Мгновения истории

Галина Магницкая
ПРЕДИСЛОВИЕ

Сложно постичь историю прошедших веков, оценить значимость всего происходящего в те давние времена. Для этого нужно обладать способностью и умением «равно оценить великое и малое, трагическое и смешное. Увидеть, понять, почувствовать в каждом событии, в каждом факте не только внешний масштаб и эмоциональную окраску, но и их историческую наполненность, плотность содержащегося в них историзма, яркую выпуклую очевидность, с которой выражена в них история».  Эти слова принадлежат писателю Владимиру Ильичу Порудоминскому. За присущую им правдивость и логическую обоснованность,  выбрала я их как отправную точку при написании текста двух ниже приведенных миниатюр.


ПАРАДОКСЫ XVIII ВЕКА


Век осьмнадцатый начался решительными реформами Петра I, приступившего как истинный хозяин к  «обустройству России»  и закончился приглушенным, самостийным правлением Павла I. 

Рядом с большими делами, как правило, всегда находится место и малым. На фоне многочисленных указов Петра I в наши дни вызывают легкую улыбку, некое недоумение знакомые всем по различным источникам следующие его распоряжения:

1700 год, 4 января – указ о ношении дворянами европейского платья и бритья бороды;
1705 год, 16 января – указ о бритье бороды и взимании налогов с носящих бороду (с дворян – 30 рублей, с купцов – 100 рублей, с крестьян – 2 копейки при каждом въезде в город и выезде из него);
1714 год, 20 января – указ о запрете дворянам, не окончившим «цифирной школы», жениться;
1718 год – указ об организации в Петербурге ассамблей – торжественных приемов гостей в знатных домах с музыкой и танцами. Проводились они по очереди в особняках лиц,  приближенных к царю. На них полагалось являться с женами и дочерьми. Именно ассамблеи покончили с затворничеством женщин из дворянских семей, побудили представителей дворянского сословия изучать языки и овладевать хорошими манерами (политесом).

Торопился Петр Алексеевич. Хотел как можно скорее приобщить Россию к лику стран западноевропейских. А сколько за этими указами стояло личных трагедий и драм. Тяжело, медленно происходило в России расставание с обычаями седой старины.

***

Несколько иную позицию в решении почти  аналогичных вопросов занял  император Павел I. В большой череде его постановлений заслуживают определенного внимания следующие циркуляры:

1798 год, 20 января – указ о запрете носить фраки, жилеты и башмаки с лентами;
1799 год, 18 февраля – указ о запрете танцевать вальс;
1799 год, 6 мая – указ о запрете дамам носить через плечо «ленты наподобие кавалерских»;
1800 год, 17 апреля – указ о запрете ввоза книг из-за границы.

По прочтении данных указов Павла  Петровича  возникает ощущение, что старался оградить он матушку Россию от иностранных веяний, захлопнуть «прорубленное окно» в Европу.

Две личности. Два разных взгляда. Думается, что и сейчас нет однозначного ответа на вопросы, поднятые бывшими  государями.


ВЕК ЖЕНЩИН НА РОССИЙСКОМ ТРОНЕ


XVIII век… Начался он продолжением правления Петра Алексеевича и закончился царствованием Павла Петровича. В промежутке между ними управляли страной еще семь императорских персон. Из них – четыре императрицы: Екатерина I, стоявшая у власти всего два года; Анна Иоанновна, правившая десять лет; Елизавета Петровна, продержавшаяся двадцать лет; Екатерина II, властвующая тридцать четыре года.
Думается, этот век можно смело назвать эпохой женщин на российском троне.

А где женщины, там интриги и… дворцовые перевороты. Ну как не помочь бравым гвардейцам таким слабым созданиям. В итоге получилось, что за тридцать семь лет, в период с 1725 по 1762 годы, власть в стране пять раз переходила из рук в руки. Как известно, Анну Леопольдовну, правящую от имени своего малолетнего сына Ивана Антоновича, свергла с престола Елизавета Петровна. Племянника же Елизаветы Петровны - Петра III устранила собственная жена – Екатерина II.

В ночь на 25 ноября 1741 года Елизавета прибыла в казармы Преображенского полка и подняла солдат на мятеж. Для произведения большего впечатления надела она кирасу и накинула гвардейскую форму. Под ее непосредственным руководством  процессия двинулась к Зимнему дворцу. На Дворцовой площади Елизавета вышла из кареты, решив оставшийся путь проделать пешком. Однако из-за обилия снега двигалась она слишком медленно. Бравые ребята подхватили ее на плечи и на руках внесли во дворец. Ни Анна Леопольдовна, ни Антон-Ульрих не оказали сопротивления. Переворот совершился спокойно, без пролития крови. На следующий день был выпущен манифест о восшествии императрицы «Елисавет I» на престол. «Дщерь Петра Великого» щедро наградила всех чинов роты Преображенского полка, пожаловав им дворянство.

Однако ничего не происходит бесследно. Все годы своего царствования Елизавета не спала по ночам. Вернее, ложилась в шестом часу утра. Своей постоянной спальни у нее не было -  кровать переносилась из одной комнаты в другую. Страх, ожидание ночного переворота стали платой за неправедное овладение троном.

***

После кончины Елизаветы Петровны, опираясь опять же на гвардию, Екатерина практически мгновенно убрала своего мужа с престола. Большую роль в этом перевороте сыграли братья Орловы. Но поступила она более мудро, огласив для царедворцев и народа один за другим три манифеста. В первом доходчиво обосновала она неизбежность совершенного переворота, обвинив Петра III во множестве прегрешений против государства Российского. Во втором изложила программу своего будущего правления. И только в третьем сообщила о смерти супруга. Не важно, что их составителем была не Екатерина II, а приближенные, ученые лица. Главное – отражали они ее интересы и чаяния.  А 22 сентября 1762 года Екатерина уже венчалась на царство в Успенском соборе Московского Кремля.

В общей сложности  на протяжении шестидесяти шести лет восседали на троне и  управляли Россией женщины и… фавориты.


ПОСЛЕСЛОВИЕ. Читая литературу по истории  XVIII века, пришлось обратить  внимание на одно обстоятельство. Так, каждое событие, факт, деталь трактуются ведущими историками далеко не всегда однозначно. Более того, в последние годы устоявшиеся взгляды меняются буквально каждое десятилетие. Обусловлено это находками ранее неизвестных архивных документов с одной стороны и вседозволенностью печати – с другой. В конечном итоге вдумчивым, серьезным читателям приходится во многих случаях самим выбирать более подходящую их мировоззрению версию определенных исторических процессов.