Эксперимент гл. 1

Виктор Некрасов
На фото: начальник роно Тишанинова Н.Т.

           В начале 80-х годов прошлого века в Министерстве просвещения  СССР приняли решение провести эксперимент под названием «Обучение детей с шестилетнего возраста».  В нём предусматривалось также как  одно из направлений  обучение  в малокомплектной сельской школе. Эксперимент проводился одновременно на  четырёх территориях: в Московской, Ленинградской, Горьковской и Липецкой областях.  Наиболее  успешно и организованно он  был проведён в Липецкой области. Такой  вывод сделала  коллегия Министерства просвещения СССР по итогам  эксперимента.


    Это я узнал из телефонного разговора со  Стюфляевой Зинаидой Михайловной.  В то время она работала заведующей  кабинетом  начальных классов  Липецкого института усовершенствования учителей  и  была частой гостью в  школе.  Дело в том, что именно нашей школе выпала честь и огромная ответственность  проведения этого эксперимента. В те годы я ещё работал учителем истории и, естественно, не мог знать всей кухни этого важного мероприятия. А посему, чтобы узнать подробности  данного  процесса, мне пришлось побеседовать с его непосредственными участниками, работниками отдела народного образования. Среди них и бывший  начальник Добринского  роно  Тишанинова Нина Тихоновна.


   Здесь я хочу сделать некоторое отступление и   сказать  Вам, уважаемые читатели, что  с руководителем отдела народного образования района нам  очень  повезло.  Нина Тихоновна почти тридцать лет возглавляла отдел,  и всё это время можно охарактеризовать как период стабильной и плодотворной работы всех школ района,  несмотря на все чрезвычайные трудности, выпавшие на страну и просвещение в частности. Работая впоследствии  директором  Верхнематрёнской средней школы, я  постоянно общался с этим замечательным человеком. Учитель от Бога, она обладает сильным характером, личной ответственностью за результат, деловым чутьём, высокой трудоспособностью, умением воодушевлять и вести за собой коллектив. Нина Тихоновна - очень яркая личность, ей была несвойственна мелочная опёка подчинённых.  Тридцать лет  мы знакомы с этим удивительным человеком, и все эти годы, соблюдая определённую субординацию,  дружим. Мы  оба уже на пенсии, но постоянно общаемся друг с другом. Подчёркиваю, что общаемся именно как дрУг с дрУгом, и это не прихоть, а жизненная необходимость. Да простит меня  любезный читатель , но я был просто обязан рассказать об этом  неординарном руководителе, под началом которого мне посчастливилось работать.

     «Большая ответственность лежала на нас  весь период эксперимента,- говорит Нина Тихоновна, - но труднее всего было в начале  пути.   О решении проводить его  в нашем районе мне сообщил заведующий  облоно Василий Петрович Шаталов в конце июня. На подготовку оставалось всего два месяца,  а  проблем было немало. Без помощи райкома КПСС и его первого секретаря Фёдорова Леонида Николаевича нам бы их ни за что  не решить.


       Во -  первых, подобрать школы, где имеются учителя высшей квалификации, способные на ходу переучиваться, перестраиваться по ходу проведения эксперимента.  Ведь не секрет, что не все,   даже опытные учителя, могут быстро воспринимать новое   и применять его  на практике. И эта, казалось бы,  непростая  задача   для нас не являлась  проблемой. Такие педагогические кадры были  во многих школах района.

       Во -  вторых,  надо было создать соответствующую материальную базу:  пустить в эксплуатацию тёплые туалеты (в некоторых школах построить их с нуля), оборудовать игровые и спальные комнаты, обеспечить  современным технологическим оборудованием столовые.  Эта задача была намного сложнее первой, и конкретно здесь нам здорово помогли как партийные  работники, так и руководители хозяйств. За два месяца в четырёх школах района  эти  проблемы были успешно решены.  Наиболее полно и качественно была подготовлена Верхнематрёнская средняя школа, за что я благодарна директору Хлудневой Валентине Андреевне и председателю колхоза Астанкову Алексею Фёдоровичу.  Именно  ваша школа и должна быть базовой, опорной в проведении эксперимента. Здесь же  и  планировалось  проживание  научных работников, методистов и авторов будущих учебников.


    И третья, последняя задача, заключалась в том, чтобы  срочно направить на переобучение в Москву учителей, которым предстояло начать  эксперимент. Со всеми этими задачами мы успешно справились, и эксперимент начался».

      Первопроходцем в обучении детей с шестилетнего возраста в нашей школе стала  учитель начальных  классов Ерёмина Нина Ивановна.  Это была опытнейшая  учительница,  бессменный руководитель методического объединения учителей начальных классов микрорайона,  «Отличник народного просвещения» с  тридцатилетним  стажем работы   с детьми. В начале августа 1983 года её отозвали из отпуска и направили на учёбу в  Центральный институт усовершенствования  учителей Российской Федерации.  На курсах она прослушала лекции по методике обучения шестилеток, познакомилась с пробными учебниками и их авторами, с которыми  вскоре  пришлось встречаться уже непосредственно в школе, где проходила  «обкатка» новой программы, если можно так выразиться, и  её доработка.   Первого сентября  школа приступила к занятиям в обычном режиме, за исключением так называемого нулевого класса, где режим дня был совершенно другой.