Люсьен Леви-Дюрмэ

Улексия Миссосупова
Lucien Levy-Dhurmer, 30 сентября 1865, Алжир - 24 сентября 1953, Ле-Везине,
- французский символист, художник и гончар, представитель стиля Модерн.
Родился Люсьен Леви в еврейской семье в Алжире. Поэтому совершенно не странно обращение к теме Алжира художником в 1900е годы.
В 1879 он начал изучать рисунок и скульптуру в Париже.
В 1882, еще учеником начальной школы рисунка и скульптуры на улице Бреге, семнадцатилетний Леви-Дюрме уже выставлялся в Салоне официальных французских художников. Образование он закончил в 1886 в мастерской Рафаэля Коллина.

Работая в 1887-1895 годах, как декоратор фарфоровых статуэток и орнаменталист на фаянсовой фабрике в Гольфе-Жуан, Леви-Дюрме сделал блестящую карьеру и принимал участие в многочисленных выставках, отличившись, главным образом, как мастер пастели. Его собственные вкусы в художественном оформлении глиняной посуды были под влиянием исламского искусства Востока.

Классическое искусство он изучал, отправившись в путешествие по Италии.
Возвратившись в Париж в 1895, чтобы начать карьеру в живописи, он стал выставляться под псевдонимом, добавив последние два слога девичьей фамилии своей матери (Goldhurmer) к собственной фамилии, вероятно, чтобы избежать путаницы с другим художником по фамилии Леви.
В 1896 он показал свои первые пастели и картины, заработав высокую похвалу публики и критиков за академическое внимание.
Его картины изображали фигуры, «потерянные в тумане» меланхолии, присущей предрафаэлитам, но противопоставленные им ярким колоритом импрессионистов.Этот его характерный стиль был оценен в равной мере и публикой, и другими художниками. Поддерживая академический подход к деталям, он создавал работы, в которых, ассимилируя импрессионизм, выражал идею картины с изображением в полной гармонии.Его портрет бельгийского поэта Джорджа Роденбаха 1896 года – возможно, самый поразительный пример этих странных и экстраординарных совмещений. Хотя бельгиец Джордж Роденбах жил в Париже с 1888, только в 1895 он познакомился с творчеством Леви-Дюрме, увидев его работы в музее д*Орсе. Знакомство быстро переросло в дружбу с оттенком взаимного уважения.
Поэт на картине представлен в анфас на фоне города, предположительно Брюгге. Чтобы показывать, как Роденбах был связан с северной Венецией, как называли Брюгге, живописец смешал его плечи с водой канала позади него.
Трудно сказать, где кончается действительность и начинается мечта. Портрет посвящен работе, которая сделала Роденбаха известным – роману «Мертвый Брюгге» (Bruges-La-Morte). Напечатанный в газете «Фигаро» в 1892, роман в том же году вышел в свет отдельным изданием.
Осень Люсьена Леви-Дюрмэ
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/09/29/2203
Осень - кружение птицами-листьями,
море улыбок цветных в небе кружится,
Осень девчонкою стала и мыслями
в небе витает и смотрится в лужицы,

вдруг озорно подмигнет и станцует степ,
вальс или джайв, ветер станет партнером ей,
мельница теплой палитры, от лопастей
мир между светом и тьмой все кружит быстрей!

Взгляд карих глаз чуть лукав с ноткой грустною,
и с листопадом сливается платьице,
Осень -девчонка играть любит чувствами,
И легкомысленно жизнь ее тратится.

Сон летаргический зимний недолго ждать,
и потому Осень так "отрывается",
Осени леди - жена, бабушка и мать,
ну а в душе - все девчонка, не кается!

Уже по представленным работам видно, что Леви-Дюрм был точным и правдивым портретистом.Одной из самых известных картин Леви-Дюрме считается картина «Бретонская мадонна».Речь не идет о простом портрете, художник идеализирует реальность, приписывая этой крестьянке в бретонском костюме и ее ребенку знаки святости и божества: ореолы и жест благословляющего ребенка, расположение тела и взгляды персонажей подобны изображениям на иконах. В картине видны уподобления крестьянки Деве Марии и чистые традиции итальянского Ренессанса, но перемещенные в бретонскую культуру с ее простой и наивной набожностью. В музее Бреста хранится подготовительный эскиз (более большого формата) этой картины.Кстати, обратил внимание, что на многих картинах изображена одна и та же женщина, но кто она - биография художника умалчивает.
Как яркий пример картины-символа может выступать работа Леви-Дюрме «Флоренция». Это скорей всего, даже картина аллегория. Девушка изображена в лавровом венке, что напоминает портреты самых известных флорентийских гуманистов – поэтов Данте Алигьери и Джованни Бокаччо.
Изначально римское поселение, основанное в 59 году до н. э. было названо Флорентия («цветущая»). Колуччо Салутати писал о городе: «Цветок Тосканы, зеркало Италии, соперница славного славного города Рима». Один из основных соборов Флоренции назван Санта Мария дель Фиоре. Так что цветок в руке героини картины не случаен.

Сложнее расшифровать предмет в другой руке девушки. В поисках символов можно предположить, что свиток – это знак расцвета литературы кватроченто, к которому приложили руки те же Данте Алигьери и Джованни Бокаччо. Идеи гуманизма уроженцев Флоренции Никколо Макиавелли и Савонаролы, тосканский диалект, лежащий в основе современного итальянского языка, благодаря «Божественной комедии» Данте Алигьери – вот значения свитка, как символа просвещения города.

А шесть голубых капель – это купола основных соборов города - Собора Санта-Мария-дель-Фьоре (Santa Maria del Fiore), Базилик Сан-Лоренцо (San Lorenzo), Санта-Кроче (Santa Croce) и Санта-Мария-Новелла (Santa Maria Novella), а также церквей Орсанмикеле (Orsanmichele) и Санто-Спирито (Santo Spirito). Хотя в городе находится более 60 религиозных храмов (отсюда тоже может возникнуть число шесть), именно эти названные являются самыми древними и крупными. Это одна из версий, поскольку искусствоведы не предложили свои варианты «расшифровки».Ну, и конечно, не стоит даже говорить, что на заднем фоне изображен сам город, символ которого в образе изображенной девушки как бы парит в воздухе, над городом.
После 1901 Леви-Дюрме отошел от явно символистского содержания картин, все больше отдавая предпочтение пейзажам.В последние годы художник продолжал черпать вдохновение в музыке и пытался выразить на холсте музыку великих композиторов. Его женские обнаженные фигуры, как бы, иллюстрировали музыку Бетховена, Файра и Дебюсси.
Умер художник в Ле Везине в 1953 году.
По материалам блога - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post75144246/