Мценск 2005

Сурен Парсаданян 2
        МЦЕНСК,  ПАНСИОНАТ,
                2005 г

           Все  началось  с  покупки  карвинговых   лыж.  В  какой  то  момент,  поднимаясь  на  четырехместном  кресельном  подъемнике   в  Сорочанах,  я  обратил  внимание  на  то,  что  у  всех  моих  соседей  по  креслу  лыжи  исключительно  однотипны:  только  «карвы». 
           Конечно,  мои  «Соломоны»  по  красоте  отделки,   оформлению,  ничуть  не  уступали  этим  лыжам,  но  вот   их  длина  и  форма – увы,  уже  вчерашний  день!   Да  и  запомнил  я  при   покупке  их  в  Андорре,  что  они,  вроде  бы,  ориентированы  не  на  простой   слалом,   а  на  слалом – гигант,  чего   честный   продавец,  испанец,  не  стал  от  меня   скрывать.  И  ростовка   их  была  чуть  больше:  не  180,  а  184  см.    Однако   соблазн  купить  новые  и  красивые  лыжи  был  слишком  велик.    
            Как   сейчас  помню,  с  каким  огромным  удовольствием  опробовал  я  новые   лыжи  на  широких  и  жёстких  трассах  Андорры.  После  тяжеловатых,  плохо  заточенных  моих  белых  «Фёльклов»,  очень  не плохих в  молодости,  «Соломоны»  цепко,  без  проскальзывания,  шли  по  твердому  насту  широкими   дугами,  резко  подняв  мой  уровень  катания.
            По  хорошему,  надо  иметь  в  наборе   хотя  бы  две  пары  лыж,  чтобы   охватить  разные  варианты   катания.  Но  в  наших   условиях  тащить  с   собою  в  горы  две  пары  лыж -  слишком  большая  нагрузка.
            Еще  «Соломоны»  имели  новую,  впервые   мной   увиденную  деталь  в  виде  эластичной  накладки  между   носком  и   креплениями.  Позже  я   видел  лыжи   с  такими   накладками  еще  и  на  задней   части  лыж.  Точное  назначение  этих  деталей  я   в  литературе   не  встречал,  но  догадываюсь,  что   они   гасят   вибрации  и  увеличивают  жесткость  лыж   при   вхождении  в   поворот. 
            На  нашем  склоне  в   Курово   лыжи  были  встречены   с  большим   интересом,  а  наш  корифей,  Миша   Сигачев,  любил  шутить,  что  у  меня  самые   красивые   лыжи  в  нашем  коллективе.
            Специализация   этих   «Соломонов»  на  «гигантик»  сказалась   в  том,   что  лыжи   «просили»   закладывать  более  широкую   дугу,   чем  хотелось.  Но  и  развивали  при  этом   скорость,   позволяющую  обгонять   при   желании   многих   на  трассе.  Они  верно  служили  мне  лет  десять,  но   появление   и  бурное   распространение   «карвов»  сделало   свое   дело  и  я   решился   на   их   покупку.
            Итак,   с  подачи  Валеры  Журавлева,  который,  вместе  со  Светланой  тоже  пришел  к  идее  покупки  «карвов»,  я  в  обеденный   перерыв   отправился  в  указанный   ими   магазин,  расположенный   в   здании  бассейна  Олимпийского  комплекса   на  Проспекте  Мира. 
            Магазин   оказался  очень  неплохим.  Как   говорил  Валера,  он  напрямую   связан  с  фирмой  «Династар»,   второй  по  объему  продаж  горных   лыж   во  Франции.  На  первом   месте,  вероятно,  «Россеньоль».
