Корни. К юбилею Валентина Киреева

Валерий Савостьянов
                КОРНИ
                (К юбилею поэта Валентина Киреева)

     Нынешний год, год любимого мною Быка — целое созвездие юбилеев в нашей Тульской писательской организации. Это 85-летний юбилей героя тульской литературы Натальи Деомидовны Парыгиной, а также незабвенных Николая Константиновича Дружинина и Владимира Александровича Большакова. Это 75-летний юбилей Александра Евгеньевича Новгородского. В этом году исполнится 70 лет Алексею Андреевичу Логунову, Вячеславу Михайловичу Кузнецову, Владимиру Сергеевичу Сапронову, Александру Васильевичу Жукову.
     И, естественно, на фоне таких имён юбилеи писателей моего поколения (Киреева, Ракитина, Кулешова, Каширина, Савостьянова) выглядят, вроде бы, скромно. Да и что говорить, если  наше Российское Министерство культуры каким-то своим постановлением вообще вывело нас, как 70-летних, так и 60-летних, из разряда юбиляров — на радость нашим литературным чиновникам: нет юбилеев — нет хлопот. Однако не их указам и постановлениям отменять сложившиеся веками традиции.
     И первым из этих юбилеев в нынешнем году следует 60-летний юбилей Валентина Киреева, ибо родился он в самом начале года — зимой. И если говорят, что детей находят в капусте, то, как он сам пишет в одном из своих шутливых стихотворений, его тоже нашли в капусте, но не на грядке, а в тёмном подвале, где он прятался, видимо, за самой большой кочерыжкой. Кто же такой Валентин Киреев сегодня? Я бы сказал фигура сложная, как минимум, триединая: он и общественный деятель, руководитель нескольких литературных объединений и школы юного поэта, он и редактор многих книг, коллективных сборников и альманахов, прежде всего — альманаха «НЛО», ну и конечно, он ещё и поэт, член Союза писателей России. О каждом из этих Киреевых хочется сказать несколько слов.
     Знаю лишь несколько имён настоящих подвижников, руководителей литературных объединений: Сергей Галкин 20 лет руководил литературным объединением «Поиск» при газете «Молодой коммунар», Николай Боев много лет является бессменным руководителем узловского литературного объединения. Степан Яковлевич Поздняков и уже названный выше Владимир Александрович Большаков являли собой образцы руководителей литературного объединения г. Новомосковска. Именно они были предшественниками Валентина Киреева на этом ответственном посту. И теперь уже много лет и он достойно руководит этим литературным объединением. Но не только им. Я думаю, что и литературные объединения и  в Богородицке, и  в Алексине, и школа молодого поэта в Новомосковске тоже благодарны наставнику литературной молодёжи Валентину Викторовичу Кирееву.
     И, конечно, нельзя не сказать о Валентине Кирееве как о редакторе многих книг и периодических изданий, прежде всего о редакторе альманаха «НЛО». Я сам не раз был автором этого альманаха и ощутил конкретную пользу от публикаций в нём, ибо принцип — публиковать в этом альманахе в основном новые стихи, позволяет взглянуть на своё творчество как бы со стороны и сделать необходимую правку, прежде чем стихотворение появится в книге. Альманах «НЛО» уже сейчас собирает под своё крыло авторов не только России, но и стран ближнего зарубежья, а скоро, видимо, соберёт и авторов зарубежья дальнего. Даже наши тульские уже отчасти знаменитые журналы «Приокские зори», «Прикосновение» и альманах «Тула» не имеют столь обширной географии. Только за одно это Валентину Кирееву стоило бы присвоить золотую медаль «Во имя жизни на земле», которую он, кстати, недавно и получил.
     Но общественный деятель,  наставник литературной молодёжи, лауреат первой премии «Человек года» города Новомосковска — прежде всего поэт. И тут спрос с нас, поэтов, особый, ибо мы продолжаем великие традиции русской классической поэзии. «...Тяжела классическая лира!»  — написал Анатолий Передреев в стихотворении "Поэту", и достойно нести её может не каждый.
