Артур Фрэнк Мэтью

Улексия Миссосупова
Arthur Frank Mathews, 1 октября 1860 Маркесан, штат Висконсин – 1945, Сан - Франциско.
Американский художник-тоналист, который был одним из основателей современного американского искусства в Калифорнии.
Мэтью родился в штате Висконсин и жил там до шестилетнего возраста. Его отец был архитектором, он в 1866 году перевез семью в Сан-Франциско. Здесь Мэтью поступил в среднюю школу Окленда и увлекся архитектурой. Учился этому искусству подросток у своего отца, работая в его архитектурной мастерской.
После окончания школы Артур поступил в Калифорнийский колледж дизайна, где учился живописи у Вирджила Мейси Уильямса (Virgil Macey Williams). В Сан-Франциско художник также работал дизайнером и иллюстратором, а также занимался литографией в компании Бриттона & Рея.
С 1885 по 1889 год Артур продолжил учиться живописи в Париже в Академии Жюлиана, где его учителями были академические классицисты Гюстав Буланже и Жюль Лефевр, тоналист Джеймс Эббот МакНил Уистлер и символист Пьер Пюви де Шаванн. Будучи студентом Академии Жюлиана, Мэтью был одним из первых калифорнийцев, наблюдавших изменения во французском искусстве. У себя на родине художник потом стал пропагандистом современных концепций искусства импрессионизма и постимпрессионизма, бросив тем самым вызов консервативному академизму.
В 1886 году Мэтью получил большую золотую медаль на выставке в Академии. Работы художника были представлены в престижном Парижском Салоне в 1887, 1888 и 1889 годах.Восхищение творчеством французского художника-монументалиста де Шаванна и американского эмигранта Уистлера вдохновило Мэтью на увлечение новыми для него стилями живописи, которые позже будут преобразованы в тонализм.По возвращении из Парижа, Мэтью стал преподавать в студенческой Лиге искусств Сан-Франциско и в Колледже дизайна Марка Хопкинса при Институте искусств в Сан-Франциско. Художник был деканом, а с в 1890 года директором последнего.
Среди его учеников были одни из самых известных художников Калифорнии начала ХХ века, большинство из которых в своем творчестве использовали эстетику тонализма.
Достаточно назвать лишь некоторые имена - Гранвилл Редмонд (Granville Redmond), Хавьер Мартинес (Xavier Martinez), Армин Хансен (Armin Hansen), Перси Грей (Percy Gray), Готтардо Пьяццони (Gottardo Piazzoni), Ральф Стакпул (Ralph Stackpole), Мэри Колтер (Mary Colter), Мейнард Диксон (Maynard Dixon) и Фрэнсис МакКомас (Francis McComas).
В 1894 году Мэтью женился на одной из своих учениц Люсии Клейнханс (Lucia Kleinhans, 29 августа 1870 - 14 июля 1955). Люсия родилась в Сан-Франциско. С Артуром Мэтью она познакомилась в 1893 году в Школе дизайна Марка Хопкинса , где Мэтью был деканом. До зачисления в женский класс живописи этого заведения Люсия год училась в колледже Миллса.
В 1898 году молодая семья отправилась в путешествие по Европе.
На художницу также, как и на ее мужа, оказало огромное влияние творчество Уистлера, ученицей которого Люсия была в течение двух зим обучения в Париже. Она была одной из пяти «девушек Калифорнии» (California girls), как писала о них пресса, которые отправились на учебу во Францию. Кроме Люсии в Париже учились Марион Холден (Marion Holden), Каролина Риксфорд – Джонсон (Carolyn Rixford - Johnson), Флоренс Лундборг (Florence Lundborg) и Мабель Деминг (Mabel Deming).
Интересная деталь, историки пишут, что «мэтр», то есть, Уистлер, посвящал непропорционально много времени и большую долю внимания именно женской части своих учеников, в результате чего студенты-мужчины стали бешено ревновать преподавателя к сокурсницам. Однако, Уистлер спокойно игнорировал растущее недовольство, решительно заявляя, что «будущее искусства находится в руках женщин». Правда, искусствоведы утверждают, что этот замечательный афоризм был произнесен «не по убеждению, а в мгновенном порыве хорошего настроения».
Картины Люсии Мэтью, написанные в Париже в 1898-99 годах, отображают прямое влияние Уистлера.
Позже, находясь под влиянием супруга, Люсия, тем не менее, сохранила отличительные черты своего художественного стиля, который проявляется, прежде всего, в ее станковой живописи.
В 1899 году, вернувшись в Сан-Франциско, Артур возобновил свою преподавательскую деятельность, которой занимался до 1906 года. Именно в этом году в Сан-Франциско произошло Великое землетрясение.После этого Артур вместе с Люсией открыл в Сан-Франциско мебельный магазин.
Там они смогли с вдохновением реализовывать полученные навыки в качестве художников, графиков и дизайнеров. Люсия вместе с Артуром воплотила немало проектов, связанных с декоративной мебелью и дизайном интерьеров.Семья художников открыла также типографию и публиковала ежемесячный журнал Philopolis, который знакомил с население с эстетикой прикладного искусства, что способствовало восстановлению города.
Среди многочисленных заказов Мэтью в этот период стоить отметить серию фресок из 12-и панелей для здания Капитолия в Сакраменто.
В 1915 году с огромным успехом Мэтью экспонировал свои картины на Международной выставке в Сан-Франциско. Мэтью был мастером многих живописных техник – картин маслом, акварели, пастели, гуаши и фрески. Он вместе с женой Люсией разработал подробную систему деталей интерьерного декора, которая получила название и стала известна, как Калифорнийский декоративный стиль. Супруги вместе создали целую коллекцию мебели, ящиков, резьбы, росписей багетов для картин и даже большие витражи.
В 1923 году художник получил Золотую медаль Американского института архитекторов за выдающиеся достижения в области живописи.Супруги Мэтью оказали значительное влияние на развитие искусства Калифорнии в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Среди калифорнийцев Артур и Люсия Мэтью были яркими пропагандистами тонализма и в фигуративной живописи, и в пейзаже. Исследования станковой живописи Артура и Люсии указывают на сильное стилистическое родство с портретами Уистлера. Как правило, на картинах Мэтью – это одинокая созерцательная женская фигура, сидящая в полумраке интерьера и глядящая вдаль. Рассеянное освещение смягчает контуры фигуры, а тени, как правило, скрывают лицо. Нужно признать, что тоналисты редко заботились о реальных чертах истинного портрета изображаемого человека. К сожалению, творчество художника, и в особенности, его жены очень бедно представлено в Сети. Поэтому картин, иллюстрирующих написанное выше, я не нашел.Мэтью еще любил писать танцующих женщин.
Танцующие леди Мэтью
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/10/05/1894
Леди и лето.
танец пленителен - птиц
сказочных пенье.

