О природной педагогике

Сергей Бородин
Педагогические воззрения городоидов достаточно стандартны и не содержат в себе каких-то инновационных элементов. При том, что способов  реализации стандартов образования и воспитания для детей  в городах существует великое множество, их качественные характеристики идентичны практически для всего мирового ареала расселения особей городоидной формы существования биологического человека на Земле. Практически повсеместно городоиды вне зависимости от своего сословного и материального положения в обществе урбанистической цивилизации стремятся устроить своих отпрысков в элитарные по общепринятому обывательскому мнению образовательные учреждения с тем, чтобы в дальнейшем их дети смогли пробраться по возможности в более высокие слои элиты той социальной системы, в которой они окажутся во взрослом состоянии. По этой причине дети городоидов с раннего детства зубрят различные иностранные языки, учатся музицировать и танцевать, посещают различные развивающие кружки и специализированные детские центры, натаскиваются на модные системы боевых единоборств, осваивают автомобильный мир, пробуют себя в различных искусствах, путешествуют с родителями по престижным зарубежным курортам, посещение которых считается строго обязательным условием успешности человека городоидного общества.

Примерно таким немудрённым образом во множестве пустопорожних увеселительных развлечений стандартизованно протекает детство юных городоидов. Со временем они так втягиваются в подобный образ своего существования, что все жизненные явления, которые находятся за его пределами, становятся для них презрительной дикостью, не имеющей права на их «элитарное» внимание даже в минимально возможном варианте, то есть жизнь любого иного типа просто перестаёт существовать для их сознания.

Так пестуются и взращиваются всё новые и новые городоиды, видовое развитие которых в противоположность их сверстникам из сельских глубинок всё более и более приближается к животной форме существования в смысле того, что городские дети в принципе не способны к гармоничному  для человека восприятию жизни во всём её прекрасном совершенстве. И это при том, что все те знания, которыми сельские дети, находясь под неусыпным патронажем природной среды своего обитания, с самого раннего детства естественным образом насыщают своё сознание, со строгой неизбежностью формируют у них комплексное космопланетарное мировоззрение, позволяющее рассматривать всё сущее из явленного на Земле мира как частное в целостном единении на уровне Вселенной.

Понятно, что самым главным учителем-наставником сельской детворы является её величество Природа – всезнающий, абсолютно бескомпромиссный и жёсткий учитель, что убедительно можно проиллюстрировать хотя бы на примере того, что за плохие знания она выставляет нерадивому ученику оценку в виде того или иного ущерба его здоровью или материальному достоянию. Природа-учитель никогда не позволяет своим ученикам останавливаться в обучении у неё, не откликаясь при этом ни на какие жалостливые просьбы о приостановке учебного процесса. Так, ни болезнь, ни семейные проблемы, ни возраст, ни, тем более, лень не являются значимой причиной для прекращения учёбы на её кафедре.

Городская педагогика в своей принципиальной основе – это дискретный процесс, все составные элементы которого направлены, по сути, на разрыв непрерывности обучения, ибо каждый такой элемент сам по себе является образовательным блоком той или иной степени обособленности, причём любые попытки стандартизованного соединения этих блоков в единый комплекс не позволяют собрать из них целостный образовательный процесс. При любой подобной попытке в результате вместо взаимоувязанной по своим составляющим элементам научной картины мира получается всего лишь калейдоскопически-разрозненное панно иллюзорных представлений учащихся об окружающей их объективной реальности.

Именно такую  фрагментирующую функцию как раз и выполняют ныне активно внедряемые в современную образовательную практику различные ступенчатые уровни обучения. Существующие же в настоящее время многочисленные в своём многообразии обучающие курсы всё в большей степени автономизируются, а педагоги направляют, часто даже сами толком не осознавая сего факта, все свои творческие усилия на достижение наибольшей степени самоизоляции своих учебных дисциплин, всё основательнее разрывая их связность друг от другом посредством сжигания всех тех мостков, которые пока ещё хоть как-то соединяют их в некую обобщённую мировоззренческую парадигму, определяемую величайшими достижениями мыслительной деятельности людей. Да и сами педагоги несут в своём образе мышления вирус дискретности образовательного процесса, поскольку система жизнеустроения современной человеческой цивилизации в соответствии с присущими ей целевыми установками разделяет учительское сословие по многим уровням профессиональной квалификации.

Таким образом, как бы городская образовательная система ни представлялась в глазах общественности неким целостным комплексом по формированию у молодёжи взаимообусловленного мировоззрения и какими бы новаторскими достижениями ни объявлялись авторские программы городских педагогов, сама по себе городская педагогика как явление общественной жизни урбанистической цивилизации в принципе не способна по своим системным характеристикам дать ребёнку гармоничное образование.

Гармонично образованным человек может стать только в природной среде, где он занимается любой созидательной деятельностью, под которую подпадают также и игры детей на природе. При этом у Природы существует множество помощников-наставников, органично вписывающихся в процесс обучения учеников по системе природной педагогики. Под такими помощниками следует понимать практически всех коренных сельских жителей, поскольку любой такой селянин способен передать ребёнку массу полезных знаний и навыков, которые он обрел в течение всей своей жизни на селе. Что интересно, помимо чисто природных знаний селяне несут в себе ещё и уникальные познания социального плана,  которые включают в себя сведения, к примеру, по краеведению, о предках современных жителей конкретной местности, о существующих в местных селениях обычаях, нравах и традициях.

Все подобные знания ребёнок в сельской местности усваивает системно, а это  позволяет ему хорошо понимать, что из чего вытекает и что за чем следует в окружающей жизни как личной, так и общественной направленности. Став взрослым, селянин, усвоивший подобные знания и навыки, способен легко ориентироваться в любой жизненной обстановке, находить оптимальный выход из любой сложной ситуации, разрешать наилучшим образом любой сложности проблемы.

Что же касается специальных знаний, то по формировании у сельского жителя в детском возрасте гармоничного мировоззрения в последующем практически любой специализированный учебный курс легко осваивается им, ибо он сам уже чётко представляет, как эти новые знания следует включать в уже существующую у него мировоззренческую систему без нарушения её целостной гармоничности. К слову сказать, именно этот компонент начисто отсутствует в образовательном процессе городских учебных заведений, среди которых общеобразовательные школы, различные спецшколы, лицеи, гимназии, экспериментальные образовательные площадки и т.д. По причине принципиальной невозможности разработки в городских учебных заведениях методологии формирования подобного жизненного навыка любая новая учебная дисциплина приводит городских учащихся к усугублению дискретности мировосприятия ими различных явлений действительности. Природная же педагогика приобщает природного человека к единому целому вселенской космогонии, исполняя в его душе восхитительную симфонию непосредственного осознания сущностных основ вечной жизни.


25.02.2010