Новый Иерусалим на Рейне, ч. 2

Сергей Колибаба
      



2. Образование Германской империи

а) Попытка церкви создать общеевропейское теократическое государство

Начиная с X века церковь на своих соборах, ратовала за установления "божьего мира" и "божьего перемирия", своеволие феодалов занимающихся на дорогах открытым грабежом, беспрерывные войны между владетелями земель и нападения норманнов разрушали общее христианское социальное пространство. Стихийность процессов происходящих в обществе тормозили развитии городской и дорожной инфраструктуры, мешали развитию денежно-торговых отношений и ограничивали паломничество к церковным святыням, а, в общем, препятствовали построению "царства Божьего". Для создания материальных благ нужна была стабильность, к нестабильной власти (а такой она была в это время) приспособиться нельзя, скорость перемен происходит быстрее, чем адаптация к ним. Стремление духовных лидеров христианства пап и епископов к светской власти было вызвано также необходимостью, сохранить и приумножить накопленные богатства, монастыри и епископские центры стали активнее участвовать в торговле и в финансовых операциях (ростовщичество – торговый кредит). Церковь к этому времени сделалась крупнейшим земельным собственником и имела свои владения во всех западноевропейских странах, однако  местные светские феодалы всегда притязали на материальные ценности духовных епархий.

Возникли моральные проблемы и внутри религиозного института, связанные с низким уровнем теологической подготовки священнослужителей (священники слабо разбирались в Святом Писании), церковь теряла свой духовный авторитет, в порядке вещей была продажа церковных должностей (симония), нарушение обета безбрачия.  Состояние морали в высших церковных кругах  характеризует правление папы Бенедикта IX (1032-1044, 1045), племянника пап Бенедикта VIII и Иоанна XIX (непотизм в папстве был обычным явлением), который вступил на папский престол в 15 лет (папа в 15 лет, тут и комментировать нечего), вскоре за разбой и насилие он был изгнан населением Рима из города. С помощью императорских войск снова занял престол, но в 1044 г. безнравственный папа свергнут вторично, изгнанный Бенедикт IX с войсками опять вернулся в город, однако, опасаясь нового переворота, продал тиару и папский трон своему крестному отцу  Иоанну Грациану.

Архипресвитер римский Иоанн Грациан или папа Григорий VI (1045-1046) происходил из богатой ЕВРЕЙСКОЙ семьи Пьерлеоних, купил папский титул за огромную по тем временам сумму – 2000 динариев серебром, как он сам позднее объяснял, для СПАСЕНИЯ ПРЕСТИЖА ЦЕРКВИ. Тем не менее, император Генрих III созвал синод епископов, на котором было принято решение о низложении Бенедикта IX и Григория VI и избрании  папой Климента II; папу Григория VI в Сутри (у Рима), где проходил синод, сопровождал монах Гильдебранд, будущий папа-реформатор Григорий VII (1073-1085).

С развернутой программой переустройства церкви выступили монахи монастыря Клюни в Бургундии (монастырь вел финансовые дела с еврейскими банкирами), представители других богатых монастырей также потребовали усиления института папства, с этим были согласны и епископы,  находившиеся в зависимости от местных феодалов. Клюнийцы призывали к укреплению церковной дисциплины, введению строго монастырского  устава, распущенность духовенства подрывала авторитет церкви в народе, главное требование программы - независимость духовенства от светских феодалов; активным проводником этой программы был клюнийский монах Гильдебранд, ставший папой Григорием VII, некоторые авторы причисляют его к "итальянцам" (Ковальский А.В. Папы и папство. Варшава, 1985; М., 1991),   собственно Италии как единой страны в то время не существовало. Этот важный исторический период в жизни Германской империи исследователи комментируют кратко: "Однако в Риме появились новые силы, готовые покончить с господством германских императоров и начать решительную борьбу  за папскую теократию" (История средних веков. М., 1964);   что это за «таинственные силы», и к какой этнической группе принадлежали деятели церкви, начавшие борьбу за усиление МОРАЛИ в римской католической церкви и в европейском обществе?

В 1021 г.  над Римом разразился ураган, и произошло землетрясение, которое повлекло человеческие жертвы, природные явления были истолкованы как Божье наказание и связаны с евреями, их обвинили в "насмешке" над образом Иисуса, после проведённого расследования обвиненные были казнены. Эти события, очевидно, повлияли на еврейское население Рима, на политической сцене Рима появляется богатая еврейская семья Пьерлеоних, которая стала играть в религиозно-политической жизни западного христианства колоссальное значение, ряд её членов стали папами: "В начале XI века в Риме появилась семья Пьермони (или Pierlone), один из её членов выдвинулся, стал одним из первых банкиров. Его звали Барух …  Барух крестился в 1030 г., получил имя Бенедетто, и его семья стала влиятельной в Риме. … один из её членов (семьи) по имени Гильдебранд в 1073 г. умудрился стать римским папой, приняв имя Григория VII" (Штереншис М. Евреи, история нации. Герцлия, 2008).   Кардинал Гильдебрант с середины XI в. был управляющим делами папского престола при пяти предшествующих папах и пользовался значительным влиянием в папской курии и в среде светских правителей, к его рекомендациям прислушивались как короли, так и императоры.

В древнегерманском обществе переход недвижимости от одного владельца к другому закреплялся символической передачей какого-либо предмета (как и у евреев), например стебля травы, к X-XI вв. из этого обычая развился новый — публичное вручение одним лицом другому, стоящему ниже его по иерархии, определенных символических предметов. Это действие означало передачу части властных полномочий, а также связанных с ними земель, доходов, прав; оно получило название инвеституры; светского князя германский государь инвестировал обычно знаменем, церковного — кольцом и посохом. Каждый новый епископ сначала должен был получить эти предметы из рук короля или его представителя, затем они освящались и вручались ему вторично — уже в ходе церковного обряда посвящения; в XI веке разгорелся острейший конфликт между германскими императорами и папами, формально — по вопросу об инвеституре епископов.
 
