Тетрадь фронтовика

Алексей Кожевников 3
        Я возглавлял производственно-технический музей Северского трубного завода города Полевского, когда его жительница  Вера Геннадиевна Ломакина подарила ему 48 - листовую  походную тетрадь, заполненную стихами и песнями младшего лейтенанта Василия Кирилловича Чалых. К сожалению, дарительница не помнила, каким образом попал к ней этот уникальный документ, и не знала, кто такой В. К. Чалых. В фондах нашего музея сведений о нем тоже не оказалось.
        Может быть, он жив и откликнется  или сделают это люди, знавшие его? Уж очень хочется узнать побольше о солдатском поэте. В 1941 - 1946 гг. прошел он с боями западные страны, а затем уссурийскую тайгу, сопки и степи Манчжурии и Китая, воюя с японскими милитаристами.
        В перерыве между боями он доставал из походной сумки тетрадь, которую назвал альбомом и посвятил его «Памяти с фронта Отечественной войны (1941 - 1945 гг.)», и записывал в нее песни, свои стихи о матери, Родине, девушке Рае, которую очень любил и верил, что победа поможет им встретиться вновь.
        В тетради - девяносто стихотворений и песен, среди которых много народных. По содержанию их нетрудно догадаться, о чем и о ком думали солдаты перед боем, что чувствовали, с каким нетерпением ожидали писем с родных мест, как переживали измены жен и девушек, какие песни пели в окопах и блиндажах особенно часто. И конечно - о крепкой солдатской дружбе, рожденной в боях.
        Тетрадь обветшала: выпадают листы, разорвалась пополам полутвердая, с узорами, картонная обложка.
        Ниже приводится одно из многих писем - стихотворений В. К. Чалых - поэта - фронтовика.
                Жди, дорогая.
Здравствуй, родная! Теперь отправляю
Письма тебе через каждых два дня…
Трудно сейчас, но стихи не бросаю -
Эта привычка давно у меня.
Вот и сейчас опускается вечер.
Дышится как - то свободно, легко…
Вспомнился город, вспомнились встречи -
Все, что теперь далеко-далеко.
Вспомнил тебя, и взгрустнулось немножко.
Вспомнились руки и губы твои.
Все забрала фронтовая дорожка -
Мысли, надежды и чувства мои.
Помнишь, как жили, мечтали, смеялись?
 Помнишь тот тополь, что рос у окна?
Чем дорожили мы - все растоптали
Дикой орды племена…
Сколько я вынес в холодной землянке,
В желтой июльской донецкой степи!
Как на разбитых немых полустанках
Нам на восток не хотелось идти!
Я огрубел, иногда затоскую.
То, что я видел, - нельзя позабыть.
Знаешь, любимая, школу такую
Надо пройти, чтобы жизнь полюбить.
Ты ведь не знаешь, так слушай: в дороге
Под перестук беспокойных колес,
В тихие дни, и бои, и тревоги
Образ твой милый я чистым пронес.
В тысячу раз ты теперь мне дороже -
Чувства свои я проверил в бою.
Думал - забуду. Однако все то же -
Думаю, в письмах пишу и пою.
Значит, война нас навеки связала,
Мысли и чувства - у всех на виду.
Помнишь, что ты на прощанье сказала?
«Милый, я жду. Ты вернешься…Я жду!»
Жди дорогая. А радость былую
Снова вернем, как закончим войну.
Снова тебя обниму, поцелую,
Встретим, как прежде встречали, весну.
Снова закат  золотой, дорогая,
Будет сиять в непривычной тиши…
Ну, до свиданья! Целую, родная.
Жду твоих писем. Скорее пиши.