Классовая ненависть или социальный расизм?

Александр Токарев
Просвета нет и никого не жалко. Вот первые мысли, приходящие в голову после просмотра «Елены» Андрея Звягинцева. Однако беспросветность нынешней действительности, на мой взгляд,  – отнюдь не главная тема фильма.
В «Елене» показаны два мира –  богатых и успешных с одной стороны, и бедных и отверженных с другой. Зрелая, даже можно сказать, пожилая, пара – Елена (Надежда Маркина) и Владимир (Андрей Смирнов). Он - живущий в полном достатке представитель нового мира, она – бывший медработник, не вписавшийся в рынок. Они состоят в браке. Елена, находится у него на содержании. У обоих непутевые дети. Его дочь – циничная особа, «гедонистка» (по определению папы), прожигающая жизнь на деньги отца. Ее сын – неработающий алкоголик, чью семью также содержит Владимир.
Внука Елены приходит пора отмазать от армии. Но денег для поступления в институт нет. Владимир, попадающий в больницу с инфарктом, неожиданно примиряется с дочерью и хочет оставить ей наследство. По написанному им завещанию жена получит лишь небольшую ренту. А денег для внука Елены он не дает. Не потому что у него их нет или жалко, а потому что считает, что его отец должен сам позаботиться о своей семье.
Елена решается на убийство (оно остается нераскрытым и выглядит как несчастный случай), которое расчищает путь к новой жизни для семьи ее сына. Наследство делится поровну между женой и дочерью, внука ждет институт, а семья Елены поселяется в полном составе в доме несчастного Владимира.
О чем же фильм?
Многие увидели в картине Звягинцева тему классовой ненависти, выразителем которой является Елена. В середине фильма она в разговоре с Владимиром возмущенно произносит слова о том, что все, мол, может измениться «и последние станут первыми». И ее преступление против богатого мужа преподносится в фильме как шаг отчаяния, совершаемый бедным, доведенным до крайности человеком. Только в чем отчаяние-то? Что реально грозило внуку Елены? Служба в армии? Да, это по нынешним временам не самое приятное времяпрепровождение. Но разве за это убивают? Разве ради того, чтобы отмазать своего внука от армии, можно убить человека, с которым прожил десяток лет? Тем более, что незадолго до убийства (еще до отказа Владимира дать денег) Елена появляется в церкви и ставит свечки за здравие мужа. Да и сам внучок показан в весьма неприглядном виде. Ему институт до лампочки. Его жизнь – это уличные драки, алкоголь,курево и отупляющая компьютерная игра. Душегубство, совершенное Еленой, явно не являлось адекватным ответом на возникшую, житейскую по сути, проблему.
Владимир же в фильме – вовсе не деспот и не изверг и даже не циник, как его дочка. Нет никаких намеков на то, что его состояние нажито неправедным путем. Не видно у него и явного презрения к бедным. В фильме он лишь выражает праведное негодование по поводу нежелания сына Елены заняться делом ради своей же семьи. В чем он не прав?  Да и невозможно осудить его за то, что он не хочет вечно содержать в принципе чужих ему людей. Собственная его дочь, конечно, далека от идеала. Но это как бы издержки становления состоятельной личности – не хватило времени на ребенка, карьера и материальное благополучие прежде всего. Вот и выросло такое. Более того, она такая потому, что не слушалась папу и пошла не по его стопам, а вразнос.
На мой взгляд, фильм и в самом деле пропитан классовой ненавистью. Только не к богатым, а к бедным. Посмотрите на них: не работают, бухают, живут за счет «благодетелей», плодят «нищету» (сын Елены со своей женой уже имеют двоих детей, но собираются рожать третьего), а чуть что не так, убить готовы тех, кто их кормит. А после этого еще и поселятся в их доме. Это быдло не хочет работать, хочет только все  «отнять и поделить» Это даже не ненависть, это неприкрытый расизм. Спасайтесь, быдло-то наступает. Это оно только говорит красивыми словами из Библии, а за пазухой топор держит. И не сносить всем добрым и трудолюбивым дядям головы, если топор пойдет в дело.