            Магазин  удалось  найти  не  сразу,  но  в  итоге  я  купил  там  мои  славненькие   «Династар  08»,  затребовав  у  продавца  модель  для  экспертов  или,  в  крайнем  случае,  для   хорошо  катающихся.  Они  мне  сразу   понравились  и  по  жесткости  (наощупь)  и  по  указанном  на  заднике  радиусу  поворота  ( 15 м )  и  по  бесподобно  красивой  отделке,  с  фирменным   значком   в  никелированном  выпуклом  кружочке.      
            Взвалив  любезно   упакованные  в  прозрачный  чехол  (от  сноуборда) лыжи   на  плечи,   я  с  небольшим  опозданием  явился  на  работу,  не  без  опаски  оставив  мою  драгоценную,  за  9 т,  покупку,  в  камере  хранения.
            После  работы,  на  глазах  удивленных   сослуживцев  взвалив  тем  же  порядком   лыжи  на  плечи,  я  приехал  домой,  порядком  удивив  Наталу.
            При  первом  опробовании   в  Сорочанах   своей   покупки  я  пришел  в  восторг.  Лыжи  совершенно  не   потребовали  какого - то  освоения,  пошли  легко  и  послушно.  Словами  это  не  передашь,  надо  прочувствовать  ногами.  И  я,  не  сходя  с  места,   принял   решение   покататься  на  новых  лыжах  хотя – бы   недельку   подряд.  Проще  всего  это  можно  сделать,   съездив  в  хорошо   известный   мне   пансионат  во   Мценске.
            Выпросив  недельку  отпуска   на   работе,  я   оперативно  собрал  вещички  и  купил  билет  на  Мценск.  Однако  вечером  в  день  отъезда   я   вдруг   почувствовал   недомогание.  Термометр   показал  38,7  и  поездка  отложилась.  Хворь  на  этот  раз   оказалась  на  редкость  противная,  изводила  слабость,  кашель.  Только  через  неделю   стало   полегче,  я  закрыл   больничный  и  отбыл  во  Мценск.
            Ночной  поезд  № 603  Москва – Орел  мне  понравился  своими  новыми  вагонами  и,  особенно,  светящимся  табло  над   дверью  в  тамбур,  где   без  труда  можно  узнать  в  темноте  время  и  другие  полезные  сведения,  вроде  «свободы  в  туалете». Любезная  проводница  вовремя  разбудила   меня  и  рано  утром   я  был   на  площади   Мценского  вокзала,  тесно   заставленной  машинами  с  зеленым   огоньком,  одну  из  которых  я  и   «зафрахтовал».  Путь  на  пансионат  лежал  через  заснеженный  город, затем  лесная  дорога  с  двумя   деревеньками.   Через  15 – 20  минут  мы  были  у  крыльца  пансионата  и  я   отпустил  таксиста,  взяв  у  него   листочек   с  телефоном   для  заказа  обратного   проезда.
            Всего  с  этим  поездом  приехало  еще  два  человека,  хотя  пару  встречных  такси  тоже  попалось  на  подходах.  Словом,  не  густо. 
            У  администратора  я   оформил  путевку  на  9  дней,  заплатив   примерно  5,5 т  рублей  за  место  в  двухместном  номере  на  первом  этаже,  в  котором   и  прожил  один   до   конца   срока.  Единственное,  что   не  понравилось  при  поселении – это  довольно  низкая  температура  в  номере.  От  широкого  окна,  хотя  и  занавешенного   тюлью  и  шторами,  тянул   ощутимый   ветерок.   Шторы  я   задвинул,  как  мог,   но   между  ними   все  равно   оставалась  щель  сантиметров  40,  закрытая  только  тюлью.  Оттуда  постоянно   веял   холодный  ветерок.  Словом,  окна  в  доме  явно  велики  для   зимнего  нашего  климата.
            Утром  в  столовой   я   увидел  довольно  много   постояльцев.  Была  суббота  и   народ  съехался   из  Мценска,  Орла,  Москвы  провести   выходные.   Вечером  в  воскресенье  почти  все   они   разъехались.   Осталось   буквально   человек  15.   
