Солнце по имени Фрунзик

Давид Бердзенишвили
Более 45 лет назад кинорежиссер Георгий Данелия завершил работу над комедией «Тридцать три», где в крошечной роли профессора-иностранца впервые предстал на всесоюзном экране армянский актер с удивительно выразительным лицом, печальными глазами и смешным именем Фрунзик. Тогда еще никто не знал, что вскоре этот человек станет одним из самых прославленных артистов от Кушки до Владивостока и будет оставаться таковым до конца своих дней.

Его жизнь до сих пор остается овеянной легендами. Начиная с самого имени. Многие годы среди зрителей принято было считать, что Франзик — это прозвище, а зовут актера Мгер. В действительности дело обстояло ровно наоборот. Родители назвали его Франзе в честь героя гражданской войны. Имя Мгер появилось позже. По одной из версий, так актера окрестили зрители-армяне, жившие в Ливане, когда там гастролировал Театр имени Сундукяна, где работал Мкртчян. Говорят, что слово «мгер» в переводе с какого-то наречия армянского языка означает «солнце». Актеру, во всяком случае, это имя очень нравилось. У него одно время даже было два паспорта, в одном из которых он был записан как Франзе, а во втором — как Мгер. Правда, как вспоминал его брат, кинорежиссер Альберт Мкртчян, однажды артист потерял сразу оба документа, но совсем по этому поводу не огорчился. «Ни документы, ни деньги мне не нужны. Меня и без них везде узнают и хорошо принимают», — любил повторять он.

Еще одна зрительская байка связана с тем, что Мкртчян, вроде, вовсе и не был актером. Якобы он жил себе в Ереване, работал то ли таксистом, то ли кем-то еще, и однажды на его необычную внешность обратил внимание какой-то кинодеятель. Сняли в одном фильме, потом в другом и пошло-поехало. Такие истории происходили, происходят и, наверняка, еще будут происходить. Но в данном случае ничего похожего не было. Будущий артист родился 4 июля 1930 года в великом армянском городе — древнем Гюмри, который в те годы назывался Ленинаканом, в семье работников местного текстильного комбината — Мушега и Санам Мкртчян. Отец мечтал, что старший сын, когда вырастет, станет художником. И действительно, в детстве Фрунзик неплохо рисовал. Но гораздо больше ему нравилось кого-то изображать, разыгрывая целые представления, неизменно пользовавшиеся успехом у соседей.

Рано проявившаяся склонность к лицедейству привела юношу сначала в драматический кружок, а потом и в Ереванский художественно-театральный институт, который Фрунзик закончил в 1956 году, и сразу был принят в труппу ведущего в Армении Ереванского театра имени Сундукяна. В первый раз в кино он снялся в крошечном эпизоде еще студентом. Правда, после того, как фильм смонтировали, оказалось, что в кадре видна только его левая нога. Потом было еще несколько эпизодов. А первую большую роль — веселого молодого человека по имени Арсен — Мкртчян исполнил в 1960 году в картине «Парни музкоманды», поставленной Генрихом Маляном и Генрихом Маркаряном, которая в Армении по сей день очень популярна.

Через пять лет судьба подарила актеру первую встречу с Георгием Данелия. Сам кинорежиссер отмечает, что всю силу таланта Фрунзика Мкртчяна можно понять только в том случае, если знаешь его работы не только в кино (в силу характерной внешности актеру приходилось играть, в основном, комедийные кинороли), но и в театре, где его репертуар был куда разнообразнее. В частности, Данелия не раз отмечал, что Мкртчян был лучшим Сирано де Бержераком из всех, кого ему когда-либо приходилось видеть. Тут, к слову, вспомнилась одна история. Рассказывают, что как-то на спектакль «Сирано де Бержерак» в Ереване пришли друзья Фрунзика Мкртчяна, гости Армении, не понимавшие армянского языка. Сюжет пьесы Эдмона Ростана они, естественно, знали. Поэтому с интересом следили за представлением и искренне восхищались мастерством исполнителя главной роли. Смутило их только одно. Знаменитый монолог, в котором поэт, бретер и острослов Сирано многократно обыгрывает слово «нос», в интерпретации Фрунзика показался каким-то уж слишком коротким. Общего впечатления это, впрочем, не испортило. Спектакль был великолепным. Но после его окончания гости все-таки попросили Фрунзика рассеять их сомнения. «Так и есть, — не задумываясь, сказал актер. — Я вынужден сокращать монолог. У меня нет другого выхода. Армяне не любят, когда в их присутствии слишком долго говорят о носе».

