26. Детали

Анатолий Шуклецов
Хотел бы я вернуться в прошлое? Да! Но только за подробностями.
Вальтер Медведев.

26.1 – 26.10: Мелочишки недостаёт. – За один вечер одна деталь. – И лунная ночь готова. – Убедительность создаётся подробностями. – Свойство найденной детали. – Два основных вида. – Не нагромождай. – Ни одного случайного штриха. – В середине работать тупо. – Ружьё, которое не выстрелит.


26.1. Мелочишки недостаёт…

Наглядный пример о значении детали. Ученик явил Родену статую фавна. Работа была выполнена безупречно, а дыхания жизни в скульптуре нет. Знаменитый ваятель обошёл изваяние, взял молоток и точным ударом вышиб у фавна один зуб. И статуя разом ожила. Так и в литературе бывает. Иной раз мелочишки недостаёт, которая делает произведение художественным. Кажется, первым Карл Брюллов сказал, что в искусстве «чуть-чуть» многое значит. Павел Бажов. // Истина – в мелочах. Девиз Гюстава Флобера. // Любой, кто хочет добиться великих результатов, должен много внимания посвятить деталям. Поль Валери. // Торвальдсен сказал Карлу: «Довольно уж тебе возиться с «Помпеей». Такой картины ни один из нынешних художников и скомпоновать не в силах!» Но чуял Брюллов: восторги восторгами, а не достаёт того «чуть-чуть», которое в искусстве зачастую решает всё. Отступи от искусства на шаг, и оно отшагнёт от тебя на милю! Исход крупных дел часто зависит от мелочей. Не пренебрегай, какими бы незначительными ни казались. К маленьким вещам должно быть большое отношение. // Я давно уже руководствуюсь в жизни правилом, что детали очень и очень важны. Конан Дойл. // Две недели я каждый день посещал мастерскую, пытаясь понять, где мой расчёт оказался неверен. Иногда трогал одно место, другое, но тотчас бросал кисть с убеждением, что части картины в идеальном порядке и причина не та. Наконец мне показалось, что свет от молнии на мостовой слаб. Я осветил камни около ног воина, и воин выскочил из картины. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя окончена. Карл Брюллов. // Пустяки создают совершенство, а совершенство – не пустяк. Микеланджело. // Господь Бог живёт в деталях.


26.2. За один вечер одна деталь…

Отдавайся труду всецело, не отступай, стремись увидеть каждую вещь в её характерной неповторимости. Аристид Майоль. // Павел Бажов всегда терпеливо добивался точного, ёмкого и образного выражения художественной мысли. «Вот детали. Иногда за вечер единственное слово и найдёшь. Надо было мне упомянуть крепление. Приблизительно нельзя. Есть такие, – и он привёл два немецких названия. – Не подходят! Подавай мне русское, точное. Да чтобы обозначало прочность, и для описываемого времени подходило. Нашёл ведь! – «двойной переклад из лежаков». В серьёзном раздумье над писательским трудом были сказаны эти слова: «За один вечер одна деталь. Видите как…» Клавдия Рождественская. // Иногда для выяснения какой-либо детали Валентин просматривал до десятка книг, пока не находил ясного ответа. Антонина Пикуль. // Будешь неточным в малом – не поверят в большом. Не поверят книге. Галина Серебрякова. // Хорошая подробность вызывает у читателя интуитивное и верное представление о целом. Борис Пастернак. // Знакомые вспоминали, как Иван Шишкин осматривал, ощупывал, изучал каждую травинку, стебель, ветку, мох, листок на дереве. Ранее художники не озабочивались столь пристальным вглядыванием в мелкие «детали» природы. // Величие в уважении к таинствам жизни во всех её проявлениях. Ведь с некой высшей, горней точки зрения все явления равнозначны. Ибо никому не дано знать, что главное, а что второстепенное. Творец с равным тщанием создаёт всё, что наполняет его постройку. Юрий Нагибин. // В настоящей литературе нет мелочей. Константин Паустовский. // Подражай Природе: она равно велика как в подробностях своих, так и в своей совокупности. Пифагор. // Мне дороги в лесу и кедр, и травы луговые: цени в работе суть и мелочи любые! Абдурахман Гафуров.