Папы, вдохновлявшиеся идеями реформы и стремившиеся освободить церковь от влияния светских властей, стали усматривать в королевской инвеституре недопустимый акт симонии: избрание духовных лиц — внутреннее дело церкви, вмешиваться в которое не имеет права ни одно светское лицо, в том числе и сам император. Однако императоры не собирались, естественно, отказываться ни от давнего обычая, позволявшего им свободно распоряжаться церковными должностями, ни от своего понимания императорского сана ("rex et sacerdos", король есть первосвященник). В споре об инвеституре юристы императоров ставили вопрос о владениях, пожалованных церкви светскими властителями: если папа, отстаивает независимость церкви от императорской власти, то пусть он, возвратит имущество, подаренное светскими властями; если он желает сохранить имущество, то пусть несет за него обязательства перед империей. Борьба за инвеституру должна была разрешить вопрос о власти над крупнейшим политическим образованием в Европе – Священной Римской империей, кому быть во главе христианского мира — императорам или папам.

Папа Григорий VII явился зачинателем реформы, которая от его имени получила название "Григорианской", он ввел на синоде в 1074 г. суровые наказания для духовенства за нарушения целибата и продажу церковных должностей. В документе "Диктат папы" (1075) он сформулировал свою программу реформы церкви и общества, которая предусматривала: главенство власти папы над светской властью, неподсудность пап и запрет на назначение епископов светскими властями. Программа подразумевала также издание папой "вселенских" уставов, низложение императоров и освобождение их подданных от присяги императору. Первоначальные успехи Григория VII закончились неудачей, Рим захватили войска германского императора, на помощь папе пришли норманны и сарацины, однако результате военных действий город был разграблен, и  ненависть населения обратилась против Григория VII, папа бежал  с норманнами в южную Италию, где и умер, борьбу за "инвеституру" продолжили его приемники.

Последующие 50 лет  историки называют периодом "борьбы за инвеституру" между светской и духовной властью и рассматривают его с национальных позиций, приписывая церкви, диктат над народами  и монархами; вероятно, это была попытка церкви приблизить общественные отношения к законам Бога Яхве, уйти от беспрерывных феодальных войн и разорений территорий через систему наднационального теократического управления и контроля. К этому собственно и пришла современная Европа через девятьсот лет и сотни  военных столкновений, как считают исследователи - посредством "греческой демократии", а на самом деле в связи с осмыслением массами важности соблюдения норм бытия в природе и обществе (морали), заложенных в иудейской программе развития - Торе.

Кроме духовного влияния, которые оказывали на развивающуюся Европу евреи-христиане и иудеи, существовало влияние материальное, идея может выжить лишь в случае её материального (финансового) подкрепления. Способность еврейских общин финансировать феодала в его военно-политической, социально-экономической и духовной деятельности являлась главным условием развития города, графства, герцогства или королевства. Других систем финансирования деятельности развития  до крестовых походов просто не было, собственно сами крестовые походы в большинстве своём обеспечивались еврейскими деньгами; монархи обкладывали еврейские общины "чрезвычайными" податями. Католическая церковь организовала свои финансовые системы в эпоху крестовых походов (тамплиеры), а до этого времени всячески препятствовала деятельности христиан в сфере ростовщичества (на самом деле - финансового кредита), правильно полагая, что деньги - это власть.
б) Саксонская династии (919-1024)

  Династия (гр. dynasteia) власть, господство; несколько монархов одного рода сменявшие друг друга по праву наследования = ивр. Д в числовом значении – четыре + НАСИ, НЕСИУТ лидер, вождь, князь; руководство; вероятно, считали, что династию составляли четыре монарха одного рода, сменяющие друг друга на троне. Термин род в русском языке (иврит ДУР род, поколение; прочитан наоборот), содержит подсистемные понятия, указывающие на иерархию прямого кровного родства: дед, отец, сын, внук (правнук), далее кровное родство не является прямым и лексика не содержит определяющих понятий.
 В немец. языке – Geschlecht, ряд поколений; прочитаем слово системой ЛАТИНСКИХ букв (на которых была построена транслитерация) – ГЕС+КХЛ+Е+КХТ, оно содержит корни иврита; ГАИС (ГИЕС) войско, вооруженный отряд +  КАГАЛ (КАХАЛ) толпа, общество, община + КОАХ (КОХОТ ХАБИТАХОН вооруженные силы) сила, мощь; таким  образом, становится ясным немецкое понятие «род» - община, имеющая своё (сильное) вооруженное подразделение (дружину, сотню, что прослеживается по ранней германской истории), входящее в племенное войско.

В немецком языке понятие "династия" выражено также словом Herrschergeschlecht = Herrscher властитель, государь + geschlecht  род, поколение (см. выше); т.е. государи одного рода; до сих пор существует мнение, что правители обладают "харизмой", на них исходит emanation (эманация, лат. – снисхождение творческой энергии Бога, Божественный Дух). Это определение мы находим в слове Her, или наоборот – REH, что созвучно еврейскому понятию РУАХ дух, которым объясняют эманацию + rscher, или РОШ руководитель, глава (РОШ ХАИР –  старейшина города, мэр); таким образом, мы получаем трактовку понятия Herrscher – глава поселения (общины) на которого снизошел божественный Дух (христианство). В итоге мы получили понятия, объясняющие общественно-политический строй германцев на время создания племенных герцогств, они вложили в слово династия (поколение) понятия еврейского языка, через который осмыслили род, как общину, живущую в режиме военной демократии. Остаётся задать вопрос, неужели греки и латиняне вложили в сознание и язык древних германцев чисто ивритские понятия, связанные с иудейством, может в наших исторических картинах построенных в условиях развитого НАЦИОНАЛИЗМА XIX века не хватает ОСНОВНОЙ  исторической детали – ИУДАИЗМА?   
               