            Вечером  в  субботу   в   пансионат   приехала   свадьба.  Торжество  проходило   во  втором  зале   столовой,   предназначенном  специально  для  такого  случая.  Помню,   в  прошлый  заезд   и  всех  нас   собирали   в   этом  зале  по  случаю,  кажется,  23  февраля.   Тогда  здесь  были  проблемы  со  снегом   и   кроме  всего  предлагалось  для  вызова  снега  от  каждого  стола  (сидели  по  4  человека)  спеть  куплет   любой  песни,  где  упоминается  про  снег.  Для  этого   подходили  с  микрофоном,  а  затем  исполнителю   подносили  кусок  пирога.   Словом,  было  очень  мило. 
             После   завтрака   в  субботу   утром   я  взял   свой   бугель,   с  которым   я  не  раз   катался  здесь  в   прошлые   заезды  и   поднялся   на  первом   подъемнике.  Однако   здесь  теперь   дежурили   парни  из  службы  подъемников,   которые  любезно   разъяснили   мне,  что   за   пользование  подъемником   теперь  берут  по  250 р  в  день.  Бугель   можно   оставить  свой,   однако   денежки  надо  отвезти   сейчас,  для  чего  паренек   по  рации  позвонил  в  пункт  проката  и  оповестил,   что   сейчас  подъедет  клиент.   В  общей  сложности   пришлось   доплатить  почти  две   тысячи.  Причем,  если  бы   я   брал   путевку  в  Москве,   то   катание   входит   в   цену   путевки. Однако   в  общей  сложности   выходит   тоже  самое,  т.к.  сама   путевка   здесь   дороже   примерно  на  эту   сумму.
            Зима   нынче  в  Мценске  настоящая,  много снега,  морозец  градусов  двенадцать.  А  вот  в  январе  было  слишком  холодно,  за  двадцать.  Стыло  лицо  да  и  все  остальное.  Правда,  к  обеду  отпускало,  выходило  солнце.  Все  это  мне  рассказал  Валерий,  с  которым   я  познакомился  позже  на  склоне.  Он  побывал  здесь  и  в  январе.   Но  и  сейчас  выпало  пару  холодных,  в  основном,  из- за  ветра,  дней,  когда  народ  выискивал  закрытые   от   ветра  места.
            Мои   «карвы»   ведут  себя  прекрасно.  А  вот  правая  коленка   дня  через   три  стала   побаливать.  Спасался  разминанием  сустава,   согревающей  мазью  на  базе  пчелиного  яда,  а  также   принимал   аспирин  «Упса».  Я  заметил,  что  выпив   его  довольно   много  за  время  болезни,  я  получил   неожиданный  эффект:  моя  правая  больная  коленка,  которая  всегда   была  заметно  больше  левой,  вдруг  приняла   нормальный  размер.  Это   вполне  объяснимо,  учитывая,  что  аспирин   был  изобретен  изначально  для  лечения   ревматизма.
            Вечером  в  субботу  на  детской  горке,   где  есть  свет  и  включается  музыка,  устроили  традиционное  веселье  с  катанием  детей  в  парном  слаломе,  «коровой»  и  другими   развлечениями.  Музыкой  заведовал  один  из  инструкторов,  Эдик.   Пока  собирался   народ,  он  подошел  ко  мне,  чуть  ли   не  единственному  зрителю.  Мы  разговорились,  перебирали  знакомых  по  моим  прошлым   заездам.  Оказалось,  что   уже  нет  в  живых   старшего  инструктора   Анатолия  Семеновича,  которого  я  встречал  в  прошлый  раз,  хорошего,  отзывчивого   человека.  Помнится,  он  даже   помог  мне  с  отъездом,  устроив  попутчиком  к  другому  инструктору,  едущему  вечером  во   Мценск. 