26.3. И лунная ночь готова…

Читая книгу, следует прежде всего замечать детали и наслаждаться ими. Владимир Набоков. // Описывая театральную репетицию, Юрий Олеша замечает, как одетая в тюлевые пачки и белое трико танцовщица покидает сцену, ступая на всю подошву мягких балетных тапочек. И писатель сравнивает балерину с лебедем, который уже не скользит грациозно по воде, а двигается по суше, неуклюже переваливаясь как обыкновенный гусь. // Мастерство художника заключается в том, что он может изобразить значительной любую вещь. Бертольд Брехт. // Художник делает самое малое – большим. Викентий Вересаев. // Изобразил героев в постели, упомянув лишь холодок лежащей на животе пепельницы. Из аналогичного ряда: «Пятна мокрой травы на коленях»; «Огромная янтарная брошка царапала ему лицо». Минимум деталей при максимуме наглядности. Сергей Довлатов ещё любил удачные инъекции акцента. Скажи «палто», и читатель поймёт, что действующее лицо рассказа грузин. // Адекватные детали повышают достоверность книги. Читатель дивится, сопереживая: как же точно схвачено, как похоже изображено! Именно так и бывает. Твоя наблюдательность оживила его восприятие, он верит тебе. Константин Паустовский. // Действительное внимание мгновенно превращает всякую мелочь в нечто значительное. Иоганн Гёте. // В описаниях природы группируй мелкие частности таким образом, чтобы по прочтении возникала цельная картина. На мельничной плотине блестит горлышко разбитой бутылки, и покатилась шаром чёрная тень волка. И лунная ночь готова. Антон Чехов. // Эффективные варианты видения создаются на детальном уровне, а не широкими мазками. Том Питерс. // Под деталью условимся подразумевать художественную подробность, способную возбудить представление о предмете в целом. Деталь в произведении искусства – редкая счастливая находка, дающая возможность охватить предмет мгновенно, как в действительности. Сергей Антонов.


26.4. Убедительность создаётся подробностями…

Описывать ли одежду героев, пейзаж, черты их лица? Или лучше описывать страсти, различные чувства, волнующие их души? Анри Стендаль. // Глядя на дебелую влекущую плоть «Русской Венеры», трудно поверить, что сотворил её инвалид-художник, после предваряющего массажа рук могший владеть кистью. Чтобы достовернее передать игру света в пузырях мыльной пены, Борис Кустодиев сам сбивал её в тазике свободной рукой, продолжая другою писать. // Велик тот артист, который заставляет зрителей забыть о деталях. Сара Бернар. // Вместо приветствия Золя спросил: «Проститутке платят сразу или после?» Я решил просветить его в нужном заведении. Золя ушёл с девицей в комнату и не выходил оттуда всю ночь. Под утро я побеспокоил друга. Сидя у ног полусонной куртизанки, Золя что-то усердно строчил в блокноте, почти заполненном за ночь. Анри Сеар. // Не советую никому писать о том, чего никогда не видел и не испытал. Убедительность создаётся подробностями, деталями. Однако как трудно их находить. Вот-вот! Научись не только смотреть, но и видеть. В огромном романе «Анна Каренина» не более двух десятков, удачно подсмотренных автором запоминающихся подробностей. Только в одном случае Толстой не подыскал эпитета: «Чувства давили её какой-то тяжестью». Ровно ни о чём!.. Александр Куприн. // Пестуй детали, божественные детали. Владимир Набоков. // Даже отдельный волосок отбрасывает свою тень. Публилий Сир. // Книга без подробностей не живёт. Детали как оболочкой удерживают всю конструкцию литературного произведения. Приближают его к реальности, придают правдоподобие персонажам. Насыщай творение подробностями, и оно будет иметь успех. Гордон Смит. // Нужен был образ, что зрительно бы запечатлелся в представлении читателя. Помногу раз Толстой возвращался к рукописи. Добавочным штрихом, деталью, тщательной зарисовкой подробностей придавая тексту художественную выразительность. Окончательная редакция рассказа «Хозяин и работник» толще ранней раза в четыре. Как за счёт введения новых эпизодов, так и усиленной детализации описаний. Николай Гудзий. // Вечная охота за подробностями, этой плотью искусства. Задача писателя отыскать детали, которые расцветят и оживят произведение. Научись подмечать самые незначительные подробности. Они придадут твоей истории глубину, сделают персонажи яркими и убедительными. Гордон Смит.


