия Ивановна

Продолжение.
Накануне нового  1983/84 учебного года в школу приехала большая группа гостей из Москвы. Это были методисты  Научно- исследовательского Института Минпроса СССР, учёные, авторы  новых учебников  для шестилеток. В левом крыле первого этажа школы размещалась большая комната так называемой  психологической разгрузки. В неё и разместили на проживание женщин (их было абсолютное большинство).  Трёх мужчин разместили в  соседней комнате, где хранились детские игрушки и спортивный инвентарь для начальных классов. Я уже отмечал ранее, что почти  весь первый этаж школы был вотчиной  младших классов.   Оборудование и различные стенды в коридоре  этажа, огромное количество цветов, красочное оформление стен и колонн  придавали какой-то домашний и даже сказочный  уют и вызывали  приятные ощущения у самих хозяев – малышей и гостей школы.


Нужно ли перечислить гостей или не стоит утомлять читателя незнакомыми ему людьми? И решил,  что всё же нужно. Эксперимент проводился у нас, а в дальнейшем по этим программам и учебникам учились и сейчас учатся миллионы детей, и  следует назвать поимённо тех, кто  являлся их автором, или соавтором, а может, простым консультантом. Некоторые из этих товарищей уже ушли в мир иной, а многие  живы и, возможно даже, прочтут эти строки. В любом случае они внесли свой вклад в методическую копилку советской школы, и  я назову их. Это Гаркунова Ирина Львовна, Горецкий Всеслав Гаврилович, Рамзаева Тамара Григорьевна и Фоминых Борис Иванович - специалисты по  азбуке, чтению и русскому языку. Кузнецов Владимир Иванович,  Жикалкина Татьяна Кирилловна и Бантова Мария Ивановна  отвечали за «царицу наук»- математику. Романина Валентина Ивановна курировала трудовое обучение, а Пензулаева Людмила Ивановна – физическую культуру. По ходу эксперимента, а он проходил в течение четырёх лет, приезжали и другие  представители Министерства просвещения и НИИ  Минпроса, но их визиты были кратковременными, и я не буду утомлять читателей новыми фамилиями. 


Предыдущую главу я закончил словами, что режим дня у  шестилеток был иной, чем у всех остальных учеников. Каков же он?  Урок у нулевого класса (так  назывался первый класс в начале эксперимента) продолжался всего 35 минут, в отличие от 45 - у остальных  учеников. Десять минут до общего звонка малыши занимались играми, проводились физкультминутки в классе, а после  звонка выходили в коридор на перемену. После двух уроков у них был завтрак, а после четырёх -дети обедали и шли в спальную комнату.  Спали они  полтора часа.  Поначалу это не всем удавалось, но  через некоторое время привыкали и спали практически все. Проснувшись, сами заправляли свои койки, одевались в спортивную форму (в спальной комнате у каждого ученика  был свой шкафчик для одежды и туалетных принадлежностей) и направлялись в игровую комнату или на  улицу, где  была  игровая площадка. Выход на улицу, конечно,  зависел от погоды.  За  играми следовал полдник и  через некоторое время родители забирали своих детей. В первой и четвёртой четвертях  это происходило в 17 часов, а  во второй и третьей - в 16 часов, так как световой день в это время года наиболее короткий. Вот такой  был режим дня у  детей  первого класса.


 С первого дня занятий московские гости включились в активную работу и  стали исполнять роль консультантов,  а иногда   заменяли  Нину Ивановну  и сами проводили  уроки. Начерно у них уже были заготовлены учебники по всем предметам, составлена программа обучения, но требовалась проверка их на сложность, восприятие, объём изучаемого материала. Дело в том, что до этого начальная ступень  обучения  проходила за три года, а уже с четвёртого класса дети переходили во вторую ступень, и вместо одного учителя  обучались  учителями – предметниками и,соответственно, курировал их классный руководитель. Программа была очень сжатой, морально устаревшей  и  требовала обновления, а также  разгрузки и  перехода на четырёхлетнее обучение.  Как уже  заявлено в названии эксперимента, обучение предполагалось начинать с шести лет, но впоследствии  возраст был сдвинут на полгода и в первый класс стали принимать детей с шести с половиной лет. По новой программе оценка знаний и умений учеников в первом классе и в первом полугодии во втором стала поощрительной. То есть привычные нам отметки  ни в журналы, ни в дневники не стали ставить. «Отлично», «хорошо», «молодец» и так далее, и никаких пятёрок или двоек. Неудовлетворительных терминов вообще не следовало  употреблять (на эту тему можно бы и поспорить, но принято именно так как я пишу).


     Постоянное присутствие кого-либо на уроках и в целом  весь рабочий день  подчас выводило Нину Ивановну из равновесия. Надо отдать  ей должное и понять, что подобное испытание на прочность, на выдержку  не каждый вынесет,  а она с честью выдержала эту психологическую «экзекуцию». Видя, что материал сложен для восприятия, консультанты тут же корректировали его, и урок повторялся.  То же самое приходилось делать и с объёмом учебного материала. Тем не менее, спустя    четверть века после тех событий,  Нина Ивановна очень тепло отзывается о своих «мучителях», которые всегда тактично вмешивались в ход урока и пробовали сами провести  какой – либо его этап, а подчас и весь  рабочий день.  Им надо было выверить все  этапы учебного процесса.  Естественно, они не  находились  у нас весь учебный год, и общение с учителем после их отъезда осуществлялось по телефону. Как правило, их присутствие было обязательным в начале и в конце  учебного года. Это позволяло определить  динамику навыков, сделать сравнительную характеристику наработанного материала.