             А  у  Эдика   Анатолий   Семенович   вообще  был   инструктором ,   впервые  поставившим  его   на  горные  лыжи. И  вообще  это  был  выдающийся  человек,  потеря  которого   больно  сказалась  в  пансионате  буквально  во  всем.  Не  стало,  например,  разбиения  на  группы   по  уровню  катания,  закрепления  за  группой  своего  инструктора.  Утром   перестали  проводить  общее   построение,  объявлять  в  столовой  распорядок  дня,  проводить   вводные  беседы  с  вновь  прибывшими  туристами  и  многое  другое.  Молчит  радиоузел  с  туристскими  песнями,  нет  вечеров  песни  в  фойе  на  этажах.   Всего  не  перечислишь.
            Еще   Эдик  рассказал  о другом  знакомом  мне  инструкторе,  Викторе  Федоровиче.  Он  был   главным   лет  на  пять – семь  раньше,  чем  Анатолий  Семенович.  Невысокого  роста,  с  колоритной  бородкой  и  с  сопровождавшей  его  повсюду   собачкой,  забавной   таксой  -  таким  он  мне  запомнился.  Когда – то  он  показывал  нам  на  крутяке  особый  стиль  катания, «годиль  торможением»,  которым  легче  проходить  очень  крутые  участки   трассы.   Но  постепенно,  может  быть  из – за  болезни,  он  снизил  активность.  А  в  этот  заезд,  вследствие  перенесенного  инсульта,  он  сильно  сдал:  плохо  двигается,  медленно  говорит,  не  может  кататься.
            С  собою  во  Мценск  я  захватил   два  экземпляра   своей  книжки  «Горная  болезнь»,  чтобы  оставить  на  память,  в  частности,  в  первую  очередь  Анатолию  Семеновичу.  Ввиду  таких  печальных  событий   я  предложил  Эдику,  как  ближайшему  другу  и  наследнику,  предназначенную  для   Семеновича  книжку.  Эдик  зашел  ко  мне,  мы  выпили  чуток  оставшийся  у  меня  со  времен  лечения  гриппа  коньячок,   после  чего  Эдик   отбыл  в  Орел,  где  он  постоянно  живет.  Если  доведется  еще  побывать   во  Мценске,  надеюсь  его  встретить.
            Вторую  книжку   я  счел   разумным   подарить   бедному  Виктору  Федоровичу.  Может,  она  его  немного   развлечет.  К  тому  же  он  помнит  меня,  т.к.  в  прошлый  заезд  я  уже   дарил  ему  первый   вариант  этой  книги.  Мы  с  ним  подробнее  поговорили,  когда  он  подошел   к  верхней   станции   «длинного»  подъемника,    я   попросил  его  написать  мне   в  Москву  о  своих  впечатлениях  и  замечаниях  для   моего  «творения»,   может,  предложить  новые  темы.  Конечно,  это  наивно,  но  хочется  верить,  что  когда – то  я  все  же   получу  письмо   с  отзывами  на  подаренные   книжки   либо  от   Эдика,   либо  от  Виктора  Федоровича.
            Сегодня,  третьего   марта,  с  утра   солнечная   погода,  ветер   стих,  на   склонах   свежевыпавший   снежок.  Около   каждого   подъемника   обслуга   прошлась  на  «Буранах».  Не  зря   таки   берут   такие  деньги!  Конечно,   скажем,  в  Сорочанах,   где  работают   ратраки,   склоны   подготовлены   лучше.   Однако   близость   мест   катания   к   месту   проживания,   когда  лыжи  можешь   надевать   буквально   у  крыльца,  пока  уравновешивает   это  преимущество   Сорочан,   а   может   быть,  и  других  больших   курортов.   Это   преимущество   понимают   и  на  этих   ближних   курортах :  Сорочанах,   Волене,  Лозе,   где  строятся   или  уже  задействованы  коттеджи  и  малые   гостиницы.  Мценск   же  имел,  но   растерял   другое  преимущество -  общение  туристов  после  лыж  в  виде  вечеров   песни,   кинофильмов,  танцев  и  т. д.   Так  что  теперь   стоит  задуматься,   куда   целесообразнее   поехать  на  небольшой   срок. 
