Неуч и Умник

Вячеслав Люстик
                Неуч и Умник.

            (Послесловие к сказке Дуб)

   Жили на свете Умник и Неуч.Умник прочитал все книги в мире и знал все
обо всем из этих книг.Неуч же предпочитал до всего дойти своим
умом,познать не из книг,а из жизни.Умник презирал Неуча и считал его
недалеким и примитивным,а Неуч просто не замечал Умника и занимался
тем,что больше всего любил-наблюдать и размышлять.
-О чем ты думаешь?Что хочешь проверить?Зачем размышляешь -ведь все уже
изученно,проверенно и описанно в книгах,-насмехался над Неучем
Умник-Просто открой книгу и прочти!
-Но как ты знаешь,что в них описанна истина?-удивлялся Неуч.
-Потому,что их писали такие же Умники как и я,-безаппеляционно говорил
Умник-А неучи вообще книг не пишут и поэтому их и не
читают,-назидательным тоном увешевал,указывая пальцем на Неуча, Умник и
оба расходились-один показывать свою ученость перед другими умниками,а
другой смотреть на небо и размышлять...
Однажды Неуч прибежал к Умнику и поделился с ним радостью:
-Я раскрыл,-взахлеб кричал Неуч,-Что вся Природа вокруг находиться в
полной и безграничной Гармонии!Я увидел,что все в Природе зависимо друг
от друга и нуждается друг в друге!
-Что за бред?-спросил Умник,оторвавшись от увесистого тома.
-Представляешь,Умник,я открыл,что все вокруг нас живет в бесконечной
Любви,нет вредных и полезных,глупых и умных,страшных и красивых,но все
разные части одного целого и служат друг другу беззаветно.
-Ну-ну,-покрутил Умник пальцем у виска-Продолжай свои басни.
-А вчера мне приснился сон:будто в окружении Дуба мирно уживаются пчелы
и медведь,червяки и крот и каждый давал другим все,что имел сам и
получал от них все,что имели они...
-Постой-ка,-сказал Умник,достал книжку и торжественно показал ее
Неучу,-Если бы ты был Умником,как я,ты бы знал,что пчелы люто ненавидят
медведей,ибо те разоряют их улья,а медведь терпеть не может пчел,ибо те
его безжалостно жалят;ты бы знал,что кроты разрушают Дуб,так как роя
свои норы,разрушают корневые связи с почвой,а черви довершают его
работу.Тебе бы не приснился этот сон,если бы ты не был неучем!
-Но,когда я проснулся и пошел к Дубу-то увидел то же самое,что и во
сне!А та картина,что описанна в твоих книгах исчезла,хотя раньше я
наблюдал именно то,что ты мне рассказал!...Я долго размышлял-почему и
зачем так несправедливо все устроенно,возжелал понять Смысл того,что
окружало меня,хотел найти Причину того,что во мне вызывало протест и...
внезапно все преобразилось-в уродливом я увидел красоту,во вредном
пользу,а в уме бесполезность...
-Нет,-замотал Умник ученой головой,-Этого не может быть,книги не врут,в
них опыт всего человечества и почему я должен доверять твоим фантазиям ,а
не фактам?!Все это сказка,которую ты выдумал из своей неучености!
   Неуч вовсе не растроился из-за слов Умника,радость его неиссякла и он
не стал убеждать Умника и спорить с учеными книгами,но напоследок задал
вопрос:
-А в твоих книгах рассказывается о Смысле всего происходящего?
-А нет никакого Смысла-книги описывают происходяшие,а Смысл вкладывают
люди!-глубокомысленно ответил Умник.
А ведь это и в правду умная мысль,-восхитился Неуч,-Значит все зависит
от того,кто читает книги,а не от того,что в них написанно...я,пожалуй,не
буду читать эти книги,ведь в них нет Смысла...а может даже напишу свою,о
Смысле...
-Так у тебя выйдут сказки,а это несерьезно и не научно!-предупредил
Умник.
-Замечательная мысль!-воскликнул Неуч,-И умники бывают полезны,если не
сильно умничают!А назову я эту книжку "Агада"...Спасибо тебе,Умник!
...С тех пор прошло много времени и до сих пор умники спорят между собой
по поводу этой книги...но есть "неучи",которые видят в ней тот же
сон,что видел тот Неуч,который ее написал...
Спасибо умникам,что они есть-иначе как бы мы узнали,что есть еще и
чувства...