Династия Каролингов пресеклась в 911 году, королем был избран Конрад I Франконский, при нем вспыхнул конфликт между королевской властью и герцогами, который закончился поражением короля; в 919 г. было избрано два короля Генрих I Саксонский и Арнульф Баварский; главным препятствием в централизации страны являлась герцогская власть. Имя Кондрад (Konrad) содержит типичные слова-символы иврита (как и  у англичан, например, Эдва+рд) указывающие на высшую (королевскую) власть - КОНЕН основывать, учреждать + РАДА властвовать, покорять, наказывать, подчинять.

Генрих (Heinrich) I Птицелов (919-936), положил начало Саксонской династии (919-1024), провел военную реформу с целью, противостоять постоянным набегам венгров на южные районы; Heinrich = (к-х) КОНЕН основывать, учреждать + РИК мобилизовать на войну (обнажить меч). Создал новую конницу и построил ряд укрепленных пунктов (бургов) на границах Саксонии и Тюрингии, что позволило в 933 г. соединенным силам королевства одержать над венграми крупную победу; при этом короле началось движение немцев на земли славян, на захваченной земле закладывались новые города.

Оттон I (Otto, 936-973), имя Otto использовалось в Риме, римский император Отон Марк Сильвий (Otho, 32-69 гг.), правил кратковременно, свергнут Вителлием, наместником Нижней Германии, который стал императором Германиком, в честь своего войска в котором было много германцев; вероятно, в имени-символе заявлены претензии германских королей на власть в Италии;  ОТТО = ОТ знак, чудо, знамение, соответствовать + ТЕО (гр.) Бог.
 
Оттон столкнулся с выступлениями феодалов против королевской власти, с целью централизации государства король старался УСИЛИТЬ ВЛАСТЬ НПИСКОПОВ И АББАТОВ на территории путем раздачи привилегий (иммунитетных прав), за что требовал административной и военной службы. Епископ в немецком языке обозначен термином - Bischof; иврит - БИШОФ епископ; слово явно содержит корни иврита; БЕШЕФА, ШОФЕА, ШЭФА обилие, благодать, эманация; истечение "творческой энергии" Бога на человека; помощь Бога в делах, божественная благодать. Неужели термин, обозначающий наместника еврейского Бога на территории должен принадлежать языческим (мнение средневековых теологов) латинскому или греческому языку. Германские епископы средневековья были деловыми администраторами, которые заботились о преуспевании епископий и городов, евреи, как религиозный (народ Бога), финансовый и торговый фактор являлись предметом их забот.

При Оттоне продолжалась завоевательная политика на востоке страны, захваты заэльбских земель привели к образованию пограничных областей – марок в бассейне Эльбы, здесь усиленно насаждалось христианство, создавались епископства и монастыри; в 968 г. король основал Магдебургское епископство для христианизации славян. Marche нем. Mark, от Marke - марка, пограничная округ, рубеж, форпост, в VIII-IX вв. крупный пограничный округ; немецкое написание слова аналогично еврейскому понятию –  МААРАХА (ка), МААРАХ (к) дислокация военного отряда; армия, приведенная в боевую готовность. Границы в раннем средневековье были очень неопределенными, территории  переходили по много раз из рук в руки, там, где стояли войска, там и проходила граница, картографированием территорий (определением границ по местным объектам) начали заниматься в XV-XVI веках. После победы  над венграми при реке Лех в 955  были прекращены их походы на Германию;  гидроним Лех может быть связан с понятием иврита,  ЛЕХ уходи, убирайся! – пограничная линия; или, скорее всего с особенностями влажного климата долины реки, где отмечены осенью обильные туманы, а летом мощные наводнения – ЛАХ, ЛЕХА влажность, мокрота.

Знать начала ориентироваться на завоевательные походы  в Италию, откуда в страну поступали качественные продукты ремесла; Оттон I захватывает  Северную Италию, а затем коронуется в Риме императором (962), созданная империя получила в XII веке название "Священная Римская империя германской нации". Титул императоров Священной римской империи (962-1806) – Кайзер (Kaiser), считают, что термин произошел от латинского Caesar; то и другое понятие содержат один корень иврита - КА в качестве (кого-либо) + И связка + САР начальник, командир; или ЦАР царь; как известно Цезарь был полководцем в первую очередь. В состав империи входили кроме Германии Северная и Средняя Италия, власть в Италии поддерживалась имперскими войсками, в результате итальянских походов Оттона I Германия оказалась обескровленной.

Оттон II (973-983), император с 973 г., продолжал укреплять созданную отцом ЕПИСКОПСКУЮ систему управления, подавил мятеж герцога Баварии (976), предпринимал безуспешные попытки подчинить Южную Италию, вынашивал планы создания ВСЕЕВРОПЕЙСКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ИМПЕРИИ с центром в Риме и с двуединой властью императора и папы. Натолкнулся на серьёзное сопротивление феодалов, королевская власть в его правление теряет значение, герцоги становятся независимыми, а в славянских землях происходят крупные восстания.

Оттон III (980-1002) император с 996 г., пытался осуществить план создания мировой Римской империи.

Таким образом, короли и императоры Саксонской династии опирались в своей деятельности на ЦЕРКОВНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ОБЩЕСТВА и делали попытки создать общеевропейское государство с большой долей ТЕОКРАТИЧЕСКОГО управления, естественно по моделям, описанным в Библии, следовательно, общественно-политическая структура общества Германии была связана с ЕВРЕЙСКОЙ системой бытия.

в) Франконская династия  (1024-1125)

Со смертью бездетного Генриха II (1024) прекратилась Саксонская династия, знать избрала королем Конрада II из древнего франконского рода, германская корона принадлежала государям Франконской (иначе Салической, из рода Салиев) династии вплоть до 1125 года.