26.5. Свойство найденной детали…

В конечном счете, ценность детали не в богатстве ассоциаций, не в длине цепи представлений и образов, что служит средством воссоздать в душе читателя ощущения, которые испытал автор. Свойство счастливо найденной детали в том, что она пробуждает результативное ощущение сразу, минуя последовательно-логическую цепочку. Читатель вмиг подсознательно постигает все промежуточные ступени познания предмета. Сергей Антонов. // Без подробностей вещь не живёт. Любой рассказ превращается в пресловутую палку от копчёного сига, о какой упоминал Чехов. Самого сига нет, торчит одна щепа. Константин Паустовский. // Деталь – это художественная подробность, ставшая символом, образом. Варлам Шаламов. // Всякий отпечаток хочет вечности. Чем более детальным будет словесное описание, тем в большее смятение повергнешь ум читателя. Леонардо да Винчи. // Мелочей нет – есть подробности. Китайская пословица. // Бажов прочёл рукопись и сказал: «А ты не скупись, не скупись. Рисунок нужен, краски». Позднее я понял, что значит «не скупиться» на художественные детали. В его сказах действительно было всё: рисунок и краски, и подлинный народный язык. Французский писатель Анри Стендаль называл двадцать оттенков жёлтого в тициановской картине с апельсинами. Из мемуаров. // Воистину ничтожен тот, кто пренебрегает малым. Ведь в начале огня бывают искры и от малой косточки возносятся деревья. Ибн Хазма. // Литература живёт не общим, а частным – ненужными частностями. Чем заметен Наполеон у Толстого? Тем, что от него разит одеколоном. Юрий Тынянов. // Обрати внимание на подробности, на детали, известные только тебе, они оживляют повествование. Каждый писатель видит предметы и явления по-своему. Смелее проявляй индивидуальность. Больше деталей, единственных и неповторимых, больше красок, но не чересчур. Коротко и ёмко, всего несколько фраз. Один меткий эпитет способен породить в воображении читателя целую картину. Константин Паустовский. // …индивидуальность скрыта в мелочах. Не страшись деталей, они крайне положительны, хорошо схватываются читателем и усваиваются им. Максим Горький.


26.6. Два основных вида…

Деталь (в искусстве) – одна из малых частей целого (в данном случае – художественного произведения), подробность, частность. Из справочника. // Нельзя ставить на сцене заряженное ружьё, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Антон Чехов. // По композиционной роли можно выделить два основных вида детали. Описательные изображают, рисуют картину, обстановку, характер в данный момент. Повествовательные указывают на движение, изменение, преобразование картины, обстановки, характера; и обязательно повторяются в тексте, как минимум дважды. Они появляются, нередко в изменённом виде, в разных эпизодах повествования, подчёркивая развитие сюжета. Пресловутое ружьё на стене, которое впоследствии обязательно выстрелит, хрестоматийный тому пример. Деление деталей на описательные и повествовательные в известной мере условно. Александр Горшков. // Чехов работает на детали, подробности, Бунин – описателен, он не пытается дать целое через часть, а по возможности полно изображает это целое. Юрий Нагибин. // Рельефность достигается отнюдь не подробным портретом волны, пейзажа. Полно людей, коих не упрекнёшь в недостатке знания. Изучали, знают. Тем не менее, избытком деталей уничтожают целое, утонув в подробностях, ухитряются даже в скульптуре создавать не рельефные вещи. Доскональность и точность сами по себе не обеспечивают успеха художественному образу и не гарантируют его. Как ни верно взяты и описаны детали, важно их взаимное расположение, чтобы оказать нужное эмоциональное воздействие на воображение читателя. Эжен Делакруа. // Средства, которые поодиночке не воспринимаются как ценные, становятся такими при их применении друг с другом. Овидий.


