Беги, косой! Беги!

Виктор Светозарский
Север - суровый, но прекрасный край. Природа изумительной красоты: великое множество озёр и речушек, болота, ягоды и, конечно, зверьё. Но особый трепет вызывают величественные сопки, поросшие низкорослыми деревьями. У меня была своя любимая. Она находилась километрах в двух от городка и своей вершиной упиралась в небо. Я часто
поднимался на неё и ложился на живот у самого края, любуясь развернувшейся панорамой: тонкие нити речушек, голубые блюдца озёр, а прямоугольник родного гарнизона точь в точь походил на то, как отмечают населённые пункты на картах. Через несколько минут меня охватывало ощущение того, что я сам парю над землёй, раскинув руки, как птица крылья.

После переворачивался на спину и устремлял взгляд в бездонное синее небо. Бесконечная благодать заполняла всё моё существо; становилось необычайно хорошо и покойно. Наступал такой момент, когда казалось, что достигаешь полного совершенства, слившись в одно целое с Матушкой-природой... .

Я возвращался от озера Питка. За спиной рюкзак с 12-ти литровым эмалированным ведром приятно оттягивал плечи. Ведро было полным молоденьких подосиновиков ещё неуспевших раскрыть шляпку. Мы такие грибочки называли "на вилочку" и неизменно их мариновали.

Позади десять километров пути. Прямо передо мной моя любимая сопка. Её можно обойти, но мне захотелось подняться и отдохнуть на "крыше мира". Подъём крутой и требует немалых физических затрат. Погода радовала солнцем и теплом. Уже на полпути пот начал заливать глаза, сердце готово было выскочить из тесной груди и "бежать" впереди тела. Комары и мошкара заставляли интенсивнее работать руками и ногами. Ещё немного, последнее усилие и я на вершине. Ветер сдул гнус; можно спокойно любоваться открывшимся видом.

Я стоял и с жадностью вдыхал свежесть воздуха, приводя дыхание в норму. Положив ружьё и, сбросив рюкзак, почувствовал расслабляющую лёгкость во всём теле и опустился на нагретый солнцем камень. Смочил пересохшее горло остатками воды, достал измятую пачку "беломора", раскурил папиросу, сделав первую самую глубокую и самую вкусную затяжку так, что немного зашумело в голове. Курил, зажмурив глаза и, подставив лицо весёлым солнечным лучам; они так редки в наших краях.

Привал закончен. Взвалив на спину рюкзак и, подхватив ружьё, направился к спуску, который не менее сложен, чем и сам подъём. Я сделал не более десяти шагов, как из-за валуна прямо на меня выскочил заяц. Реакция была молниеносной - мне оставалось лишь нажать на спуск. В голове радостно промелькнуло - мясо! В те годы, когда всё было по талонам и то не факт, что будет, всей семьёй жили на мой офицерский паёк, на который было положено шесть кг мяса на месяц. Добрую половину в мясе всегда занимала кость. Этого едва хватало детям. Так что охота и рыбалка была хорошим подспорьем... .

Заяц сам на столько оторопел, что, сев на задние лапы, поджал передние и впал в ступор; уши опустились, а в глазах-бусинках читалась смертельная безысходность. В последний момент перед выстрелом я увидел эти глаза и...опустил ружьё, вспомнив один не самый лучший эпизод из своей жизни... .

Произошёл он в годы моей службы в КСАВО. Как-то вызывает командир полка к себе в кабинет и говорит:
- Значит так лейтенант! Получен приказ командира дивизии на отстрел бродячих собак на территории военного городка. У тебя у одного охотничий билет, поэтому завтра в 4.30 ты должен быть у офицерской столовой на инструктаже, после которого отстрел. Мой приказ об этом уже подписан! Вопросы?

Приказ - он и в Африке приказ. Но я НИКОГДА не стрелял в собак! Разве такое возможно?! А не выполнить приказ, тем более оформленный письменно, такое и в страшном сне не приснится. В слух же ответил:
- Так точно, тов. полковник, понятен! Только...
- Что только?! - недобро посмотрел на меня командир.
- У меня ружья нет! - двинул я свой последний и, как казалось неопровержимый аргумент.

Командир на мгновение задумался, затем снял трубку телефонного аппарата и произнёс:
- Начальника ПВО дивизии!
- Тов. полковник, Богоденко беспокоит! Я получил приказ от комдива по отстрелу бродячих собак и выделил на эти цели лейтенанта Светозарского. У него есть охотничий билет, но нет ружья. Что посоветуете? ... Спасибо! Понял!
- Значит так, лейтенант! После 20.00 зайдёшь домой к начальнику ПВО, он даст тебе своё ружьё. Вот адрес.
Он написал на листочке и протянул мне.
- Всё понятно?!
- Так точно!- ответил я и направился к двери.
А что я мог ещё? Сказать, что передача оружия другому лицу запрещена законом? Смешно! В гарнизоне командир дивизии царь, Бог и воинский начальник, а не отарская милиция.

После службы я зашёл к начальнику ПВО, который передал мне свою одностволку-курковку 16-го калибра. Утром, в назначенное время, стоял возле офицерской столовой в окружении двух десятков охотников дивизии и слушал инструктаж старшего:
- Стрелять всех собак! Время до 6.00. Будьте предельно внимательны; не подстрелите друг друга и граждан. Всё. Начали!

Все разбрелись по территории городка. Было темно; фонари освещали только центральные улицы. Я бесцельно слонялся среди домов. То там, то здесь раздавались выстрелы, за которыми нередко слышалось, как скулили раненные собаки. Проходя возле дома номер 39, заметил рыжую собаку среднего размера, которая стояла ближе к дороге и смотрела в
мою сторону. Подойдя на выстрел, прицелился. Расстояние между нами было настолько близким, что я увидел её глаза полные укора и обречённости, полные мольбы и одновременно говорящие, что вы творите, люди?! Так мы и стояли, глядя друг на друга - собака с открытым взглядом и я, смотрящий на неё через прицел... .

Недалеко от нас раздался выстрел, за которым последовал раздирающий душу визг подраненной собаки. "Моя собака" никак не отреагировала на это: она стояла и как бы говорила:" Что медлишь?! Давай, стреляй! Ведь это так просто!"

 Я поднял ствол вверх и крикнул: " Беги! Пошла отсюда, мать твою!" - и разрядил ружьё в небо. " Приказ выполнен, тов. полковник, ствол порохом пахнет!"- мысленно отрапортовал командиру.

Собака сначала легонько потрусила в сторону дороги и вскоре скрылась из вида. Господи, ты только что не дал мне взять грех на душу. Ведь всегда есть лазейки, чтобы обойти такого рода приказы. В городке не было ни одного случая, чтобы собаки напали на кого-либо. Я решительно развернулся и, матеря себя последними словами, что поднял оружие
на беззащитных собак, отправился в общагу... .

Заяц всё также сидел напротив меня, не понимая почему это чудовище с ружьём тянет с выстрелом. Подняв стволы вверх, произвёл один выстрел и громко крикнул: " Беги, косой! Беги!" Заяц несколько мгновений оставался в состоянии неверия, но осознав, что этот горе-охотник промахнулся, припустил так, как Остап, убегая от разъярённых любителей шахмат.

Разрядив в воздух второй ствол, улыбнулся и сказал вслух:" Мясо! Мясо подождёт. Мне не нужны такие подарки!" Насвистывая весёлую мелодию, начал спуск с сопки, предвкушая вкусный обед из жаренных грибов с картошкой!