Народные песни славянских народов. А. С

Сансанс
http://www.rurik.se/index.php?id=1913&lng=ru&news_id=3681

ПОД МИЛЫМ ОКОНЦЕМ (Словацкая народная песня)

- Под милым оконцем брожу в тишине,
Замёрз я, голубка, открой-ка ты мне.
Ла-ла, ла-ла-ла, ра-ла-ла, ла-ра-ра…
Замёрз я, голубка, открой-ка ты мне.

- Охотно б открыла, да мама не спит,
Боюсь, что за нами она уследит.
Ла-ла, ла-ла-ла, ра-ла-ла, ла-ра-ра…
Боюсь, что за нами она уследит.

Я вышла в светёлку, задела за стул,
Он стукнул, и маму, к несчастью, спугнул.
Ла-ла, ла-ла-ла, ра-ла-ла, ла-ра-ра…
Он стукнул, и маму, к несчастью, спугнул.

Ах, мама, не бойся, всё тихо вокруг,
Наш кот на охоте поднял этот стук.
Ла-ла, ла-ла-ла, ра-ла-ла, ла-ра-ра…
Наш кот на охоте поднял этот стук.

Ах, дочка, прошу я, кота не жалей,
Его, за испуг мой, покрепче прибей!
Ла-ла, ла-ла-ла, ра-ла-ла, ла-ра-ра…
Его, за испуг мой, покрепче прибей!

Постой же, мой милый, мать быстро заснёт,
Тогда нас разлучит, лишь солнца восход.
Ла-ла, ла-ла-ла, ра-ла-ла, ла-ра-ра…
Тогда нас разлучит, лишь солнца восход.

ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ – ПЕТЬ, КАК НАДО!

Тодор бодро стенку строил,
Шла девица под горою,
Шла и грустно песню пела,
Тодор, тут же бросил дело.

Рот разинул, песне внемля,
И свалился вниз, на землю;
Поломал он руки, ноги,
Лёг и плачет у дороги.

-Что ты, Тодор, лёг и ноешь?
Что ты, лодырь, дом не строишь?
- Песни пела ты уныло,
Стало дело мне не мило!

Тут девица так запела,
Что в нём сердце закипело,
Стали целы руки, ноги,
Пляшет Тодор у дороги!

Как стряхнул он грусть да одурь,
Стал работать снова Тодар,
Так что дом быстрее втрое
Поднимался над горою.

Под горой стоит девица,
На красивый дом дивится,
Дом высокий, дом громада,
Вот что значит – петь, как надо!..

ЛЕНКА, БРОСЬ! (Болгарская народная песня).

Ленка, брось танцевать –
Милый твой хворает.
Он упал на кровать,
Слёзы утирает.

- Ну, так что ж? Ну, так что ж?
Пусть себе хворает.
Ты меня не тревожь –
Музыка играет!

Разве брошу танец,
Если болен милый?
Пусть он спит спокойно,
Набирает силы.

Не уйду! – Не уйдёшь?
- Ни за что на свете!
Хоровод так хорош –
Мчится, словно ветер!

Ленка, стой, Ленка, брось!
Милый умирает!
Он иссох, словно гвоздь,
Он в жару сгорает!

- Ну, так что ж? Ну, так что ж?
Пусть себе сгорает.
Ты меня не тревожь –
Музыка играет!

Разве брошу танец,
Коль он не танцует?
Знаю, чем он болен:
Просто он ревнует!

Не уйду! – Не уйдёшь?
- Ни за что на свете!
Хоровод так хорош –
Мчится, словно ветер!

Ленка, брось, Ленка, стой,
Милый встал с кровати!
Он идёт очень злой, -
Он тебе отплатит!

- Ну, так что ж? Ну, так что ж?
Мне он мстить желает?
Ты меня не тревожь –
Музыка играет!

Разве брошу танец
Из-за чьей-то мести?
Пусть приходит милый,
Мы станцуем вместе!

Не уйду! – Не уйдёшь?
- Ни за что на свете!
Хоровод так хорош –
Мчится, словно ветер!