Золото света.
руки в движенье, и лиц
нежность свеченья.

Бубен от солнца звенит,
леди ликуют.
Трепет кокетства ловитв -
танца рисунок.

"Свет материнства, любовь -
все в нашей власти.
И помогает нам Бог -
прочь от напастей!"

Бубен, тарелки - пульс сил
полноты жизни.
В нотах свирели

Тон пасторали томит
счастья сюрпризом.
Лета кипенье.

Артур Фрэнк Мэтью. Танцующие леди
В движениях угадываются «свободные» танцы в стиле модерна Айседоры Дункан, которые были популярны в первой четверти двадцатого века. В качестве фона для своих картин, изображающих танцующих женщин, и аллегорических произведений Артур Мэтью использовал реальные калифорнийские пейзажи полуострова Монтерей, расположенного недалеко к югу от Сан-Франциско.Историк искусства Боас называл картины Мэтью «сказками для взрослых», да и публика отмечала изысканность и элегантность его полотен.
Умышленно декоративный подход к живописи, использовавший формальные изображения линий, формы и цвета, был предвестником модернистской живописи середины ХХ века.
К 1930 году в Калифорнии интерес к принципам тонализма прошел, он был заменен другими прогрессивными течениями искусства. Вдохновленные новыми влияниями из Европы, американские художники начали экспериментировать с ар-деко, сюрреализмом, абстракцией и фовизмом, которые были закреплены в американском искусстве уже после Второй мировой войны.
Отмечу, что сильный характер и доминирующая личность Артура Мэтью иногда вызывали негодование и протесты против него прогрессивных художников Калифорнии, поскольку художник избегал внедряющихся активно в живопись стилей модернизма. Картины художников находятся во многих музейных коллекциях - музее Метрополитен в Нью-Йорке, Смитсоновском музее американского искусства, музее Окленд штата Калифорния.
В последнем музее весной 1995 года была проведена выставка «Далекое прошлое и мечты: калифорнийская живопись тонализма 1890-1930», на которой была широко представлена живопись Артура Мэтью, его жены и многочисленных учеников. К открытию выставки куратор музея Окленд Харви Л. Джонс написал эссе, информация из которого использована в этом материале.
По материалам блога - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post134226200/