Но вернемся к Данелия. Такое суждение режиссера о характере актерского дарования Мкртчяна особенно ценно потому, что именно в фильмах Георгия Данелия талант артиста раскрылся как ни в каких других. Уже роль профессора в картине «Тридцать три» стала заметным событием. Мало кому известный тогда за пределами Армении Мкртчян вовсе не потерялся в окружении участвовавших в картине суперзвезд советского кино. По сюжету, сыгранного Мкртчяном профессора Брука в действительности как бы и не было — его видел во сне главный герой фильма Иван Сергеевич Травкин. И актер, не жалея гротесковых красок, убедительно создает не столько образ выдающегося ученого, сколько представление об этом образе, каким оно могло быть у скромного технолога на заводе безалкогольных напитков из глухой российской провинции.

Через двенадцать лет Мкртчян придет к своему высшему достижению в кино — роли шофера Рубена Хачикяна в «Мимино» Георгия Данелия. Все это время актер интенсивно и интересно работает. К сожалению, мы почти не знаем армянских фильмов, в которых Фрунзик Мкртчян участвовал в эти годы. Хотя культовая лента Эдмонда Кеосаяна «Мужчины», где актер замечательно сыграл одного из четырех друзей-таксистов — Сурена, известна очень широко и в бывших советских республиках, и за пределами бывшего СССР. Многие считают, что «Мужчины» — лучшая картина автора «Неуловимых мстителей». А о том, как относятся к этому фильму в самой Армении, свидетельствует уже тот факт, что его героям в Ереване установлен памятник. Наряду с этим, были и знаковые роли в работах российских кинематографистов. Был Джабраилов в «Кавказской пленнице» Леонида Гайдая, был один из друзей Бармалея в картине Ролана Быкова «Айболит-66», запомнились образы старшины милиции Кабуряна в фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Формула радуги» и гробовщика Бекира в комедии Алексея Коренева «Адам и Хева», была небольшая, всего в несколько слов, но яркая роль турка-контрабандиста в замечательной ленте Данелия «Не горюй!»… И это — далеко не полный перечень киноработ Фрунзика Мртчяна в период с 1965 года по 1977-й, когда на экраны вышла лента «Мимино».

Фрунзик Мкртчян начал сниматься в ней будучи популярным в стране киноактером. После нее он стал мегазвездой советского экрана. Сказанное, впрочем, не касается отношения к артисту у него на родине. В Армении, где люди к тому времени уже давно ходили в театр специально «на Фрунзика», он был окружен народной любовью, независимо от того, как складывались его отношения с центральными киностудиями СССР. Хотя, конечно, соотечественники искренне радовались большим и заслуженным успехам своего замечательного земляка.

Роль простого шофера из небольшого города Дилижан в горной Армении, который, приехав в Москву по рабочим делам, оказался втянутым в круговорот событий совсем, казалось бы, его не касавшихся, с учетом ее объема и значения, могла бы даже и не относиться к числу главных в фильме «Мимино». Но исполнитель демонстрирует настолько филигранное мастерство, что выводит образ Рубена Хачикяна не только на первый план в повествовательной канве картины, но и возводит его до одной из лучших мужских киноролей вообще. Мкртчян точен, органичен и неожидан абсолютно в каждом эпизоде, а в некоторых актеру удается подняться даже над самим собой. Таков он, например, в сцене суда над Валико Мизандари, где его работа не просто безукоризненна, а эталонна.

