Рассказ первый - Уроук не впрок

Всеволод Воробьёв
                Урок  не в  прок...

Конец сентября, беломорское побережье. Пожелтели на кромках береговых ляг  тростники, прибрежные ивы и берёзки почти закончили сбрасывать с ветвей пожухлую листву. А значит, пришёл сезон массового пролёта гусей от гнездовий на зимовку. Как говорит мой друг Леонид: – Гуси летят на голый лес».
 
Всё трудней стало делать скрадки. Голыми – без листьев – ивовыми ветками уже не так просто устроить непроницаемую для зорких гусиных глаз закустовку. В ход пошёл сухой тростник, пожелтевшая и полёгшая осока.
 
Я хотя и на давно знакомом и облюбованном месте, мне приходится заново заниматься «строительством, поскольку  старый многолетний шалаш недавно разметало сильной моряной, поднявшей уровень воды выше обычных норм. Но топорик и кусок верёвки, чтобы таскать ветки, всегда со мной, а это – главное. Зато у меня отремонтированные и хорошо подкрашенные гусиные профиля*, целых полтора десятка, и по моему мнению они должны отвлечь внимание осторожных гусей от моего полупрозрачного скрадка, куда я уже засел, расставив мудро гусиные обманки. Основные среди них – кормящиеся – с вытянутой шеей и наклонённой к земле головой. Но есть и тройка сторожевых, а раз они в спокойной позе, значит, опасности рядом нет.

Уже половина фазы прилива, на востоке Онежской губы он снял гусиные стаи с осушки, и с минуты на минуту можно ожидать первых гостей. Ветерок после вчерашней морянки стих, и стаи будет слышно далеко….

     А вот, и первая!  Летит высоко, но, кажется, нацеливается на центр обширной ляги, на краю которой я сижу. Осушки в восточной части губы песчаные и бедные кормом, только для отдыха. А здесь им рай. Множество мелких растений-солянок, корешками которых так любят лакомиться гуси. Да и другого корма в избытке. Это место у меня примечено давно, и я охосусь тут с профилями и весной, и осенью.

Уже отчётливо слышу гусиные голоса, но в одном из громких криков, возможно вожака, почему-то слышится тревога. Пытаюсь представить – о чём у них разговор…
И вот, как мне это кажется…

Стая белощёкой казарки уже часа четыре в небе. На прошлой остановке покормиться, как следует, не удалось. И хотя и не очень сильный, но почти встречный ветер основательно измотал гусиные силы. А тут ещё и голод…


        Молодой гусёнок, летящий вслед за вожаком, замечает на берегу моря фигурки кормя-щихся крупных птиц, похожих на гусей, и радостно обращается к вожаку:
- «Смотри-ка, там, кажется, наши, можно отдохнуть и подкрепиться, а то уже брюхо под-вело». Услышав его речь, одобрительно загалдела и остальная молодёжь. Вожак, который ещё ранше других всё заметил, но понял, что это – всего лишь гусиные профили и рядом охотничий скрадок, в котором виднеется человек, в педагогических целях отвечает молодому:
- «Конечно, отдохнуть и пожрать не помешало бы, да вот, понимаешь ли, когда весной мы пролетали над этим местом, то какие-то подозрительные гуси так же тут и сидели…
А теперь подумай – стоит ли нам туда спускаться?» Загалдела на разные голоса ближайшая к ним молодёжь. Тревожно и предупредительно ответили старики. А тот, к кому обратился вожак, гордясь его вниманием, покрутил головой и отвечает:
- «Думаю, шеф, что не стоит! Раз они тут так долго сидят, то всё вкусное наверняка уже сожрали».

Что им ответил вожак, я уже не разобрал, потому что, плавно забирая вправо, стая полетела вдоль берега в сторону Сумпосада, где на полсотни километров ни деревни, ни избушки, ни шалаша. Хотя не исключено, что и туда уже добрались неуёмные охотники.

А я встал и, взяв в руки топорик, побрёл к кустам, чтобы подрубить ещё веток для скрадка. Профиля – профилями, но гуси – они глазастые.

   * Вырезанные из плоского материала (фанера, крепкий картон) и окрашенные под определённую породу фигурки гусей со штырём, втыкаемым в землю.

  Обновление страницы - по пятницам.