А МОЙ МIЛЫ ЗАХВАРЭЎ (Болгарская песня)

А мой мiлы захварэў,
Кiселiку захацеў.
Ох, ну, ды, ох, ну!*
Кiселiку захацеў.
Ой, цыц, мiлы, не ўмiрай,
Кiселiку дажыдай.
Пайшла баба па сялу
Даставацi кiсялю.
Не дастала кiсялю,
Да дастала аўса.
Намачыла кiсель
На дванаццаць нядзель.
На баране цадзiла,
А на лёдзе варыла.
Пакуль кiсель укiпеў,
Мой мiленькi адубеў.
Як на покуцi ляжаў,
Яшче было трошкi жаль.
Цераз сяло як вяла,
Яшче торшкi загула.
Як вывела за сяло,
Ужо стало весяло.
Ох, ну, ды, ох, ну!
Ужо стало весяло.

*Прыпеў "Ох, ну, ды, ох, ну!" спяваецца ў кожнай страфе з паўторам другога радка
тэксту.
Такун

ОЙ, ТАМ ЗА ДУНАЕМ (Украинская народная песня)

Ой там, ой там за Дунаем,
Там за тихим Дунаем
Моло-молодец гуляе,
Моло-молодец гуляе.
Моло-молодец гуляе,
Тай молодец гуляе,
Моло-молодец гуляе,
Тай молодец гуляе.

Вин кри, - вин кричать, гукае,
Тай кричать, вин кричать, гукае:
Полай, подай перевозу,
Полай, подай перевозу,
Полай, подай, подай перевозу.
Тай подай перевозу.

Яй пы, - яй пырывызуся,
Яй пы, - яй пырывызуся,
Яй пы, - яй пы, - яй пырывызуся,
Тай на ту Украину,
Хошь раз, хошь раз подивлюся,
Хошь раз, хошь раз подивлюся.
Хошь раз, хошь раз подивлюся
Тай ни так на Украину,
Як на, - як на ту дивчину,
Як на, - як на ту дивчину.

МОЛИТВА (Сербская песня)

Ни ока да склопим,
постеља празна тера сан,
а живот се топи
и нестаје брзо, к'о дланом о длан.
К'о разум да губим,
јер стварност и не примећујем,
још увек те љубим,
још увек ти слепо верујем.
К'о луда, не знам куда.
љубави се нове бојим,
а дане, живе ране,
више не бројим.
Молитва, као жар на мојим уснама је,
молитва, место речи само име твоје.
(И) Небо зна, (баш) као ја,
колико пута сам поновила,
то небо зна, баш као ја,
да је име твоје моја једина
молитва.
Ал' Богу не могу
лагати све док се молим,
а лажем ако кажем
да те не волим.
Молитва, као жар на мојим уснама је,
молитва, место речи само име твоје.
(И) Небо зна, (баш) као ја,
колико пута сам поновила,
то небо зна, баш као ја,
да је име твоје моја једина
молитва.

КАК ЗА ЛЕСОМ (Силезская песня).

Как за лесом пташка
Целый день поёт.
Мне печаль точит сердечко
И покоя не даёт.

- Мне скажи, скажи, девица,
Дай ответ:
Ты зачем в моём садочке
Нарвала роз букет?

- Паренёк мой, я отвечу,
Лишь одно:
Что твои, мои ли розы –
Это, право, всё равно!

ПОЙМАЛ Я ГОЛУБКА (чешская народная песня)

Поймал я голубка,
Он взаперти сидел,
Минуту улучил
И в поле улетел.

Он в поле улетел,
Уселся на дубок,
И там заворковал
Мой милый голубок.

Мой милый голубок,
Погромче распевай,
Подруге дорогой
Грустить ты не давай.

Своей подруге я
Стараюсь угождать,
Она же, чуть уйду, -
С другим спешит гулять…

ВЕСНЯНКА (белорусская народная песня).

Жавороночки, прилетите,
Тепла летушка принесите,
А зимушку заберите,
А зимушку заберите.
Ведь нам зима надоела,
Весь хлебушек наш поела,
Весь хлебушек наш поела.

Жавороночки, рани пташечки,
Принесите нам теплы ветры,
Снега белые растопите,
Вы, ветры, снега растопите.
Травушку нарастите.
И воликов вы накормите,
И воликов вы накормите,

ОЙ, ВЫ, СЕНИ, МОИ СЕНИ (р.н.п.)

Ой, вы, сени, мои сени,
Сени новые мои.
Сени новые кленовые,
Решетчатые!

Выходила молода
За новые ворота.
Выпускала сокола
Из правого рукава.

Ты лети, лети, соколик,
Высоко и далеко,
На родимую сторонку,
Где батюшка мой живёт!

Ой, вы, сени, мои сени,
Сени новые мои.
Сени новые кленовые,
Решетчатые!