Сергей Малютин

Улексия Миссосупова
Сергей Васильевич Малютин (22 сентября (4 октября) 1859, Москва — 6 декабря 1937)
— российский художник, архитектор, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Сын купца, родился, жил, работал в Москве. Предположительно является автором росписи первой русской матрёшки.
Основные даты
Портрет Фурманова, 1922, ГТГ

    1883—1886 — учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в мастерских у И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского и других преподавателей
    1886 — получил малую серебряную медаль, в 1890 — звание неклассного художника
    1891—1893 — преподавал рисунок в московском Елизаветинском институте
    1890-е — художник в Русской частной опере С. И. Мамонтова
    1896 — член Московского товарищества художников
    1900—1903 — в Талашкино, у княгини М. К. Тенишевой руководит художественными мастерскими, послужившими примером для дальнейшего развития русской художественной промышленности. Член художественного объединения «Мир искусства»
    1903 — в «Союзе русских художников». Преподавал в МУЖВЗ (по 1917 год)
    1913 — член «Товарищества передвижников»
    1914 — академик Академии художеств
    1918—1923 — преподавал в ГСХМ-ВХУТЕМАСе
    1918—1921 — участвовал в создании «Окон сатиры РОСТА»
    1922 — один из организаторов «Ассоциации художников революционной России»
    1927—1931 — член художественной группы «Объединение художников-реалистов»

Иллюстрации и книжная графика
В иллюстрациях и графике проявил лучшие черты русского модерна.Отменно смотрятся его иллюстрации к А. С. Пушкину:

    «Руслан и Людмила» (1898),
    «О царе Салтане» (1897),
    «О мёртвой царевне и семи богатырях» (1910),
    «О золотом петушке» (1913).

Кощей Малютина
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/10/06/1991
Над златом зачахший хранитель бессменный
казны, что ему отдана на храненье
магистрами зла, в давнем прошлом он - пленник,
сама Тьма дарует Кощею бессмертье.

порою от скуки шалит, превращает
царевну в лягушку, старушек - в баб-ёжек,
сундук смерть хранит, и дуб змей охраняет,
живет он по минимуму, осторожно.

То ль злая судьба обрекла его чахнуть,
то ль жить, то ль не жить,но хранить жизнь от смерти,
он - мумия будто, живая лишь страхом,
вздох тени из окон и скрип старой двери.

С.Малютин."Кощей.1904"

Хороши акварельные работы: «Садко» (1906), «Терем Кощея» (1909).
Театральные работы
Кроме ранних его работ для театра Солодовникова в Москве, заслуживают внимания его эскизы декораций к операм «Садко» (1909) и «Аскольдова могила» (1912), к балету «Щелкунчик» (1913)
Архитектура
В имении «Талашкино» им созданы знаменитый «Теремок» для библиотеки училища и народный театр на 200 зрителей, в Москве же по его проекту возведён знаменитый Дом Перцовой, что расположен неподалёку от храма Христа Спасителя (совместно с архитектором Н. К. Жуковым, руководил постройкой Б. Н. Шнауберт).
В 1880-х годах начал выставлять свои работы — пейзажи, интерьеры и портреты на московских выставках, в том числе на выставках «Мира Искусства», «Выставка 36», «Союза русских художников» и «Салона». Также принимал участие в Париже на «Exposition de l’Art russe», устроенной С. П. Дягилевым при «Осеннем салоне» (Salon d’Automne).

Статья из Википедии.