26.7. Не нагромождай…

Мелочи, мелочи главное! Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё. Фёдор Достоевский. // Боюсь нагромоздить подробностей, которые повредят ясности. Чтобы подчеркнуть бедность просительницы, не расписывай её жалкий, несчастный вид. Упомяни вскользь, что она была в рыжей тальме. Антон Чехов, о художественной детали как средстве обрисовки целого. // Чтобы изобразить бурю, незачем живописать каждую волну, достаточно дать картину взволнованного моря. Ромен Роллан. // Есть писатели, страдающие утомительной и скучной наблюдательностью. Они без отбора загружают сочинения грудами подробностей. Не понимают, что подробность необходимо нужна, если она характерна и может сразу высветить любое явление, персонажа. Константин Паустовский. // Мелочное внимание к деталям отбирает у писательства лёгкость и приятность. Стивен Кинг. // В стиле барокко: много красивых деталей, а в целом безвкусица. Мария Эбнер-Эшенбах. // Нагромождение фактов – вернейший признак умственного бесплодия. Ничто так не выдаёт беспомощность автора. Оноре Бальзак. // Скупость текста – это богатство восприятия. Не нагромождай детали. Твоё дело задействовать ассоциативное мышление читателя одной-двумя. Михаил Веллер. // Уловить именно те черты, из которых воображение читателя дорисует саму картину – дело величайшей трудности. Николай Некрасов. // В живописи, в литературе, во всяком искусстве кто все детали передаёт – пропал. Надо уметь схватывать одни характеристические детали. В этом одном и состоит талант и даже то, что называется творчеством. Иван Тургенев. // Все эти мелочи в высокой степени важны, но надо уметь тщательно отобрать наиболее характерные. Максим Горький. // Искусство во всех великих произведениях состоит в том, чтобы хорошо рассуждать без излишней аргументации. Франсуа Вольтер. // Не умножай число сущностей сверх необходимого. Оккама. // Кто пожелал пестротою рискнуть непомерной, тот пририсует и вепря к реке, и дельфина к дубраве. Гораций. // Подрисовать дельфина к лесу. Мало движения и масса подробностей, которые громоздятся. Должно во всём соблюдать меру и сделать каждую деталь уместной. В маленьком рассказе лучше не досказать, чем пересказать. Излишние, даже интересные подробности утомляют внимание читателя. Ими надо жертвовать ради целого, не перегружать произведение. Антон Чехов.


26.8. Ни одного случайного штриха…

Мне всегда помогает определить степень одарённости писателя наличие в его произведениях истинной, добротной детали. Сергей Антонов. // Но малейшая неточность, перебор по части этих деталей, и уже исключена поддержка читателей, знающих предмет досконально. Александр Твардовский. // Читал рассказ. Совсем уже поверил, что хороший, подметив точную строку: «…с мягким чмоком вколов топор в бревно». Свежо! Через страницу читаю: «…он утирает нос, как-то у него это ловко, с мягким чмоком получается». И рассказ для меня померк. Уже не картину вижу, а чертёж. Ярослав Голованов. // Одна фальшивая подробность, одна фальшивая интонация – и всё пропало! Как в дорогом фарфоре вдруг трещинка, тоненькая, с волосок. Автор и книга теряют главное: доверие читателя. Николай Москвин. // Ни одной второстепенной детали, лишней черты. Только суть, экстракт, синтез, открывающийся глазу в долю секунды, когда собраны в фокус, заострены все чувства. Читатель сумеет договорить картину. Дорисованное самим врежется неизмеримо прочнее. Словесный рисунок врастёт в него органически. Вот путь сотворчества художника и читателя. Евгений Замятин. // …не преувеличивать мелочей, не преуменьшать значительного. Блез Паскаль. // Важно всё вместе, а не отдельные детали. Немецкая пословица. // …у Леонардо всё имеет смысл, он не допускал ни одного произвольного, случайного штриха. Иоганн Гёте. // Вот у тебя сказано, что твой герой – декоратор. Ты как это дальше развил? –  «Да никак». – Э! Так нельзя. Иван Бунин. // Проведи по свежевыпавшему снегу лыжной палкой – след буквально кричит на снежной целине. Добавь ещё десяток следов, и одиннадцатый ты уже не заметишь. В произведении высокого искусства не может быть ничего лишнего, случайного. И потому каждая деталь работает. Вольдемар Пансо. // Несколько примеров, уместно приведённые в немногих словах, придают мыслям больше веса и авторитетности. Излишек примеров и подробностей всегда ослабляет речь. Люк Вовенарг.