        Далеко не просто было в этот период и директору школы, Валентине Андреевне Хлудневой. Кроме забот о школе как таковой,  приходилось  руководить и работой школьного интерната, где проживали более ста учеников из  близлежащих сёл. А это  организация трёхразового питания, нормальных  бытовых условий и многое- многое другое. Мне пришлось в течение семи лет испытывать подобную нагрузку, пока не закрыли интернат и стали подвозить детей на школьных автобусах.  Гостям из Москвы  также надо было организовать достойные условия для проживания и питания.  Расходов на эти цели в бюджете  не было предусмотрено. Здесь вновь надо  высказать слова благодарности Астанкову Алексею Фёдоровичу.  Мясо и  молоко  предоставлялось  из колхоза по первому требованию. Кстати сказать, дети, проживающие в интернате, завтракали и ужинали в колхозной столовой совершенно бесплатно, а обедали   вместе со всеми учениками  в школе.  Рабочий день Валентины Андреевны начинался с семи утра и продолжался до позднего вечера. Не позавидуешь!


  Надо сказать, что  все работники школы также старались  внести свою хоть небольшую лепту помощи и участия в жизни гостей.  Заведующая столовой Ларина Мария Ивановна была первоклассным специалистом в поварском деле (недаром сейчас работает личным поваром у одного из олигархов на Рублёвке),  и старалась готовить самые изысканные и вкусные блюда. На работу  повара  приходили  очень рано и до занятий   кормили  гостей завтраком. Кому – то из них приходилось  оставаться до вечера и кормить их ужином. Не просто это было, ведь  все  имели семьи, детей, домашнее хозяйство. Однако люди   понимали свою роль и  добросовестно, с душой делали нужное дело.   Учителя несли фрукты, овощи, всевозможные   домашние маринады и всякие вкусности.  Москвичи   были довольны  условиями проживания  у нас и уезжали с чувством глубокой признательности. Надо сказать,  что и мы уже свыклись с ними и считали их  чуть ли не членами нашего коллектива. Во всяком случае, мы ждали их очередного приезда с охотой.


      Работники отдела народного  образования и методического кабинета также не были в стороне от   проведения эксперимента. Параллельно с нами  в работе над  ним принимали участие  четыре школы района, и им приходилось  постоянно посещать эти школы, быть своего рода связующим звеном и  консультационным штабом.  Наряду с Тишаниновой Ниной Тихоновной, отвечающей за организационную сторону процесса, частым гостем в школе  была заведующая методическим кабинетом Зенкина Валентина Петровна.  Она  к тому же и  курировала учителей начальных классов как опытнейший методист. В их заслугу следует отнести и организацию семинаров для учителей начальных классов района,  а также для работников отделов образования и методических кабинетов  Липецкой области. А это не только теория, лекции, обмен опытом, но и обязательные открытые уроки  наших учителей.  В беседе с Ниной Тихоновной она рассказала, как однажды после очередного открытого урока Нина Ивановна  бросилась в слезах  к ней на плечи с возгласом: « Нина Тихоновна, когда же закончится эксперимент с подопытным кроликом». Успокоившись,  она извинилась, но все понимали, какая психологическая и физическая нагрузка лежала на плечах этого уже немолодого человека.

 С последующих годов обучения в эксперимент включились такие опытные и высококвалифицированные учителя, как Коровина Татьяна Ивановна и Глотова Наталия Ивановна. Может возникнуть вопрос, почему учителей было трое, а  классов-то  четыре. Дело в том, что из-за  недостаточного количества учеников   Глотова Наталия Ивановна вела спаренный класс-комплект ( 1 и 3 классы одновременно), что само по себе очень непросто, а в условиях эксперимента тем более. Тем не менее, им  работалось несколько легче потому, что к ним поступали уже обкатанные учебники с  чёткой программой и соответствующей разбивкой учебного материала по темам и часам. Они также прошли переподготовку в институтах усовершенствования учителей в Липецке и Москве. Надо сказать, что  эти   учителя быстро осваивали новую методику  и дети показывали хорошие результаты.

     Конечные результаты и были главным критерием оценки деятельности учителя и самое главное - степени усвоения материала учениками, их  общее развитие, в том числе физическое,  а также состояние здоровья детей.   По итогам проведения эксперимента Нина Ивановна Ерёмина была награждена орденом  «Знак Почёта» и  грамотой Министерства просвещения РСФСР.     Работа Коровиной  Татьяны  Ивановны была отмечена Грамотой Министерства просвещения РСФСР, а  также награждением знаком «Отличник народного просвещения».  Поскольку Глотова Наталия Ивановна участвовала в эксперименте всего один год, то   приказом по школе ей была объявлена благодарность.

 Постоянное присутствие специалистов на уроках, тесное общение с ними сыграло большую роль в повышении общей квалификации учителей начальных классов, их профессионального мастерства, что, несомненно, сказалось на качестве знаний учащихся. Непреложной истиной является и то, что полученные прочные знания на первой ступени являются  надёжной базой для дальнейшего обучения. Таким образом,  проведение эксперимента в нашей школе, несмотря на все сложности,  сыграло положительную роль  для всего коллектива школы. Четверть века школы страны работали по  учебникам и программам, составленным в те уже далёкие восьмидесятые годы прошлого столетия, и наша школа была в этом процессе среди первопроходцев. С этого учебного года начальная школа переходит на новые стандарты обучения, а  я задаюсь вопросом: « А не часто ли мы  совершаем перетряски школьных программ».