Один день из жизни

Михайлова Ольга Анатольевна
События, праздники,  даты. Живём жизнью -  страны, города, общества.
Дела, заботы,  просто суета.

Живя жизнью других, часто проходим мимо своего,  настоящего, для самих себя.

Вот и моя жизнь не исключение.  Дом-работа. Работа-дом. А где Я? – Я сама?

Остановиться. Посмотреть вокруг. В себя. Посмотреть  на себя.

Итак, решено. Сегодня - никуда. Отключаю телефоны.
Сегодня займусь … -   Чем бы заняться?

В каждом из нас сидит страсть к новому.  И тогда  мы  устраиваем генеральные уборки.  Совершаем набеги на  завалы, как нам кажется, старых вещей.

Устрою и я! Чтобы освободить место для нового. Избавиться от рухляди! Всю жизнь копила, аккуратно складывала.  И вдруг, раз! надоело! Генеральная уборка!  -   территории, памяти, частички жизни.

Уборка, так уборка! Начну с кладовки.

Старые пластинки

Старые? – Старинные друзья. Вальс, джаз, романсы,  классика, колыбельные.  Музыка!

 А вот и эстрада. Ну да, итальянцы в России. Тогда ещё – СССР. Как они нас тогда. Без боя. Одним выстрелом и прямо в цель.
 
Мы с мужем  собрали солидную коллекцию. А  именно этого альбома -  не было.  И вот ровно через месяц после свадьбы, в магазине  «Шанхай»  выбросили  - было тогда такое «счастье», в продаже неожиданно появлялся дефицитный товар – "выбросили" именно её.  Очередь – большая, количество товара – ограниченное. По одной в руки – кричат самые активные. А я в самом конце очереди.  Шансов  - ноль, желание сделать мужу подарок –  на все сто, тысячу желаний! И вдруг подходит мужчина – пластинку хочешь? За всё нужно платить – вспоминаю бабушкины уроки.

- Что вы себе позволяете?
- Держи. И будь счастлива. Молодая жена.
- Как вы? -  не успеваю задать вопрос  уходящей спине.
- В твоих глазах блеск новенького обручального кольца. Главное, будь счастлива!

Все хором развернулись посмотреть на меня. И в этот момент продавец громко объявила, что пластинок больше нет.

Самое интересное было, когда мы с мужем  нашли в подарках  две одинаковые пластинки.  У его пластинки была другая, но своя памятная история.

Музыка. Музыка. Радость, грусть. Мурлыкая, петь-то я так и не научилась, осматриваюсь вокруг. Что там дальше? А дальше – большая коробка. Вроде как посуда. Сервиз? Что-то не припомню. И почему он в кладовке, а не в буфете, где ему заслуженно положено.

Резким движением, ведь ещё так много нужно  успеть, открываю коробку и понимаю, что застряну в ней надолго. На очень долго.  Долго длиною  в  жизнь.  Мою жизнь.
Год за годом в коробке лежат годы и события моей жизни, тщательно  и заботливо обёрнутые состарившимися обрывками газет.

Я беру самый верхний комочек. Что в нём? Сижу, гадаю, оттягиваю время. Время встречи со временем. Безвозвратно ушедшим временем.

Временем, когда мы были ещё все. Когда нас было ещё много. Большая и дружная семья. Когда всю посуду покупали только на 12 персон. А если вдруг  дарили – на шесть, то сразу же бежали докупить – на всех.  И мама, и папа, и любимая бабулька, и крёстная, и брат Олег, и …

 Все ушли. Ушли, забрав с собой по чашке. Не стало вас, и чашки  разбивались и разбивались. Не стало вас …

 И эту последнюю я зачем-то спрятала, убрала. На память?  Или, наоборот,  - чтобы не напоминала? Глажу ласково её настоящие фарфоровые бока. Как по волшебной лампе Алладина. Одно слово и вот мы все, как раньше,  за огромным семейным столом. Папа – во главе, мама хлопочет рядом, вкусно пахнет бабулькиными  пирогами.

Э! Милая. Да, ты так и за час не уберёшься! За час целую жизнь?

 Всё! Пусть всё остается, как есть. Как было. Пусть как было,  так и будет.
Захлопнув кладовку, думаю, что захлопнула дверь  -  Туда или  Оттуда.