26.9. В середине работать тупо…

Ни один талант не может преодолеть пристрастия к деталям. Восьмой закон Леви. // Любой персонаж и объект описания обладают множеством подробностей, всяко характеризующих его. Казалось бы, чем больше взято, тем отчётливей перед умственным взором читателя возникнет предмет описания. Однако ещё Гегель предупреждал: литератору не следует соперничать с действительностью в детализации явления. «В изображении частностей не следует распространяться настолько, чтобы общее представление затемнялось, искажалось или исчезало». // Мы чересчур серьёзно занимаемся самыми незначительными мелочами, забывая о существенности целого. Жан Ростан. // Знаменитый преподаватель живописи Павел Чистяков называл их «паутинкой», не советуя слишком рано обращаться к деталям в рисунке. «Начинать надо по таланту и кончать по таланту, а в середине работать тупо». Приступать и заканчивать одержимо страстно относясь к сюжету и предмету, а над деталями, перспективой, уточнением форм работать в середине упорно и бесстрастно. // «Дьявол обитает в мелочах» – гласит старинная поговорка. // Кого заботят мелочи, тот никогда не дойдёт до главного. Виктор Савельев. // Деталь – ужасная штука. Ожерелье состоит из жемчужин, но держится оно на нитке. Гюстав Флобер. // Детали формы и мелочи сюжета ещё не составляют искусства, какими художественными ни будь. Подобно тому, как гениальные идеи ещё не дают писателю права на титул гения или таланта. Анри Стендаль. // Во всех искусствах так: настоящий мастер всегда сразу намечает главную линию. Все отношения берёт верно, уж потом переходит к деталям. Лев Толстой. // Пока не разберёшься с целым, заниматься мелочами не следует. Самуэль Джонсон. // Старый принцип иерархии явлений, «неба, земли и человека». Согласно ему, в картине должен быть главный предмет, его достойный помощник и вспомогательные детали. Павел Федотов всегда рисовал вещи с натуры. Бывало, это подводило его. Художник терял чувство меры, переполняя картины деталями. Превысив допустимый предел, они переставали работать и вообще разваливали композицию.


26.10. Ружьё, которое не выстрелит…

Дьявол в крайностях, Бог в деталях. Иоганн Гёте. // Никогда неизвестно, для чего нужна лишняя деталь, пока её не выбросишь. Чем более случайной представляется, тем важнее спрятанный в ней секрет. Именно в таких деталях зашифрована авторская проповедь Сэлинджера. «Принцип лишней детали». // Что каждая деталь должна работать, ты теперь знаешь. Слушай приём замысловатей: ружьё, которое не выстрелит. Почитай внимательно Акутагаву Рюноскэ, величайшего мастера короткой прозы. Лишь один американский письменник Эдгар По не уступает ему. Прочти «Сомнение» и «В чаще». Обрати внимание на меч, который исчез неизвестно куда и почему, на отсутствующий палец, о котором так и не было спрошено. Акутагава владел – на уровне технического приёма! – умением одной деталью придать неизмеримую глубину подтексту. Михаил Веллер. // Всесильный Бог деталей. Борис Пастернак. // В произведениях малого объёма эффект мельчайшей детали относится к тому же порядку величин, что и эффект целого. Поль Валери. // От детали зависит многое, если не всё. Михаил Зощенко. // Мастер от любителя отличен тем, что в его работе нет ничего нейтрального. Каждая мелочь работает на целое, пускай незаметно. Всеволод Мейерхольд. // Внимание читателя приковано к мелочам. Детали сменяются, дополняя и продолжая мысль писателя. Вот повторилась уже развитая. Эта сыграла на впечатлении и ушла. Данные в развитии пустячки, детальки, мелочи содействуют раскручиванию сюжета. Возникла будто ненароком, а читателю ясна дума главного героя. Другая подвела к нужному выводу. Сочетаясь, контрастируя, именно мелочи и создают гармонию, к которой обязан стремиться писатель. Феликс Эльдемуров. // От верности в малом зависит успех в великом. Аврелий Августин. // Кто не интересуется малым, тот напрасно озаботился большим. Джон Рескин. ///