            Вспоминаются,  например,  неплохие   условия   в   комплексе  Лоза, расположенном  около  пансионата   НПО  «Энергия»,   под   Сергиевом  Посадом.  Правда,  там   до  подъемника   хотя  и  можно   дойти   на  лыжах,  но  это   метров  триста  вдоль   дороги.
            Но  вернемся  во  Мценск.  У  меня  появился  здесь  хвостатенький  друг:  очаровательный  коричневый   мальчик – такса.  Он  живет  с  кем – то  из  туристов,  но  уже   давно.   Свободно   ходит   по  всему   пансионату,  включая   столовую.   Запомнив,  кто  хорошо   к  нему  относится,   он  обходит   нас  в  столовой:  подойдет,  встанет  на  задние  лапки,  положив  передние   на  колени  и  просит   вкусненького.  Отказать   ему  невозможно.  Часто   он  появляется  и  на  первом,  ближайшем  к  крыльцу,  подъемнике.  Может   даже   пробежаться  за  тобой  полтрассы.  Доверенным  лицам   дает  себя   погладить!
            В  конце  катания   состоялось   также   знакомство   с   соседом   по   Москве,  живущим  в  районе  7 – й   Парковой,   Валерой   Котенковым.  Это  он   рассказывал  про  морозы,  которые  застал  здесь  в  январе.  Катается  он   на   прокатных   лыжах  «Соломон»,  с  виду   похожих  на  мои   предыдущие   лыжи.   В  разговоре   выяснилось,   что  он  не  прочь  купить  их   у  меня,  но,  видимо,   сделка  не  состоится,   т.к.  после приезда   в  Москву   он  не  звонил.  Зато   мне   было   веселее   возвращаться   в  Москву:  нашелся  попутчик. Рано   утром  в  воскресенье,  на  девятый  день  моей   путевки   мы   вызвали   такси   и  на  быстрой   электричке,   тоже   очень  комфортабельной (мне  достался,   ввиду   отсутствия   обычных,  билет   первого   класса)   за  три  с  чем – то   часа   домчались  до  Москвы   с  ветерком.   По  пути  меня   развлекал  в  салоне   цветной   телевизор,  который   я  смотрел,   удобно   устроившись   в   самолетном   кресле.
            Подводя   итоги   поездки,   следует   сказать,   что  за  восемь  дней  непрерывного  катания   я  вполне   отвел   душу,  нактался  по  хорошо   обработанным   склонам   с   достаточным   количеством   снега,  что  здесь  бывает   не  каждый  год. 
            За   это   время   моя  больная   коленка   позволила   мне   кататься,  но  по   приезде  в  Москву   сильно   разболелась.  Это  первый   минус,  причем  не   зависящий   от  пансионата. 
            Зато   отсутствие   того,   что   сейчас   принято   называть  «Апре  ски»,  т. е.  развлечений  после  катания,   это   уже   недостаток   базы. 
            Есть   и  другие   изменения  в  худшую  сторону,  о  которых  я  говорил  выше,  в  связи   с   утратой   Анатолия   Семеновича.   В   любом   случае   эти  недостатки   будут  не   так  заметны,   если  сюда  приезжать   своей   компанией.
            В  целом   же   основную  цель:  как  следует  попробовать   новые   лыжи,   я  выполнил.  Могу  с  удовольствием   сказать,  что   эти   лыжи   меня   вполне   устраивают. 
            Надеюсь,   что   и   в  Москве   еще  удастся   на   них   покататься   в  этом   сезоне.   Погода  стоит  сейчас,  в  середине    марта,   вполне   подходящая,   снега   очень   много.   Его   должно   хватить   хотя  бы   до  конца   марта.