Конрад II (Konrad, 990-1039), германский король с 1024, император с 1027, основал Франконскую династию, присоединил территорию Верх. Лужицы (1031) и Бургундское королевство в 1032-34. Созданная королями Саксонской династии церковно-государственная система потеряла своё «спаивающее» значение, так как епископы превратились в полунезависимых владетелей; королевская власть начала искать опору в среде рыцарства и министериалов, нуждавшихся в королевской защите в борьбе за земли с крупными феодалами. Такая политика короля имела успех и обеспечила  временное усиление королевской власти, она способствовала возвышению королевских министериалов, разбогатевших на королевских пожалованиях и вхождению их в класс феодалов.
Министериал, считают, что термин произошел от лат. "ministerium" – служба, должность; в средние века слуги (обычно не свободные) управляющие  хозяйством при дворцах королей и феодалов, влились в состав дворянства;  иврит - МИНА назначать, считать + ШАТАР охранять порядок + УМА народ. Очевидно, что это понятие – еврейское и ничего не имеет общего с латинским языком, который в то время не знали даже средние по рангу священнослужители, а вот евреи частенько занимали руководящие финансово-хозяйственные должности при дворах князей и епископов.

Генрих III (1017-1056), король с 1039, император с 1046, во время похода в Италию (1046-47) низложил соперничавших пап, после чего назначал немецких пап на Святой престол, покровительствовал клюнийской реформе; в годы его правления раннесредневековая германская империя достигла вершины, система имперской церкви действовала безотказно. Германские короли считали себя наместником Христа на земле и полагали, что помазание на царство дает государю, помимо прочего, благодать священства;  rex et sacerdos (король и священнослужитель) — формула, отражавшая представление о двояком — светском и религиозном характере власти императора. В термине  sacerdos просматривается религиозная еврейская терминология – ШЕ который + КАДАШ, КОДЭШ становиться святым, святость; католическая церковь считала, что любой священник наделен благодатью и может передать её мирянам; таким образом, мы имеем представления о смысле "латинского" понятия – святость, очищение себя от всего мирского.

Осенью 1042 года Генрих двинулся против короля Венгрии Аба Шамуэля (этнического еврея), вторгшегося ранее (в феврале 1042) в имперские земли на Дунае, прочного военного успеха этот ответный удар не имел. В 1043 году Генрих, несмотря на двукратное предложение короля Абы заключить мир, ещё раз двинул против него войска южнее Дуная; перед укреплениями венгров на Рабнице был заключен договор, по которому немцам передавали пленных и, вероятно, вопреки желанию Абы, возвращали уступленную в 1031 году территорию между Фишей и Лейтой. Непокорность Абы и раздражение против него венгерских князей позволили Генриху в 1044 году ещё раз выступить против него с баварскими и богемскими войсками, у Менфё, он разбил численно превосходящие силы венгров. Венгерский народ покорился германскому королю, который в Штульвейсенбурге восстановил у власти бывшего короля Петра; король Аба (боровшийся за возрождение иудаизма в Венгрии) предстал перед судом немцев и венгров, был признан виновным и казнен; таким образом, в вооруженной борьбе двух религиозных направлений в Центральной Европе окончательно победило христианство католического толка.

Причины кризиса императорской власти, приближение которого стало очевидным в последние годы правления Генриха III, состояли в росте самостоятельности римской церкви и в социальных сдвигах в самой Германии. Место малочисленной племенной верхушки заняла новая феодальная знать, состоявшая из влиятельных семейств, которой удалось закрепить за собой  родовые и полученные за службу земли, позиция новой знати и папства стала в весьма большой степени определять успехи и неудачи германских государей. Король, поддерживая клюнийскую реформу, надеялся, что эта реформа ослабит епископат, и будет содействовать укреплению королевской власти, однако в этой реформе столкнулись намерения короля усилить свою власть и желание пап укрепить власть церкви в анархической по существу Европе. Разнонаправленные устремления привели к столкновению императора и папства, кто же был противником германского монарха пытавшегося, по мнению большинства историков, совершить благое деяние?  Для понимания сложившейся исторической ситуации  необходимо подвергнуть анализу процессы, происходившие в Риме, который был в то время частью Германской империи, эти проблемы мы рассмотрим ниже.

Генрих III всячески поддерживал стремление к обновлению церкви, в 1046 г. самовластно низложил трех соперничавших между собой пап — ставленников разных групп итальянской знати, и поставил нового папу, немца по происхождению. Папы родом из Германии, прямо назначавшиеся императором, правили в Риме с 1046 по 1057 г. и "сделали очень много для обновления церкви" - так трактуют историки деятельность пап этого периода, рассмотрим и мы "дела" понтификов этого периода с точки зрения эффективности их деятельности.

- Климент II (1046-1047), епископ Бамберга, влиятельный иерарх германской церкви; вручил императорскую корону в 1046 г. Генриху III; в его понтификат церковное управление было подчинено германскому императору; правил неполный год, умер (предположительно малярия), однако проведенный анализ останков папы (похоронен в Бамберге) в современное время показал на наличие в них свинца (компонент яда).

- Дамасий II (1048), родом из Баварии, епископ Бриксена; был назначен папой германским императором, умер через МЕСЯЦ после заступления на папский престол (считают – от малярии), по другим источникам – был отравлен.

Лев IX (1049-1054), немецкий граф, епископ Туля, родственник императора; действительно предпринял ряд путешествий в Германию и Францию с целью продвинуть реформистские идеи через участия в местных синодах, реорганизовал папскую курию, куда ввел много немцев. Ввязался в авантюрную войну с норманнами (1053), был захвачен в плен, выкуплен и умер после освобождения; в его понтификат в 1054 г. (к этому времени папа уже 3 месяца как умер) произошел окончательный разрыв западной и восточной церкви, что даёт повод оценить деятельность понтифика как неэффективную.