На минуту становится легче,  и я бодро шагаю к книжным полкам. Ух, сколько пыли!

Сначала работа спорится, подумаешь снять все книжки с полок. На пятой или седьмой книге  рука тяжелеет и уже не так резво мечет  – что мечет? Просто книги? Или «мои университеты»?

«Чук и Гек» - надо же,  ещё  жива. Тысяча девятьсот шестьдесят седьмой год издания. «Нашей дорогой Оленьке в День её рождения. Мама и папа».
 
Дорогие мои  мама и папа! Милые вы мои, дорогие книги!  Действительно, дорогие мне  -  памятью. Вот эту вручили  за победу в конкурсе.  А эту  подарил мальчик. Он думал, что никто не догадается. Вся школа знала, как он «помешан» на Джеке Лондоне. Где ты теперь, мальчик, я даже не помню твоей фамилии. Но то, что ты в знак уважения или первого чувства подарил мне самое дорогое для тебя тогда, этого  я никогда не забуду.

Вместе с воспоминаниями ожили и сами книги. Они по-дружески просятся  в руки. Погладь, перелистай, вспомни.

Ой,  тебя я читала на каникулах. Зимние каникулы – а  я, как всегда,  со своей подружкой ангиной. Если бы не ты, пропали каникулы. Помнишь, как мы смеялись, плакали, опять смеялись. А мама думала, что это у меня от температуры.

О! А с вами я познакомилась, когда уже  была взрослой и ко мне УЖЕ обращались на Вы. Но я, как девочка, сама обращалась с вами на Вы и благоговела перед вами  каждый раз, беря в руки.

Я и сейчас благоговею. Ласково, медленно провожу рукой по бархату, по глянцу, по частичке – по большой части своей жизни. По тому, что меня сделало и сформировало, слепило и вылепило в человека и человеком.

Так, и здесь уборка не получилась. Уже никуда не торопясь, заботливо по одной возвращаю каждую книгу на своё – её место. Чтобы потом даже с закрытыми глазами – Пушкин здесь,  левее - Блок, а на второй сверху – путешественники.

Остался  письменный стол. Усаживаясь в большое кресло, я  окончательно  понимаю, что  генеральная уборка не получилась.  Ничего лишнего. Ничего забытого. День за днём. Из жизни. Моей жизни.

 Нижний ящик – письма.

Средний – открытки.

Записки. Записки лежат  в самом верхнем ящике.

Каждый праздник, событие я достаю их. Вот вы. Мои. Родные и самые-самые. Вы по-прежнему поздравляете. Любите. И желаете. Перечитываю, и как же я всех вас люблю.
 «Добрый день, дочка, мы ушли. Пожалуйста, береги себя. Сегодня сильный ветер. Мы знаем, как ты реагируешь на ветер. Целуем.  Мама  и папа».

Как они могли знать, что я зайду к ним в тот день? Даже и в планах не было. Совершенно случайно. Вдруг почему-то потянуло.
 
«Мы ушли…»  Потом  вы ушли навсегда.  Остались записки.

Таких записок было много, очень много. Вот мы с семьёй вернулись из отпуска – «С возвращением домой,  дорогие наши!»

Вот записки в роддом. За дочку. За сына.

А  эта была в пирогах, которые мама присылала с  зятем. И обязательная приписка – «угостите  ваших бабушек у подъезда». Бабушки те и сегодня живы. И вспоминают мамины пироги. И маму.

Я перекладываю записки с аккуратным почерком и в какой-то момент замечаю, что «рука» уже другая. Похоже – но другая. Вчитываюсь, Господи, да это же мои записки – моим детям.

Надо же! А ведь всегда ворчат, когда пишу их. Пишу им. -  Оказывается, не напрасно.
 
Генеральная уборка! Старых вещей, памяти, прожитой жизни.

 Ещё одна экскурсия в страну, «куда не продают билеты, и не ходят поезда».

Ещё один день  воспоминаний. Все вместе. Всё как всегда. Рядом. Со мной. В моём сердце.

Записи. Записки. Воспоминания.

Ещё один день. Из просто жизни. Моей жизни.