От Полтавы до Сеула

Валентина Вильчек
      65 лет назад отполыхало зарево второй мировой войны,  и сколько бы лет ни прошло с тех пор, в памяти ветеранов живут воспоминания о том времени,  когда под ногами взрывалась и горела земля, на  глазах умирали однополчане и казалось, что  не будет конца  бесконечному  солдатскому пути к победе в самой кровопролитной из всех войн, когда-либо гремевших на планете.

      От  Полтавы до Сеула прошел боевой путь украинский хлопец Кузьма Сухонос.
      - В 1937 году в армию я уходил с радостью. – вспоминал ветеран,-  через три месяца после курса молодого бойца принял присягу и оказался в пехотно-стрелковой полковой школе.

      Через полгода старший сержант Кузьма Сухонос с тремя треугольниками на петлицах в должности  помкомвзвода  начал службу  в Приморье, в Отдельной шестой бригаде,  которая была переброшена  на Хасан. Военные  действия там уже закончились, и в скором времени бригаду перевели во Владивосток, затем в Шкотово,  Волчанец, а в конце лета 45-го в Находкинском порту три батальона бригады, преобразованной в дивизию, погрузили на пароход. В море воссоединились с другими судами и в сопровождении подводных лодок и  самолетов караваном пошли на Сейсин.

      Второй по величине после Пхеньяна город Сейсин был превращен японцами в укрепленный бастион. Каждое здание было приспособлено к сопротивлению. Весь город японцы опоясали  двумя линиями обороны с минными полями. 180 ДОТов и ДЗОТов, соединялись ходами сообщения. Сопротивление японцев  было ожесточенным, и чтобы избежать больших потерь, в Сейсин был выброшен разведывательный отряд с заданием закрепиться в порту и удерживать его до подхода двадцать пятой армии. В третьем эшелоне десанта после высадки  отдельного батальона морской пехоты и тринадцатой бригады морской пехоты  была задействована триста тридцать пятая стрелковая дивизия, в 90-м полку которой старшиной роты разведчиков служил Кузьма Степанович.

      - С опаской принимал я 9-ю роту, которая на 70 процентов состояла из штрафников, - говорил мой собеседник с улыбкой,- я   честно признался командиру  что не справлюсь с братвой.  После первого же  построения  солдаты разбежались, окружили полевую кухню и кричат повару:

      -Давай наливай  из-под низу!

      Присмотревшись, определил ротный двух закоперщиков, навел в подразделении порядок, и на стол командования регулярно ложились донесения о проделанных вылазках в тыл врага. Когда на побережье появились смертники, разведчики уничтожили в рукопашнй схватке 60 человек. Кузьма Степанович освобождал города Ранан, Гиндзян, Коген и дошел до Сеула. Самому приходилось ходить в разведку. Шли всегда вдвоем, скрытно. Определяли расположение противника, военные склады, приводили  в комендатуру японских дезертиров. Однажды наткнулись на группу вражеских солдат, которые скрывались среди населения. У них было много денег, видимо ограбили банк. Испуганно они предлагали бойцам  , но как  ни пытались  откупиться,  это   им не удалось.

      В городе Коген японцы оставили зараженных венерическими болезнями женщин, отравленный спирт и еду. Вернувшись из разведки, Кузьма  был оглушен новостью, что в соседней роте ПТРовцев отравились девять солдат, а самого его солдатская судьба хранила. После легкого ранения в спину и бок он быстро встал в строй.

      А потом  его украли. Случилось это после того, как по 38-й параллели союзники поделили Корею на Северную и Южную. Полк, в котором служил Сухонос, был переведен в Пхеньян. Пришел в расположение роты замкомполка по строевой части Шкиря и говорит:

      - Давай выпьем, старшина, - продолжил рассказ мой собеседник.- Очнулся в вагоне. Размеренно стучат колеса, в головах мой саквояжик примостился, вокруг командиры от  старшины до полковника, а я  со страхом думаю:
      - Ждет тебя, полтавский галушечник,  военный трибунал. Майор увидел, что я проснулся подошел и говорит, хитро улыбаясь:

      - Ты  с сегодняшнего дня - мой личный адьютант.