     Как поэт Валентин Киреев вырастал  на моих глазах. В 1997 году, когда меня приняли в Союз писателей, у В. Киреева было всего две книги: вышедшая в 1993 году книга «Запах мёда» и в 1997 году «Я вернусь, деревня». Однако, обласканный вниманием не только Владимира Большакова, но и даже самого Николая Константиновича Старшинова, постоянно совершенствуясь, находясь в гуще литературной жизни области, он так самоотверженно работал, так много писал, что всем  известное количество его стихов стало постепенно превращаться в не менее известное качество. С 2000 года начался, я бы сказал, бум его творчества: 6 лет подряд — по книге в год, итогом чему стал поэтический сборник «Избранное». Стоит лишь посмотреть предисловия к этим сборникам: имена Большакова, Пахомова, Харчикова, и, хоть и неизвестной нам, но, тем не менее, видимо, достаточно авторитетной, Натальи Мартишиной, ибо её статья о стихах Валентина Киреева была опубликована в Москве в газете «Российский писатель».
     Итак, какой же поэт Валентин Киреев? Поэт, конечно, разный, как и все мы, но и поэт хороший. Очень хочется вам сейчас это доказать, прочитав здесь его замечательные стихи о России, о деревне, о любви, его иронические и философские стихи, например, такие: «Россия», «Колокола», «Наследство», «Чужая сторона», «Распутица», «Нас теряют дороги», «Основное волшебство», «Дурацкий колпак», «Своё место». Вполне достойно выглядит подборка Валентина Киреева в выходящей в этом году «Антологии  тульских современных поэтов». И ещё достойнее, я думаю, она будет выглядеть, в будущей антологии «Двенадцать тульских дорог», которую мы с Виктором Фёдоровичем Пахомовым, надеюсь, когда-нибудь всё-таки составим. Да, собственно, мы бы могли её составить хоть сейчас, если бы нашлись соответствующие достойные такой антологии финансовые средства.      
     Не знаю, выдам ли я тайну, но надеюсь, что никакой тайны тут нет: Валентин Киреев представлен писательской организацией на областную премию им. Л.Н.Толстого, и, видимо, даст Бог, в ближайшее время, получит её. А как вы сами понимаете, такие премии просто так, за красивые глаза, не даются. Это значит, поэт есть, поэт состоялся. И его творчество, и его общественная деятельность востребованы…
     И ещё в заключении. Все мы представители определённых поэтических поколений. Если поколение Пахомова, Ходулина, Сапронова — поколение «сынов войны», то наше послевоенное поколение — поколение «внуков войны». И ещё неизвестно, кому было легче состояться. Во всяком случае, потери моего поколения на сегодняшний день даже физически больше. Если среди «сыновей войны» — это Юрий Щёлоков, то среди «внуков»: туляки Сергей Белозёров, Софья Киселёва, Николай Завалишин и новомосковцы Владимир Суворов и Пётр Митрохин. Да, в нашей жизни не было столь страшной войны, как Великая Отечественная, но, тем не менее, были свои локальные войны, был Чернобыль и Беловежье. И Валентину Кирееву, как и всем нам, сегодня нужно работать и за себя, и «за того парня», который был, может быть, не менее, а более талантлив, чем мы, но, увы, не дожил до своего пенсионного юбилея, когда человек может, отрешившись от ежедневных забот о хлебе насущном, полностью посвятить себя творчеству. Мы должны быть достойны этого подаренного нам Богом шанса, должны достойно нести звание поколения «внуков войны», внуков фронтовиков.
     И в самом конце: новомосковская земля, к которой я тоже немножко принадлежу, ибо родился в селе Сергиевское, что находится  на Новомосковском шоссе ( то есть между Тулой и Новомосковском) - знаменито многими достойными литературными именами: Ярослав Смеляков, Владимир Большаков, Степан Поздняков, Анатолий Брагин, Владимир Суворов, Глеб Паншин, Виктор Зайцев. Не так давно мы в Туле, в  отделении Союза писателей России, хотели учредить областную премию имени Ярослава Смелякова, и по этому поводу не раз обращались и в Союз писателей России, и в Тульскую областную Думу. Но областная Дума нам, увы, отказала — не нашла каких-то несчастных 30 тысяч рублей.
     А вот Валентин Киреев в Новомосковске нашёл возможности и учредил премию Ярослава Смелякова, с чем мы его и поздравляем. Лиха беда начало! Думаю, что именно в Новомосковске должны быть премии Владимира Большакова и Анатолия Брагина, конкурсы имени Степана Позднякова и Владимира Суворова, стипендии имени Глеба Паншина и Виктора Зайцева. Надеюсь, что и такая задача  по силам нашему сегодняшнему юбиляру.
     И тогда можно будет сказать, что он сделал всё, что смог,  всё отдал для возрождения и процветания тульской культуры и литературы, для того, чтобы на нашей родной земле появились новые литературные имена.

                Валерий Савостьянов.
                Январь 2009 года