Еще одна тема в связи с участием Мкртчяна в картине «Мимино» — его дуэт с Бубой Кикабидзе, значение которого далеко выходит за собственно художественные рамки. Трогательная, жертвенная дружба между летчиком Мимино из Телави и шофером-армянином Рубиком, великолепно разыгранная этой актерской парой, как бы навсегда осталась символом отношений между двумя народами, что подкреплялось еще и тем, что Мкртчян и Кикабидзе и в жизни были большими друзьями. Рассказывают, что во время съемок они постоянно разыгрывали друг друга. Однажды в гостинице под утро Буба позвонил в номер Фрунзику, долго ждал, пока тот проснется, и, когда товарищ наконец-то ответил, взволнованно сообщил ему, что слушал радиостанцию «Голос Америки», и там в новостях передали, будто археологи во время раскопок в Армении нашли древнюю плиту, на которой написано «500 лет армянского комсомола». «Э-э, Буба-джан, — невозмутимо ответил Фрунзик, — неужели археологи не могли сообщить эту новость «Голосу Америки» хотя бы часов в 12 дня? Я бы к тому времени выспаться успел».

А недавно в Ереване мне рассказали, что, вскоре после выхода «Мимино» на экраны, Буба Кикабидзе, находясь в этом городе, шел днем вместе с Фрунзиком по улице. Естественно, люди узнавали их, оборачивались, те, кто посмелее, подходили, благодарили за сыгранные роли, просили автографы. В какой-то момент артистам пришлось остановиться, их окружили поклонники, завязался разговор. В это время мимо по проезжей части улицы двигался троллейбус. Сидевшие там пассажиры, увидев на тротуаре любимых артистов, бросились к окнам. Машина, потеряв равновесие, накренилась и едва не перевернулась. Оттуда выскочил водитель и набросился на актеров: «Вы думаете, вам здесь кино? — кричал он. — Идите своей дорогой. Нечего мешать работать серьезным людям». Вокруг собралась уже внушительная толпа. Шофера пристыдили, и он вынужден был ретироваться. Но пассажиры все равно покинули троллейбус, громко дав обещание больше не садиться в машину к такому несознательному водителю.

Фрунзик Мкртчян вообще любил Грузию. И она отвечала ему взаимностью. Однажды по дороге в Тбилиси на границе у Красного моста его остановил сотрудник милиции и потребовал въездную визу. Происходило это в годы СССР, когда границы между союзными республиками были исключительно административными. Разговор о визе звучал нелепо. Но милиционер, услышав, что визы у гостя нет, строго сказал, чтобы тот следовал за ним. Они отошли в сторонку, где Фрунзика ждал роскошно накрытый стол. Оказывается, его друзья в Тбилиси узнали, что он едет, и решили таким образом встретить его прямо на границе.

Несколько лет назад была выдвинута идея установить в Москве, на Чистых прудах, у дома, где живет Георгий Данелия, памятник персонажам фильма «Мимино» — пилоту Мизандари из Грузии, шоферу Хачикяну из Армении и третьему герою — москвичу Волохову, прекрасно сыгранному Евгением Леоновым. Однако позже информагентства сообщили, что «комиссия по фундаментальному искусству при Мосгордуме отклонила предложение об установке на Чистых прудах памятника героям фильма «Мимино», поскольку, дескать, «район Чистых прудов и без того перенасыщен памятниками». Что ж, комиссии по фундаментальному искусству, конечно, виднее. Памятник героям фильма «Мимино» в июле 2011 года открылся на родине Рубика Хачикяна – в Дилижане. А спустя три месяца памятник героям Франзика Мкртчяна, Бубы Кикабидзе, Евгения Леонова и создателю фильма – Георгию Данелия установили в Тбилиси.

Актер, радовавший своим творчеством миллионы, в жизни был глубоко несчастным человеком. С годами у его супруги начало проявляться тяжелое душевное расстройство, вызвавшее необходимость поместить ее в психиатрический диспансер. Актер остался с двумя детьми. Позже он еще раз вступил в брак, женившись на дочери председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна — Тамаре. Но и этот союз оказался недолгим. Дочь Фрунзика — Нунэ вышла замуж и уехала жить в Аргентину. Смыслом жизни артиста стали работа и сын Вазген, или Ваак, как называл его отец. Увы, оказалось, что юноша унаследовал от матери психический недуг. Вазген умер в возрасте 33 лет. Нет сейчас в живых и Нунэ. По одним данным, она погибла еще при жизни Фрунзика, по другим — после его смерти.

Актер скончался 29 декабря 1993 года в своей квартире в Ереване. На похороны к нему пришли десятки тысяч людей. Прах великого артиста покоится в Пантеоне героев армянского духа в Ереване. В родном городе — Гюмри — Фрунзику Мкртчяну установлен памятник.