Виктор II (1055-1057), племянник Генриха III, в 22 года был назначен епископом Айхштетта; избран папой по рекомендации кардинала Гильдебранда (который занимался в то время хозяйственными и имущественными вопросами папства), принимал участие в местных синодах по продвижению реформы церкви, умер в поездке в возрасте 37-38 лет (причина неизвестна).

Стефан IX (X) (1057-1058), сын герцога Лотарингии; продолжал дело реформ, развернул движение за моральное обновление церкви; умер в одной из многочисленных поездок в возрасте 40-50 лет (ходили слухи, что был отравлен); в  его понтификат в Милане развернулось движение за моральное обновление, его пропагандировали "патары", преимущественно светские люди, которые требовали, чтобы церковь вернулась к добровольной бедности, характерной, по их мнению, для раннего христианства.
Итал. Pataria - народное движение в итальянских городах во 2-й пол. XI в., началось с изгнания епископов, назначенных императором; считают, что термин связан с названием одного из кварталов Милана (Pataria - рынок старьевщиков, "барахолка"); движение приняло форму религиозной борьбы сторонников Клюнийской реформы против браков духовенства и симонии; вероятно смысл в понятии другой, иврит - ПАТАР освобождаться, избавляться; уходить в отставку; т.е. освободить церковь от людей  её позорящих.
 Таким образом, вмешательство Генриха III в назначение понтификов не привело к реформированию церкви, а наоборот усложнило внутрицерковную борьбу, судя по продолжительности жизни перечисленных пап; неудача постигла и папство, поставленные задачи по централизации церкви и приобретение независимости от императора не были решены ввиду частой смены  пап.


Генрих IV (1050-1106), император, кризис в империи начался уже в малолетство государя, но настоящие испытания наступили позже — во время Саксонского восстания и борьбы за инвеституру. Жители Саксонии давно уже были недовольны переходом королевской короны к династии из другого герцогства, когда же Генрих IV начал решительно укреплять свои имущественные права в Саксонии, создавая королевский домен на подступах к богатым серебром горам Гарца, саксы ответили восстанием (1073). В мятеже приняли участие все слои саксонского общества, восставших тайно или явно поддержали недовольные королем князья и в других частях Германии, Генрих IV едва спасся и вскоре вынужден был согласиться на требования повстанцев. Однако осквернение мятежными крестьянами захоронений близких родственников государя резко изменило настроение в стране, князья оказали помощь Генриху IV, король договорился с некоторыми из знатных повстанцев, и в 1075 г. саксонское войско было разбито, причем крестьянское ополчение было уничтожено полностью. Саксонское восстание было прологом к гражданской войне, охватившей всю Германию, причиной ее стала, как говорили современники, "борьба за инвеституру".

В мире «духовном» на римский престол взошел папа Александр II (1061-1073), первый папа, избранный коллегией кардиналов, без вмешательства светских властей; понтификат достался ему в ходе ожесточенной борьбы с антипапой Гонорием, ставленником германского короля  Генриха IV, на улицах Рима многие недели шли бои между отрядами германских войск и норманнами. Папа пытался утвердить верховенство духовной власти над властью светской и оказывал противодействие германскому королю, что вызвало напряжение между двумя центрами власти; к этому времени папство чувствовало себя достаточно уверенно, чтобы судить поступки германского монарха (вызвал Генриха в Италию для объяснения по поводу назначения епископа в Милан). Папа опирался в своих действиях на помощника - еврея Лео из рода Pierleone, который снабжал его необходимыми финансовыми средствами, это сказалось на отношении папы к еврейству, Александр II сделался защитником евреев, удерживал монархов от насильственного крещения, поощрял правителей, не вводивших строгих ограничений против еврейства.

Стремление сохранить право церковной инвеституры в Германии и Италии, привело заносчивого и изворотливого (характеристика исследователей) Генриха IV к столкновению со "святым сатаной" (по выражению Петра Дамиани, знаменитый церковный писатель, современник), папой Григорием VII. Отношения между Генрихом IV и избранным в 1073 г. папой Григорием VII были вначале вполне мирными, еще в 1074 г. Григорий VII, предвосхищая идею Крестового похода, предполагал отправиться во главе христианского войска в Святую Землю, оставив Генриха IV управлять вместо себя церковью. Очень скоро противостояние императора и папы вылилось в открытую борьбу папства с империей, уже осенью 1075 г. когда Генрих своей волей поставил трех итальянских епископов, папа в категорических выражениях потребовал от короля отменить эти назначения и впредь оказывать должное послушание преемнику апостола Петра. В ответ большинство немецких епископов по требованию Генриха IV отказали в повиновении папе, папа в свою очередь отлучил императора от церкви, а германские феодалы, воспользовавшись отлучением, подняли против Генриха IV восстание.

 В 1077 г. император был вынужден, покаяться перед папой, вторично был отлучен от церкви в 1080, но в 1084 г. Генрих IV овладевает Римом, где антипапа Климент III коронует его императорской короной, а Григорий VII отправляется в изгнание. Как не странно, но в борьбе с папством Генриха поддержали немецкие города, главным экономическим элементов в которых были евреи, которые, несомненно, знали о еврейском происхождении папы. В 1090 году император пожаловал евреям городов Шпейера и Вормса привилегии, которые стали юридической основой в дальнейших законодательствах по отношению к еврейскому населению в Германии, Богемии, Австрии, Венгрии, Польши, Силезии. В 1074 г. освободил вормских купцов от пошлин на имперских таможнях, перед началом первого крестового похода отправил письма князьям и предводителям крестоносцев с требованием защитить евреев, в 1096 г. разрешил изгнанным вернуться.
Крестоносцы разгромили еврейские общины между Рейном и Дунаем, конец насилиям над евреями положил венгерский король Коломан, венгерское войско уничтожило большую часть крестоносцев, а Венгрия приняла многих беглецов; всего в Германии и Чехии от рук крестоносцев погибло около 5000 евреев. Однако борьба за инвеституру только разгоралась, последующие папы были настроены непримиримо,  положение внутри Германии ухудшалось; против Генриха IV подняли мятеж сыновья, император попадает в плен к одному из них (Генриху), бежит из заключения и вскоре умирает.

