Признание в любви. К юбилею Тульского университета

Валерий Савостьянов
                ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ

                (К юбилею Тульского государственного университета)

     Мой дорогой, мой любимый Политех!
     Моё восхищение тобой, моё уважение к тебе и благодарность моя так велики, что я, готовя подборку моих стихотворений к твоему Юбилею, не могу подойти к этому формально, написав о наших с тобой отношениях как-нибудь в третьем лице, — сердце просит писать только в первом, прямой речью и подробно.
     А начать хочу с давнего, но незабываемого, 1966-го года, когда я, — выпускник и медалист 51-ой средней школы, один из лучших школьников-математиков  области, не однажды, благодаря таланту всех моих учителей, но в первую очередь учителя математики Золотовой (теперь Замараевой) Антонины Петровны (которая также впоследствии работала здесь, в Политехе), выигрывавший Олимпиады — решил поступать в Тульский политехнический институт. И, конечно, на самую престижную, как я считал, специальность МПУ — «Математические приборы и устройства», на факультет АТМ — «Автоматика и телемеханика».
     Уверенный в себе до самонадеянности, не учёл я многих факторов того давнего поступления — это был год «двойного» выпуска: сразу 11-х и 10-х классов, и конкурс был огромен! В общем, на дневной я не поступил, хотя оценки были очень хорошие. С этими оценками меня зачислили на заочный факультет, где были свободные места. На заочном я проучился всего полгода и через семестр уже перевёлся на любимый факультет АТМ, но на специальность «Электрификация и автоматизация горных работ», где были вакансии.
     Студенческая жизнь, новые друзья, зачеты, экзамены, производственная практика на шахтах Подмосковья и Донбасса — после каждого года обучения, военная кафедра с ангаром и ракетами, а потом диплом и военные сборы — всё это незабываемо! И здесь же большая настоящая Любовь — ставшая потом моей женой и матерью моих сыновей! Только за это я бы мог, мой Политех, поклониться тебе в ноги! А ведь впереди была ещё целая жизнь, двадцать с лишним лет работы в твоих стенах: сначала инженером научно-исследовательского сектора на кафедре «Горные машины», а потом инженером-электронщиком, начальником ЭВМ и заведующим лабораторией вычислительной техники на кафедре «Технология машиностроения» и механико-технологическом факультете. И, не скрою, была мечта «защититься», была в первые годы работы усиленная подготовка к сдаче «кандидатских минимумов».
     Но сама работа электронщиком — столь интересна, вычислительная техника совершенствовалась столь стремительно, что это захватывало дух! А я всегда, как человек ответственный, старался сам лично всё знать, и поэтому довольно часто ездил на курсы по изучению новых ЭВМ: «Наири-2», «Наири-К», «Проминь», «Мир-2», «СМ-1634» и «СМ-1420». Все мои удостоверения по освоению новой техники в основном только с отличными оценками! А главная (для меня) и любимая ЭВМ «Наири-2», — которую я изучал в Ереване на заводе «Электрон» у лучшего электронщика завода, начальника Отдела наладки Владика Карапетовича (фамилию я уже, к сожалению, не помню , но хорошо помню, что мы, будущие электронщики, звали его Владэк, и я думаю, понятно почему: ну как это можно называть такого уважаемого нами человека "мальчишеским" именем) — и теперь ещё снится мне! В счастливых снах! Наверно, здесь одна из главных разгадок того, что я, долгие годы мечтавший поступить ещё и в Литературный институт, так и не сделал этого…
     Однако всегда параллельно с работой электронщика, то надолго исчезая, то вновь возникая, но всё-таки постоянно существуя, жила во мне тяга к искреннему, позволяющему исповедоваться, поэтическому Слову. Она пришла ко мне ещё в раннем детстве, и вот здесь, в Политехе, всё росла и росла, тоже желая совершенствоваться. Может быть, поэтому я всегда, когда это было возможно, участвовал в различных литературных совещаниях и областного, и всесоюзного масштаба. Первые мои книги стихов, вышедшие в Москве и Туле в 1984 году, были, в основном, написаны в стенах Политехнического.
     И вот сейчас, подводя предварительные итоги своей жизни, я не могу не сказать добрых слов многим людям, встретившимся мне на жизненном пути, и, конечно, прежде всего, людям Политехнического института.  Всех назвать невозможно, но тех, кто оставил след в душе, забыть никак нельзя!
     Это — Андрей Владимирович Тихомиров и Алексей Михайлович Мартынов, заместители декана нашего факультета АТМ, Евгений Павлович Куприн, преподававший мне (а потом и моей супруге!) математику, Николай Николаевич Шемарин — декан механико-технологического, а потом и гуманитарного факультетов, незабвенный Иосиф Абрамович Коганов, зав. кафедрой «Технология машиностроения», выдающийся учёный и Учитель, чьи ученики сейчас — золотой фонд университета, а, может быть, всей страны и даже СНГ, его рано ушедшая супруга, одна из ведущих учёных и преподавателей кафедры «Инструменты» Ася Иосифовна Гейликман, с которой мы порой беседовали на литературные темы (у нас был общий любимый поэт Вадим Шефнер).
     И, конечно, прежде всего это мой лучший друг Женя Савельев — доцент кафедры «Технология машиностроения» Евгений Викторович Савельев, с которым я познакомился и подружился на втором курсе института, и вместе с которым столько пройдено и пережито... А также отец его Виктор Дмитриевич, почти всю свою жизнь проработавший в нашем институте, и его мать Елизавета Ароновна, которых я звал попросту — дядя Витя и тётя Лиза…
     Да простят меня те, кого я не упомянул здесь! Говорю вам всем, дорогие мои, с кем свёл меня Политехнический, и руководителям, и сотрудникам, и студентам, — что сегодня, с высоты своего возраста, жизненного и творческого опыта, я смотрю на вас только влюблёнными, полными слёз и ностальгии, восхищёнными глазами! Всех вас люблю, почитаю и благодарю за науку! Не зря, видимо, долгие годы на главном корпусе нашего института висит плакат «Слава науке!».
     Слава вам, нашему Университету, нашему городу и нашей России!

                Валерий Савостьянов,
                инженер,
                поэт, член Союза писателей России