О Сергее Львовиче Щеглове и его юбилее

Валерий Савостьянов
О  СЕРГЕЕ ЛЬВОВИЧЕ ЩЕГЛОВЕ И ЕГО ЮБИЛЕЕ НА ФОНЕ ЛИЧНОГО

Начало шестидесятых. Хрущёвская оттепель. Крестьяне получили паспорта и в определённом смысле свободу распоряжаться своей судьбой. Многие переезжали в города, в рабочие посёлки.
Наша семья, хоть и не была крестьянской: отец с юности работал на Новотульском металлургическом заводе, а мама – в Петелинской психбольнице — до 60-х годов жила в деревне Нижние Присады. Однако, уже в 60-м году, своими руками построив квартиру на так называемой «народной стройке», отец перевозит нашу семью в Криволучье, рабочий поселок металлургов. Здесь, в 51-й школе, я заканчивал 4-й класс и продолжал учиться.
Здесь же в начале 60-х годов и начались мои первые, если можно так выразиться, серьёзные поэтические опыты.

… А дождь осенний, листьями шурша,
Идти по парку будет, не спеша,
Чего-то ждать, о чём-то тосковать,
Твои глаза он будет целовать…

Эти «опыты» я записывал в маленькую записную книжечку, и вскоре вся книжечка оказалась заполненной моими стихами. И однажды я сел в автобус и приехал на завод, в редакцию газеты «Металлург». Теперь я вспоминаю этот день как один из самых ярких в своей «поэтической карьере».
Редактор газеты Нина Ивановна Балуева с таким вниманием и теплотой отнеслась ко мне, так долго и тщательно читала мою записную книжечку, что даже мне, разумеется, как всякому поэту, обычно не лишённому зачатков самовлюблённости (а я уже тогда успел стать лауреатом городского конкурса, проведённого Тульским дворцом пионеров — было чем гордиться!) — это показалось удивительным. И тут же ею были отобраны лучшие стихотворения для моих первых поэтических публикаций. Но, пожалуй, среди многих добрых слов, сказанных Ниной Ивановной в адрес начинающего поэта, главным был совет пойти в поэтический кружок при Доме культуры металлургов, чтобы совершенствоваться в поэзии среди себе подобных. Этим её советом я воспользовался незамедлительно.
Руководителем нашего криволученского кружка был журналист газеты «Коммунар» Сергей Львович Щеглов. Тогда, конечно, я не мог и представить, что судьба свела меня не только с моим первым литературным наставником, но и с человеком, который станет моим главным помощником в поэтическом ремесле и, что, может быть, ещё важнее: главным критиком моих поэтических книг. Критиком квалифицированным, серьёзным, требовательным по самому, как говорят, большому счёту. Ну а к критике не всегда мы относимся с благодарностью и любовью, даже к доброжелатель¬ной критике. Так и я не всегда и не во всём был согласен с вышедшими позднее статьями Сергея Львовича по поводу моих книг. Особенно задела меня и показалась несправедливой его рецензия на мою книгу «Деревенская школа». Написана она в год, когда в очередной раз был отложен мой приём в Союз писателей России, и, конечно, добавила свою ложку горечи в мой уже тогда и так изрядно горчащий поэтический мёд…
Но как всегда выручало то, что поэзия не являлась лишь единственным смыслом моей жизни: моя жизнь была наполнена и учёбой в Политехническом институте, и потом любимой работой электронщиком по ремонту ЭВМ, и туристическими путешествиями на байдарках, конях и пешком, и семейными радостями и проблемами. И поэтому мои поэтические неудачи никогда не были для меня трагедиями. Просто через некоторое время я, занимаясь другим любимым делом, уже мог посмотреть на них без обиды и боли, извлечь из критики рациональное, необходимое мне для дальнейшего роста, зерно…
И вот сегодня, после многих лет перестройки и реформ, на которые мы с Сергеем Львовичем смотрим не всегда одинаково, я тем не менее знаю, что нет более внимательного по отношению к моему творчеству человека. Что две мои поэтические книги уже нового века не прошли незамеченными им. И на одну из них, на моего «Однолюба», в конце прошлого года в газете «Тула» он откликнулся блестящей рецензией, в которой, кстати, вкратце проанализировал и всё моё творчество, начиная с юности. Что ж, Сергей Львович, кому как не Вам: первому критику нашей области и Толстовскому лауреату?
Очень надеюсь, что Ваши литературные и критические достижения, такие, как:
«Владимир Лазарев» — Тула, 1986;
«Сталинская премия» — Тула, 1991;
«Чёрный треугольник» — «Тульские известия», 1995;
«Не вечно зло, если добро множить» — Тула, 1999, 2000;
«Птицы поэзии Давида Кугультинова» — Тула, 2006 —
это ещё не последнее Ваше слово. Очень многое ещё нужно написать о Туле и тульской культуре, о тульских литераторах и писателях,  и никто, кроме Сергея Львовича Щеглова, никто лучше Сергея Норильского, не может и не сможет этого сделать.
Итак, поздравляя Сергея Львовича с его юбилеем, не забудем же среди слов восхищения и благодарности сказать ему главное: мы ждём от него новых литературных праздников, новых героев его умных книг, новых свершений во благо тульской и русской культуры. Ждём с нетерпением!

        Валерий Савостьянов,               
        поэт, член СП России                Сентябрь 2006 года