Учили меня многие- и добрые, и строгие...

...Как-то вдруг, в процессе обсуждения самых разных тем за праздничным столом, возникла необходимость поговорить по поводу обучения медиков- задрал уже Охлобыстин с его полу дебилами-интернами до икотки.  Поговорить по поводу  образования. Процесса приобретения знаний. И по поводу тех людей, которые, собственно, этот процесс и совершают. И о том, имеют ли они на это право (уж не взыщите, но и этот вопрос всплыл в нашем дружеском застолье после просмотра серии с глупостными маразматическими шутками над молодыми докторами)- ну не совсем трезвые были, что поделать...

Если кто не знает, после 6-летнего обучения в мед ВУЗе нас, выпускников, к работе, слава Богу, сразу не допускают, а отправляют на интернатуру. Обучение там подразумевает шлифовку ранее полученных знаний и приобретение навыков работы вживую, так сказать,- под присмотром опытного врача мы лечим настоящих пациентов на протяжении года. А сейчас этот срок продлен даже до 3 лет.

По приезду на место интернатуры нас с подругой познакомили с нашим куратором- Сулоевой Галиной Павловной , сказав при этом, что нам крупно повезло… Сказано это было как-то так  с сарказмом, да еще и так настойчиво, так с ударением, что мы даже немного приуныли…

Галина Павловна осмотрела нас с головы до ног, хмыкнула и увела в отделение.

Палату, которую я получила первой в своей жизни, я никогда не забуду… Дело в том, что там лежали в основном люди с заболеваниями крови, которые мы в институте проходили весьма поверхностно по причине отсутствия пациентов с этой патологией  в тот момент на лечении.   Интернатура наша пришлась на второй год после Чернобыля, а обучение гематологическим проблемам  произошло за год до него-  спектр больных по понятным причинам  значительно поменялся.
Итак, получив в первый свой рабочий день на курацию целую палату пациентов, я совершенно ничегошеньки не знала по  доброй половине тамошних  заболеваний.

Но я пока еще не отчаивалась- у меня была нянька, был педагог. Страна непуганых слонов, что поделать...Наивная и доверчивая, белая, накрахмаленная  и суперстерильная я пришла к Галине Павловне с целью выслушать лекцию по данным заболеваниям, набраться мудрости и пойти лечить дальше…

-Деточка, - сказала мне ГП, -ты все это ДОЛЖНА ЗНАТЬ. Ты же только что весьма неплохо закончила институт , а это значит, что твои знания лучше и свежее моих, не так ли? Я не собираюсь ничего тебе расжевывать… А, чтоб быть уверенной, что ты все это знаешь, завтра предоставишь мне подробнейший конспект по этим болезням и сдашь тему. Все понятно?

На мои жалобные возражения - мол, не успею на завтра, уже вечер, а болячек много и писать, соответственно, тоже много, ГП ответила витиеватой фразой о пользе труда, смысл которой сводился примерно в такому выражению: «А меня не гребет!» .

Всю ночь я писала конспект - надо же понравиться новому преподавателю!, а наутро сдала-таки экзамен, изрядно попотев и покраснев…

 Я и представить себе не могла, что так будет каждый день! Этот кошмар  повторялся с точностью до всех ехидных фраз, когда я обращалась к ГП с вопросами… И я перестала это делать, предпочитая докапываться до истины в одиночку и только крайне редко, если ответ действительно не находился, спрашивать у преподавателя. Могу только сказать, что бессонных ночей было не перечесть, а письма домой я подписывала не иначе как «врач- интерн...» , что жутко встревожило любящих папу и маму и они предложили мне взять на некоторое время отпуск…

И вот однажды настал день, когда после произнесенного мною дрожащим голосом вопроса ГП посмотрела на меня с уважением. Ура! Это была победа- мой мудрый вопрос, широта моего острого  ума и мой интеллект наконец-то вполне заслуженно оценены моим педагогом! я-молодец!
 Я почивала на лаврах, как глупый старый гавайский попугай.

Но и ГП была настороже- ее бумеранг быстро вернул меня на грешную землю. На следующий день на пятиминутке мне было предложено расшифровать все изменения в анализах больного и пояснить их. ГП просто размазала меня по стенке- на половину ее вопросов ответа у меня не было.  Разноцветные перья самодовольного  попугая долго кружили над столами ординаторской... 

 Такие опросы продолжались месяца три, требования к знаниям результатов обследований и анализов ее не удовлетворяли- я должна была рассказать еще и технику постановки проб или реакций, и возможные изменения в результатах при погрешности в этой технике или при низком качестве реактивов. При изменении температуры. При присоединении медикаментозного лечения. При халатности лаборанта. При гнусной хитрости больных...

Наконец  ГП  поняла, что достигла желаемого- я была уже на грани нервного срыва, но зато и результаты анализов и обследований читала шутя…

Но расслабухи не случилось- не могло мне так сильно повезти.