Генрих V (1106-1125), выступая против отца, пользовался поддержкой папы и феодалов Южной Германии; однако, став государем, продолжил политику Генриха IV; вначале молодой король вел себя осторожно и начал переговоры с папой Пасхалием II (1099-1118), когда понтифик отказал ему в императорской короне – бросил папу в тюрьму. Под нажимом короля понтифик согласился признать за Генрихом V право на инвеституру и совершить над ним церемонию императорской коронации, но, выйдя из тюрьмы и видя возмущение сторонников реформы церкви, папа отменяет своё решение и осуждает обычай инвеституры. В итоге германский император потерял поддержку крупнейших светских феодалов и епископов и потерпел поражение, об ожесточенной борьбе за Святой престол можно судить, по частым попыткам различных группировок знати продвинуть своего кандидата:
- Теодорих (1100), антипапа, был арестован сторонниками папы Пасхалия II, заточен в аббатство, где и умер в 1102 г.;
- Альберт (1102), антипапа, назначен папой с согласия Генриха IV, схвачен сторонниками Пасхалия II, заключен в монастырь, где и умер в 1102 г.;
- Сильвестр IV (1105), под давлением Генриха V отказался от папского престола, умер в 1111 г.;
- Геласий II (1118-1119), канцлер и сотрудник Пасхалия II, в его короткий понтификат произошли беспорядки в Риме и вторжение войск Генриха V, дважды бежал из Рима, умер в изгнании в Клюни;
- Григорий VIII (1118), Генрих V вторично получил от него императорскую корону, первая коронация считалась недействительной, затем расположение императора, очевидно, было утрачено, Григория VIII свергает папа Каликст II, заключает его в монастырь, где он умирает в 1137 г.;
- Каликст II (1119-1124), при выборах его в Клюни важную роль сыграл кардинал Petras Leonis (Pier-lone?), еврейского происхождения, будущий папа Анаклет II; в 1120 издал буллу "Sicut Judaies" (Кольчуга папской защиты), о покровительстве евреям, документ гарантировал евреям защиту святого престола под угрозой отлучения нарушившим постановления, запрещал: насильственное крещение, посягательство на жизнь и имущество, осквернение могил. В его понтификат император и папа приходят к соглашению и заключают в Вормсе в 1122 г. конкордат (соглашение), который подтверждал канонический порядок замещения церковных должностей: избрание епископов и аббатов духовенством. В Германии император получал право на светскую инвеституру, передавал епископу земельные владения в качестве лена, затем папа посвящал епископа в сан; в Италии наоборот, папа утверждал духовное лицо в должности, а затем император давал ему лен.
Таким образом, лишь в Германии император сохранил ограниченную возможность оказывать влияние на высшее духовенство, в целом епископальная система, на которой строились властные отношения в Германии, оказалась подорванной, что явилось одной из причин прогрессирующего ослабления центральной власти и начала периода феодальных смут. Очевидно, что в этот бурный период роль евреев (христиан и иудеев) была значительной, каждая из противоборствующих группировок старалась привлечь на свою сторону еврейское население, как финансовую и духовную опору в процессе захвата власти, ряд высших деятелей церкви в этот период были этническими евреями.

г) Династия Штауфенов (Гогенштауфенов), 1138-1254

Распространение немецких поселенцев на обширных территориях Центральной и Восточной Европы в XII—XIII вв. являлось частью общеевропейского процесса —  широко распространившихся религиозных и военно-колонизационных движений, в них активно участвовало и еврейское население.
В начале XII века в Германии начали проявляться результаты отделения ремесла от сельского хозяйства, большое значение в экономике приобрели города, где собственно концентрировалась финансовая и торговая деятельность еврейских общин. В них формируется инфраструктура и городские организации – гильдии, они  упоминаются с VII-VIII века, купеческие гильдии возникли в XI-XII веке с ростом городов в Англии, Германии, Фландрии и Франции, их развитие было связано с ростом межрегиональной и больше с межгосударственной торговлей. БСЭ считает слово древнегерманским по происхождению, гильдия (Gilde – объединение, корпорация), однако, если мы говорим  о влиянии иврита на немецкую лексику, то и это понятие должно иметь смысл в иврите – Г артикль +  ЙАЛАД производить; т.е. организация, производящая товары или услуги. Участники гильдий производили и сообща охраняли перевозимые товары, добивались их выгодного сбыта, для этой цели создавалась система подворий в городах, где происходили ярмарки, в родных городах купеческие гильдии контролировали продажу иноземных товаров, закрепляя за собой монополию, на их розничный сбыт.

Другой городской организацией был цех, немец. Zunft, Zeche предприятие - феодальные общественные организации ремесленников: сукноделов, красильщиков, скорняков, музыкантов, врачей и др., появились с XI в., орган управления – собрание мастеров. Zunft (цех, гильдия), иврит - САНАФ, СУНАФ присоединять, включать; т.е. объединение; имели права для решения внутренних дел под надзором города, монопольное право на производство и сбыт вида ремесленного изделия в пределах округи. Цеха сами регламентировали производство, создавали благоприятные условия для деятельности и обучения своих членов; цеховые школы начального образования, получили развитие в XIII-XIV веках, содержались за счет цехов, в XV веке объединились с гильдейскими школами, обучали чтению, письму, счету и элементам геометрии. Zeche (цех), в основных европейских языка Z = цет/зет; в немецком языке нет СПЕЦИАЛЬНОГО знака для звука З, буква S передаёт три звука – З, С, Ш; вероятно при транслитерации слова произошла замена буквы иврита «З» на латинскую «Z» - ЗИКА (ЦИКАХ – прочитаны все буквы, ЦИХА, цех) связь, отношение, зависимость; или ЗИКА давать право кому-либо на что-либо.

