Танки на крышах. Эпилог. Ч. 2

Влад Васильченко
         Удивительное это свойство – любознательность, любопытство. Черта, присущая в живой природе только человеку. Но о чем бы ни шла речь, мы обязательно должны потрогать это сами. Мы никогда не верим чужим словам, чужому опыту, предпочитая накапливать свой собственный. Нам катастрофически не хватает рассказа. Нам не достает фотографий или кинохроники. Нас не устраивает даже посмотреть своими собственными глазами. Мы обязательно должны пощупать, понюхать, лизнуть, приложить ухо, сунуть палец, даже сесть там, где написано: «Окрашено!», чтобы убедиться, что так оно и есть.
         Еще никому не удалось подсчитать, сколько людей не получало ожогов там, где было изначально понятно, что это горячо. Сколько людей, которых никогда не било током там, где написано: «Не влезай, убьет!», не травилось ядовитыми грибами или метиловым спиртом, не ходило там, где предупреждали об опасности, не стояло под стрелой, не попало под колеса поезда там, где напоминали: «Хочешь сэкономить минуту, можешь потерять жизнь!», сколько тех, чье парное мясо не застряло в зубах у хищников. А ведь все это рождалось не само по себе, и даже не с первого раза. Для того, чтобы в чем-то убедиться, нужна статистика, а значит сотни и тысячи жертв. Но мы не верим. «Все, что угодно, может случиться с кем угодно, но только не со мной».
         И еще мы любим шедевры. И рукотворные, и природные, от Бога. По причине их неповторимости. Вот и носимся мы по миру, разыскивая то, что еще не видели, что радует глаз, что приводит в восторг, от чего перехватывает дыхание и учащенно бьется сердце, что потрясает своей гармонией и грандиозностью замысла. Для нас все это загадки, которые мы обожаем разгадывать вне зависимости от масштаба и степени сложности. От кроссвордов и детективов, до поиска внеземного разума, как бы проверяя глубину своего собственного.
         Вот это самое любопытство, помноженное на любовь к шедеврам и загадкам, и руководит нами во всем. Оно зовет в дорогу, манит в неизведанное, тащит нас за нос по миру. И мы катаемся.
         Как-то в той моей поездке в Грецию я, на халяву выпив и закусив дарами моря, удобно развалился в шезлонге, и под запах дымка дорогой сигареты любуясь красотами той земли, в сердцах воскликнул:
   - Ребята, вы должны быть чертовски счастливы! Была бы моя воля, я бы никогда отсюда не уезжал.
         На это один из них рассказал мне «философский» анекдот:

         «Умерли как-то два друга. Один из них попал в Рай, а другой – в Ад. Тот, который оказался в Раю, ходит по тенистым садам, любуется дивными цветами, слушает пение невиданных птиц, наслаждается. Но - скучно. Пришел он к Богу и просит:
   - Не мог бы Ты дать мне отпуск? Я очень соскучился по своему другу.
         Дал Господь ему отпуск. Перебирается он в Ад. Там его встречают, как родного. Кормят, поят, водят по кабакам, по бабам. Но... отпуск кончился, и пора возвращаться.
         Ходит он опять по райским садам, но забыть тот праздник души не может. Через какое-то время не выдерживает и снова идет к Богу отпуск просить.
   - Вижу, понравилось тебе там, - Бог ему говорит. - И по другу своему тосковать не перестаешь. Давай я тебя лучше насовсем туда отправлю.
         Тот, естественно, с восторгом соглашается. Перебирается он снова в Ад. Там его хватают, бьют по морде и пинками, срывают одежду и швыряют в кипящий котел.
   - Ребята! - кричит он в полном обалдении. - Что вы делаете? Вы в прошлый раз так хорошо меня принимали, столько всего было. Что произошло? В чем я провинился?
   - А ты не путай отпуск с эмиграцией, - отвечают ему».

         Куда бы не завела нас наша любознательность, в какой бы экзотический уголок ни заволокла, везде мы будем счастливы только в качестве туриста. По  причине того, что наше время распланировано другими, и в общих чертах предсказуемо. Или деньги позволяют распоряжаться им самому на фоне того, что голова не болит о завтрашнем дне.
         А вот когда мы взваливаем заботу о себе на свои собственные плечи, тут уж, как говорится, «возможны варианты», ибо почти все зависит от того, кто и что нас окружает. А окружает нас, как правило, нетипичный для нас менталитет и непривычный антураж с диковинными, а порой и вовсе непонятными  заморочками. И чем дальше мы от своего дома, тем все это нетипичней, непривычней и непонятней. Мы для них не свои, а «не своих» не принимает никто.
         Прокрутившись в африканской «мясорубке», я очень многое приобрел. Я познакомился с другим типом мышления, с другим стилем жизни. Я в достаточной степени удовлетворил свое любопытство в отношении шедевров природы, потому что давно пришел к выводу, что самым неповторимым и загадочным шедевром в природе является сам человек.
         Перспектива? Ну что ж, перспектива она и есть – перспектива. Для таких, как я, это тот же горизонт: сколько ни иди к нему, все равно никогда не придешь.
         Много раз у меня были поводы для безудержного смеха, для серьезных и глубоких раздумий. С другой стороны, у меня появлялись веские основания, чтобы в ком-то разочароваться, кого-то невзлюбить, или даже возненавидеть. Бывали и минуты, когда хотелось все бросить и уехать, вернуться домой, когда от отчаяния я проливал горькие слезы. Но я не сломался. И еще я в очередной раз убедился, что большинство людей на Земле не творит зла.
         Перемен в самом себе я не замечаю. За все мое время в Африке я нагрубил только трем людям, да и то коренными жителями были всего двое из них. Но  они были виноваты сами, поэтому себя за это я не корю, но и на них зла не держу. Я по-прежнему отношусь к африканцам тепло. Я все так же доброжелателен и готов к отзывчивости, если это всерьез кому-то понадобится. И в разгадке тайны цвета кожи африканцев я тоже не продвинулся ни на шаг. Да и Бог с ним, с этим цветом. Цвет души гораздо важней.       
         Так что, все прекрасно? Не знаю. Знаю только, что хорошо осведомленный оптимист чаще всего переходит в разряд пессимистов. Как в старом анекдоте об одном еврее:

         «Поддавшись советской пропаганде, он эмигрировал из Израиля в СССР. Пожив там некоторое время, он отправил письмо своим израильским родственникам. Но зная, что почта, уходящая за «бугор», тщательно проверяется в КГБ, он написал:
   “Я в великом Советском Союзе. Живу я хорошо. Так мне и надо”».   

         Только благодаря чувству юмора, которое мне было завещано почти 40 лет назад, и которое, надеюсь, у меня развито неплохо, я остался живым и прежним. Хотя, если совсем честно, то кое-что, конечно, изменилось.



                К о н е ц





14.11.2008г.                Дар-ес-Салаам (Танзания)
               
                Mail: vlad_45_45@mail.ru
                doctorvas2009@yandex.ru