Детство на улице Ключевская. 17

Наиль Мустафин 2
Школа.

Утро первого сентября выдалось солнечным с прохладным ветерком.
Мать одела Наиля в новенькую школьную форму темно-синего цвета. Помогла одеть и зашнуровать ботинки. Подогнала ремень по поясу и одела поверх форменной рубашки. Фуражку Наиль примерял сам, стоя у зеркала, висевшего над комодом в деревянной раме желтоватого цвета. Фуражка была красивая с золотой кокардой и черным козырьком.
Портфель был готов еще с вечера, но Наиль еще раз все просматривал. Тетради, книги, карандаши, да и сам портфель имели свой неповторимый запах, запах чего-то нового, необычного, загадочного. Наиль все предметы еще раз обнюхал.
- Мама! Посмотри, какие запахи! Как интересно!
- Новенькие вещи, поэтому и запахи сохранились. Ну, все. Оделся? Закрывай портфель и пойдем. Вон, посмотри в окно. Дети уже идут. Многие цветы  несут. Да у меня денег не осталось. Ладно. Похоже не все с цветами.  Ругать за это не будут.
Мать взяла за руку сына, пошла из дома. На улице Наиль увидел, что со всех улиц идут дети. Кто в красных галстуках, кто со звездочками. Мальчики в синих формах с белыми воротничками. Девочки в коричневых платьях с белыми фартуками.
Когда Наиль с матерью подошли к школе, то увидели, что дети собираются кучками вокруг учителей. Мать поспрашивала, где собирается первый класс. Нашла нужную учительницу. Это была уже пожилая женщина. Она отметила у себя в журнале что-то и велела ждать построения. Еще некоторое время Наиль с матерью стояли в сторонке. Скоро подошли знакомые мальчики и девочки. Вот и Венер со своей матерью, -  тетей Ажирой.
Наконец учителя стали выстраивать учеников в шеренги по два ряда. Это происходило довольно сумбурно. Дети жались к родителям. Родители старались поставить своих детей в первый ряд, переговаривались с учителями довольно резко.
Наконец дети выстроились. Оказалось, что детей набралось на два первых класса. Класс, в котором был Наиль, называли первый «Б».
На площадке перед школой образовалась своеобразная линейка, как в пионерском лагере. Строй учеников образовал квадрат, внутри которого собрались учителя.
Молодая женщина в пионерском галстуке попросила тишины и объявила, что сейчас выступит директор.
Директором оказался пожилой мужчина с небольшим брюшком. Он поздравил детей с началом учебного года, и долго говорил еще о чем-то. Наиль его как следует так и не понял.
Кроме того ему в глаза светило солнце. Он старался смотреть по сторонам. Выступления учителей для Наиля тоже плохо доходили. Только в конце он понял, что в школу первыми пойдут первоклассники. А после этого одной девочке дали медный колокольчик и она пробежала перед строем детей, звоня в колокольчик.
Первыми пошли в школу первоклассники из первого «А». За ними начали пропускать в распахнутые двери первый «Б» класс.
Перед входной дверью крылечко с шестью ступеньками. Дверь хоть и открыта настежь, но не широкая. Поэтому перед дверью получается задержка. На лестнице дети натыкаются друг на друга, толкаются, обижаются. Но вот прошли и дверь, и оказались в широком темноватом коридоре. Первые шаги Наиль делал почти на ощупь, пока глаза не привыкли. А тут и светлее стало от цветного витража, что был с правой стороны. Там на второй этаж вела широкая лестница, вначале до витража, а потом раздваивалась на две, идущие к коридору второго этажа.
Первоклассников повели по коридору первого этажа дальше. У лестницы, ведущей в подвал, с левой стороны коридора учительница открыла дверь в класс. Дверь высокая, тяжелая, даже на вид.
- Заходите в класс спокойно. Места всем хватит, – пригласила учительница.
Пока доходила очередь до Наиля, он старался посмотреть, что там внизу, но учительница его остановила:
- Мальчик, не надо по сторонам смотреть. Заходи в класс.
 В классе оказались большие, высокие окна, много столов  с сидениями. Дети разбегаются по классу, занимают места, спорят.
Наиль встал у парты, что была возле двери и стал наблюдать за детьми. «Чего это они бесятся и спорят» - подумал он.
- Мальчик. Садись за парту. Не стой у двери. – сказала учительница.
Наиль сел на скамейку парты, возле которой стоял. Портфель поставил рядом на сиденье.
Вбежала девочка, подошла к Наилю.
- Подвинься. Здесь я сяду.
Наиль отодвинулся на другой конец парты. Девочка немного посидела и сказала:
- Я хочу на твое место сесть. Уйди оттуда.
Наиль посмотрел на нее удивленно.
- А-а! Пусти! Это мое место! – завопила девочка.
- Мальчик. Уступи место девочке. – подала голос учительница, все еще пропускавшая детей в двери класса.
Наиль встал в проход между партами. Когда все уже были в классе, учительница стала ходить и усаживать, разнимать спорящих. Подошла к Наилю.
- Мальчик. Почему ты не садишься?
Наиль пожал плечами.
- Ты что? По-русски не понимаешь?
- Понимаю.
- Тогда иди, обойди ряд и сядь с той стороны.
Наиль подошел к доске, обошел ряд, вернулся к парте со стороны стены. За это время девочка опять поменяла место. Села у стены.
- Мальчик. Ты почему опять стоишь?
Учительница подошла к нему. Увидела в чем дело.
- Девочка , подвинься дальше.
- Нет. Я здесь хочу.
Тогда учительница попросила мальчика, сидящего на передней парте сесть рядом с девочкой со стороны прохода между рядами. Другого мальчика подвинула на место первого и на свободное место усадила Наиля.
Наконец все расселись и успокоились.
- Всё, дети. Начнем урок. Я смотрю, что у некоторых есть цветы. Принесите и положите ко мне на стол, чтобы они вам не мешались.
Дети бегом стали относить цветы. Опять поднялся шум. Учительнице опять пришлось ходить по рядам и успокаивать, и разнимать спорящих.
- Спасибо за цветы. Но прошу вас быть более спокойными. Если будете шуметь, драться, то отдам родителям. Пусть они вас дома учат. Нам таких непослушных не нужно. А сейчас по существу. У нас сегодня будет два урока. В остальные дни будет по три – четыре урока в день. Да еще. О родителях не беспокойтесь. Они будут ждать вас после уроков.
Дальше учительница стала объяснять, что такое влево, вправо, вперед, назад, вверх, вниз, встать, сесть. Она заставляла детей показывать все это руками и действиями. Вначале всем классом, затем выборочно, отдельных учеников. На втором уроке продолжилось объяснение различных понятий.
К концу уроков Наиль уже устал от постоянного поднимания рук, вставаний, доставаний тетрадей и карандашей. Эти уроки скорее были похожи на занятия по физкультуре.
Домой Наиль пошел с Венером и Анузой. Матери их ждать не стали. Ведь до дому не так уж и далеко.