Следующий этап обучения пришел как-то незаметно, как ненавязчивый, но крайне нужный летний дождь. Мы смотрели вновь поступающую женщину вместе с ГП, сомнений по диагнозу у меня не было, и на ее вопрос я бодренько вывалила ответ.

-НЕТ! , - сказала ГП.

И ушла.

Я потерялась во времени и пространстве- как это нет??? Да быть не может!!! А, может, и не оно, не то, что я думала? Может…

Я часа два рылась по справочникам, мозг кипел, руки тряслись, глаза отказывались читать, больная нервничала- наверное, что-то очень страшное, раз доктор так сильно мечет икру…

К исходу второго часа я, совершенно измученная, пришла к ГП с ультиматумом- или это то, что я сказала, или …я не знаю, что это такое!

-Иди думай до утра. Утром скажешь. А лист назначений я сама напишу и-чур! в него не смотреть!

Конечно-" не смотреть"! Наивно было бы думать, что кто-то послушается!

 Посмотрено было сразу же, как только медсестры донесли, что он, этот лист назначений, положен на пост для выдачи медикаментов. Диагноз на нем стоял тот же, который и был предложен мной сразу…
 Обида и слезы, гнев и бессилие- это ничто по сравнению с теми чувствами, которые я тогда испытала. ГП обманула меня!!! ГП думает точно так же, как я,  она просто насмехалась! Сил нет больше терпеть это все!!!!!

Наутро гнев прошел, но обида заставила пойти и спросить- для чего, собственно, весь этот спектакль?
-А для того, деточка, чтоб ты думала только своей головой, не полагаясь на авторитеты, на мнения других людей. И чтоб всегда- даже в самых простых случаях, было место сомнениям…

Потом, еще через время, я уже спорила с ГП по поводу диагнозов, пусть еще по-щенячьи неуклюже, но достаточно аргументировано и со знанием дела.
 Потом мне даже гордо удалось в одном из споров победить- сейчас я думаю, что ГП просто играла в поддавки…
О, сладкий миг победы! О, триумф с оглядкой и сомнениями! И первая уверенность в собственной нужности...И первая игра еще слабенькими мускулами пробуждающегося опыта...

Итак, подытожим.
1. Процесс накопления фундаментальных знаний- своеобразная азбука.
2. Процесс осмысления этих знаний и построение системы знаний - синтез.
3. Процесс отказа от авторитетных мнений и здравое сомнение в своих выводах - анализ.
4. Только так и рождается специалист.

И только так следует учить- не только дарить свои знания другому человеку, но и заставлять их перерабатывать, адаптировать под собственный разум, заставлять думать, сомневаться, не верить никому, кроме себя…

Сериал "Интерны" - просто прикольный стеб. Интернатура на самом деле- адский труд, когда зарплата остается практически целой- некогда ходить по магазинам, когда ничего, кроме книг по специальности, читать не удается, когда письма домой подписываются совершенно машинально "врач-интерн", когда начинают спадать юбки и самой большой мечтой становится  хороший полноценный выходной с качественным и длинным сном...

После трех лет настоящей работы я приехала на конференцию и встретилась со своим преподавателем. Я принесла ей цветы- в знак огромной признательности за тот труд, который она заставила меня проделать, за ее неравнодушие, за ее энциклопедические знания и  за мой пусть  и небольшой , но уже ОПЫТ, накопленный за тот год только благодаря ее виртуальной плети.

 ГП приняла цветы со слезами на глазах и сказала:
-Не обижайся, что я гоняла тебя, ладно? Это ведь- ради тебя, деточка, ради того, чтоб ты стала хорошим врачом, ради того, чтоб ты научилась учиться- всегда, везде и в любом возрасте. ..Что ты хочешь? Тему тебе рассказать??? А ты знаешь, что только труд сделал из обезьяны человека???...

Рядом с ГП стоял, смущенно потирая руки, молоденький мальчишка- интерн. Я только ободряюще подмигнула страдальцу- терпи, казак!
 Вот уж поистине: вытерпишь- станешь атаманом....

Я хороший врач и помню своего учителя- Сулоеву Галину Павловну- до сих пор.
И помнить буду всю жизнь.

 И сама уже учу молодых врачей.
Угадайте- как?)))

 А вот сериал "Интерны" на самом деле - просто стеб...


Рецензии
Прекрасный рассказ-благодарность о прекрасном специалисте, учителе, человеке. Не каждому повезло в жизни встретить такого. А "Интерны" - стёб, конечно. И хочется надеяться, что стёбом и останется, и настоящая жизнь медиков не будет похожа на этот сериал.
С уважением,

Мария Евтягина   21.04.2018 15:35     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, Мария. Это реальный человек, наша Галина Павловна, и я на самом деле ей бесконечно благодарна за науку.

Неринга   22.04.2018 22:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.