      Надо сказать, что Кузьма был гренадерского роста, красивый, видный парень. Он, прожив большую жизнь, сохранил ровную осанку, пружинящий шаг, светлый ум, отличную память. Только зрение подводило богатыря.  В Пхеньяне  майор Шкиря получил назначение комендантом в Кайсю и, ознакомившись с городом, приступили к  работе, которой было немерено.  Отправляли в Россию трофеи. Отрузили на пароходы оборудование рисового завода, продовольствие, медикаменты. По поручению командования из города Расин Кузьма Степанович был откомандирован в Россию за родственниками военнослужащих, оставшихся служить в Корее. Из Краскино, Шкотово, Волчанца, Новолитовска отправил  пароходом семьи, а сам остался служить в Новолитовском полку и в 1946 году демобилизовался.

      Пути солдатские неисповедимы. За девять лет службы Кузьма Степанович прошел большой и славный путь. Пехотинец, стрелок, разведчик, начпрод, интендант... И всегда старшина Сухонос  успешно справлялся с порученными заданиями, о чем говорят орден Отечественной войны первой степени  и медаль “За победу над Японией”, которыми он был награжден во время службы в Северной Корее.

      После войны Кузьма Степанович остался в Приморье. Работал  физруком в сельской Кирилловской школе, комендантом ремесленного училища в Арсеньеве, и двадцать пять лет до выхода на пенсию трудился в Находкинском  морском торговом порту.

      Рядом с фронтовыми наградами в семейном архиве бережно хранятся награды мирных лет - медаль “Ветеран труда”, почетный знак “70 лет Дальневосточному морскому пароходству”, 20 юбилейных медалей, много почетных грамот. А главной наградой судьбы Кузьма Степанович считает свою дружную семью. Две дочки подарили отцу  шесть внуков, трех правнуков и правнучку.

      *                *                *

      Очень жаль, что не обо всем можно написать. Газета - не книга. В семье Сухоносов пятеро сыновей воевали. Старший Савва погиб в гражданскую войну, Алексей служил в сталинской дивизии, Дмитрий партизанил в тылу у немцев, Антон - в городе Березовке Одесской области до войны работал заведующим гороно, пять раз избирался в горсовет. Был командиром партизанского отряда в Одесской области, прошел испытания пытками в фашистских застенках в течение года. При передаче тюрьмы мадьярам пригодилось Антону знание немецкого языка. Немецкий сержант приехал в тюрьму на двуколке. Арестованных вывели, Антон поговорил с немцем и тот говорит : -Держи лошадь. Открыли ворота, выехали за  пределы тюрьмы, и немец бросил Антону : -Спасайся сам, как сможешь. Ему удалось связаться с подпольщиками  и вернуться в свой отряд. В память об Антоне Степановиче под Одессой на памятнике погибшей  девушке написано “партизанка из отряда Сухоноса”. Дальше всех из семьи, на другой конец земли солдатская судьба забросила пятого сына, моего героя - Кузьму. Он достойно прошел жизненный  ратный и трудовой путь.
       
      Из пяти сестер старшая сестра  Ганна Степановна 1908 года рождения   пережила страшную голодовку, а в 1941 году  немцы угнали ее в Германию. Она перешла два фронта - немецкий и наш и вернулась домой. Тут началось . Столько страхов натерпелась от советских органов, что в сердцах у нее однажды вырвалось: - Лучше бы я еще в Германии побыла. Паспорт  все-таки ей выдали

      Из песни слово не выкинешь и историю не перепишешь, что было, то было…

Это просто к сведению, чтобы знали, какими патриотами была добыта победа в войне. Как ни жаль, никого из братьев и сестер и самого Кузьмы Степановича уже нет на свете.
 Мвй 2010г.