Усиление раздробленности страны в результате борьбы за инвеституру привело к тому, что крупным магнатам удалось поставить в зависимость от себя многие города, в Германии сложилась тенденция распада страны на княжества; однако некоторые города  освобождались от сеньориальной власти (Кёльн, Вормс, Майнц, Ульм и др.) и оказывали поддержку императорской власти. Большинство городов становились княжескими резиденциями, князья использовали развитие городов и товарного производства в своих интересах, а доходы от городов ускользали от императорской казны. В этой обстановке императорская власть  могла быть независимой от князей лишь путем частичного перехода к наёмной армии и усилением роли королевских слуг – министериалов. Германские императоры  в этот период стремились расширить свои владения, а необходимые денежные средства добыть путём захвата богатых ломбардских городов (Италия), которые превратились в самостоятельные коммуны, политическая и военная деятельность императоров была направлена на достижения контроля над церковью.

В 1125 г. умер император Генрих V не оставив после себя наследника, германская корона перешла в руки саксонского герцога Лотаря, который был сторонником григорианской реформы. Святой престол в это время занимал папа Гонорий II (1124-1130), который вел напряженную реформаторскую деятельность, известны 300 булл, писем и документов этого периода. После его смерти возникло соперничество между  двумя богатыми римскими родами Франжипаних и Пьерлионих (этнические евреи), первые располагали голосами 16 кардиналов и выбрали своего кандидата, принявшего имя Иннокентий II (1130-1143), род Пьерлионих имел 25 голосов, и  несколькими часами позже избрал своего кандидата – Анаклета II (Пьетро Пьерлеоних). Раскол продолжался 8 лет, оба папы рассылали по Европе массу документов подтверждающих законность их избрания, в конце концов, при поддержки Лотаря и цистерцианцев победу одержал Иннокентий II; в 1133 г. папа Иннокентий II вручает королю Лотарю III  императорскую корону. В 1139 г. Иннокентий созывает II Вселенский собор, который осуждает уже умершего Анаклета II как схизматика, а также объявляет еретическим учение Арнольда Брешинского (1110-1155, ученик философа Абеляра), который выступал против светской власти церкви, имел множество сторонников в римских низах.

В Риме началось восстание городской бедноты, в результате которого в городе была ликвидирована светская власть папы и избран сенат, однако папы продолжают борьбу: Целистин II (1143-1144) не сумел восстановить власть, умер через 6 месяцев после избрания; Луций II (1144-1145), собрал отряд своих сторонников и атаковал Капитолийский холм, где размещался сенат, был убит во время сражения.  Отвоевать Рим папе Евгению III  (1145-1153) помог германский император Фридрих I Барбаросса, однако после возращения на Святой престол папа Евгений умирает. Папа Анастасий IV (1153-1154) не смог изменить ситуацию в пользу церкви; папа Адриан IV (1154-1159) наложил на город Рим интердикт, в результате этого наказания были закрыты все соборы, приостановлено паломничество, город был лишен главных источников дохода - гнев населения обратился против деятелей римской коммуны.

В 1138 г. в Германии воцарилась династия Гогенштауфенов, которая сумела на время стабилизировать обстановку в стране и расширить владения короны, наиболее влиятельными её представителями были императоры Фридрих I Барбаросса и его внук Фридрих II. Исследователи отмечают, что в XIII веке в эпосе были распространены легенды о добром короле миротворце Фридрихе, "который должен  был установить мир и справедливость в стране".   

Фридрих I Барбаросса (Barbarossa, 1125-1190), король с 1152; рядом уступок князьям обеспечил прекращение междоусобиц, консолидировал и расширил владения короны; стремился  возродить "мировую" империю во главе с германским императором; замещал епископов преданными ему людьми, чем вызвал новое столкновение с папством.  Попытался создать сплошной королевский домен на ЮЗ Германии, совершил 5 походов в Северную Италию (1154, 1158, 1163, 1174-78), в 1155 г. коронован императором папой Адрианом; в 1166 г. взял Рим, в 1176 г. потерпел поражение от ломбардских городов, потеряв большую часть армии и казну, подписал договор в Венеции в 1177 г., в котором, признал суверенность папы в делах церкви и отказался поддерживать антипап, погиб в Третьем крестовом походе – утонул. Деятельность Фридриха не привела к созданию сильной центральной власти, духовные и светские магнаты оформились в его правление в сословие "имперских князей" и заняли высшее положение в феодальной иерархии.

Генрих IV (1190-1197), сын Фридриха I, коронован императором папой Целестином в 1191 г., вел войну по завоеванию Сицилии, умер в возрасте 32 года.

Фридрих II Штауфен (1194-1250), сицилийский король с 1197 (в 3 года, под опекой папы), с 1212 г. германский король, император с 1220; его правление – ряд  последовательных ожесточенных битв за Северную Италию, император стремился утвердить в ней своё господство и таким образом спасти империю. Вел ожесточенную борьбу с папами Григорием IX и Иннокентием IV, отстаивая свои императорские права, старался сочетать идею обожествления императорской власти (в духе теократии) с идеей сильной королевской власти. Отлучен несколько раз от церкви, несмотря на организованный им 6 крестовый поход, окончившийся в 1229 занятием Иерусалима и жестокими преследованиями еретиков. В 1245 г. Вселенский собор объявил Фридриха II низложенным с императорского престола, ранее папа Григорий IX обвиняя императора в ереси, приписывал ему известное изречение о "трех обманщиках (Иисусе, Моисее и Мухаммеде), которые ввели человечество в заблуждение" (Ковальский Я. Папы и папство. М., 1991).   
Фридрих II не признал приговор и обвинил папство в отходе от Евангелия, политиканстве и развращенности духовенства, позиция императора нашла поддержку во многих странах Европы. Был для своего времени очень образованным человеком, владел несколькими языками, основал ряд школ и Неапольский университет (1224), где разрешил преподавание арабским и еврейским ученым. По отношению к евреям занимал не однозначную позицию, во время преследования евреев в Фульде обвиненных в ритуальном убийстве в 1235 г., создал комиссию, которая признала донос – ложным; в Сицилии преобразовал еврейскую автономию по германскому образцу, евреи Сицилии и Южной Италии получили монополию на занятия красильным делом производство шелка. В Сицилийском королевстве он создал государственную систему обложения, сформировал наёмные войска из арабов, срыл феодальные замки, ввел государственную монополию на многие товары, лишал самостоятельности города.

В Германии Фридрих II довольствовался номинальным признанием своих верховных прав и некоторой военной помощью со стороны князей, способствовал дроблению страны на территориальные княжеств, наделял князей верховными государственными правами, запрещал союзы городов и ограничивал их права. Даровал сословию имперских князей в 1220 (духовным), 1231 и 1232 (всему сословию) ряд привилегий: взимание пошлин, чеканки монеты, право постройки крепостей и городов, право высшей юрисдикции и даже право издавать законы с согласия "лучших людей земли" (термин явно еврейский).  Общинная жизнь выработала у евреев определенную организацию, модель которой была позаимствована германцами - лучшие мужи кагала (общины, города) = ТОВИ ХАКАГАЛ терминология Библии и Талмуда.  Узаконив, таким образом, уже существующую раздробленность страны, Фридрих II фактически законсервировал средневековую формацию в Германии, преодолеть феодальную раздробленность германский народ смог только во 2-й половине XIX века.

После смерти сына Фридриха II Конрада IV в 1254 г. пресеклась династия Гогенштауфенов, страна вступила в полосу междуцарствования (1254-1273), хотя императорский престол не оставался вакантным, корону покупали короли, даже не появлявшиеся в Германии. В империи фактически не было верховной власти, а местные территориальные владетели превратились в самостоятельных государей, первое место среди них занимали курфюрсты – князья, пользовавшиеся правом выбора императора. Многовластие в империи, было законодательно закреплено в 1356 г. чешским королем Карлом IV Люксембургом, ставшего императором, в Золотой булле, которая определила порядок избрания императора коллегией курфюрстов, состоящей из трех церковных князей: архиепископов Майнцкого, Кельнского и Трирского, и четырех светских князей: короля чешского, герцога саксонского, маркграфа бранденбургского и пфальцграфа рейнского.

Reichstag (рейхстаг), с XII века в Священной Римской империи орган сословного (земельного) представительства при германском императоре, назначался императорским сеймом. Если это земельное (светское и церковное) представительство перед короной (королём), то тогда понятие должно содержать слова земля и корона; REICH+S+TAG = ивр. ЭРЭЦ земля, государство + Ш связка, который + ТАГА корона; т.е. представительство земель перед короной; опущен, скорее, переставлен первый звук "Э". В немецком понимании смысла слова – Reichstag = государство + собрание; рейхстаг имел совещательные функции, но никак не законодательные; tag = ивр. ТАХА (ТАГА) раздумывать; часть выражения – изучить досконально что-либо.

Лён (Lehn) земельное владение в средневековой Германии пожалованный за службу синьором, с XII века стал наследственным; термин иврита прочитан наоборот LEHN = NAHEL = НАХАЛА земельное владение, участок, наследство; переходить во владение, стать собственностью.

Ландграф (Landgraf), владетельный князь в Германии, ландграфства образовались в XII веке, в результате приобретения некоторыми графами высшей юрисдикции на территории, влиятельными ландрафствами были Тюрингское и Гессенское.

Пфальцграф (Pfalzgraf, дворцовый граф), Pfalz – дворец; в IX-XI вв. считался королевским должностным лицом, со временем превратился во владетельного князя, было четыре пфальцграфа, по одному в каждом  герцогстве; они заведовали королевскими домениальными землями и осуществляли королевскую юрисдикцию. Особым влиянием пользовался Пфальцграф Рейнский (князь Пфальца), ставший в XIII веке одним из 7 курфюрстов империи, выполнял функции заместителя императора; вероятно, термин связан с судебной деятельностью пфальцграфов, их судебные полномочия распространялись широко, могли рассматривать иски против короля; иврит - ПЭ край (территория) + (п-ф)  ПЛИЛА, ПЛИЛУТ (ц) суд, судопроизводство; в немецком языке нет вразумительных объяснений сочетанию PF.

Курфюрст (Kurfursten), князья-избиратели, за которыми с XIII века было закреплено право избрания короля, архиепископы Трирский, Кёльнский и Майнцкий, светские князья Саксонии, Бранденбурга, Пфальца и король Чехии; в Австрии курфюрсты именовались также "эрецфюрстами" (БСЭ); ЭРЭЦ страна, государство, земля. Термин курфюрст производят от kur выбор + furst князь; kur выбор, избрание; КАРА называть по имени, КАРУ званный, приглашенный; князь furst - ФЮ = обратное чтение ЮФ (ЙУФ) ЙФ появляться  + РЕШУТ право, разрешение, право владения чем-либо, власть; князь  тот, у кого появляется власть, право владения территорией.

Adel дворянство; для получения дворянства кандидату необходимо было доказать происхождение от свободных людей в трёх поколениях; слово прочитано наоборот – LEDA = ивр. ЛЕДА рождение, происхождение.

Kommandeur командир, начальник; управление (войсками, хозяйством) у нас до сих пор основано на власти руководителя, в армии эта власть имеет абсолютную форму – диктаторство = РОДАН диктатор, неограниченный властелин + ОМЭК суть, сущность; вникать в суть дела, делать основательно; составные части слова прочитаны наоборот – ndeur = ruedn.

Таким образом, иерархическая терминология имеет прочную связь с ивритом.