Детство на улице Ключевская. 16

Наиль Мустафин 2
Пионерский лагерь.

 В этом году Наиль должен был идти в первый класс. В городе не было школ, где учили бы на татарском языке. А русский язык сыновья знали очень плохо. Поэтому отец достал путёвку в пионерский лагерь, в надежде, что Наиль лучше подготовится к школе.
 В первых числах июля отец взял Наиля с собой на работу. Забрал и маленький чемодан, куда ещё с вечера мать положила запасную одежду.
 До обеда мальчик сидел в прохладном помещении склада, где отец работал кладовщиком. Здесь стоит какой-то особый запах различных продуктов: муки, сахара, перца, лаврового листа, хлеба, ванили, конфет, пива, сухофруктов и ещё чего-то не совсем понятного.
 Вот привезли хлеб, и грузчики заносят тары с хлебом, укладывая их на стеллажи. Тут же приходят из столовой и забирают хлеб. Отец за всем следит, берёт документы и отдаёт их вместе с продуктами.
 Вот привезли муку. Грузчики носят её в дальнюю комнату склада. Привезли газированную воду, складывают её на свободные места в углу. Вот привезли сигареты и папиросы в больших коробках. Одновременно приходят и люди из буфета ,и из кухни,- они забирают часть продуктов себе.
 Наиль тихо ходит в сторонке и удивляется, как отец всем этим командует, и успевает принять, и выдать, написать и подписать, проследить, чтобы ничего не украли. Иногда отец кричит, кого-то ругает, иногда шутит и смеётся. Похоже, на него никто не обижается, даже когда он сердится.
 Когда подошло время обеда, отец закрыл двери склада на висящие замки и повёл сына в зал столовой. В зале полно народу. В углу стоит свободный столик. Отец посадил Наиля за этот стол и велел ждать. Сам пошёл на кухню. Вскоре женщина в белом халате принесла на подносе тарелки с супом и хлебом.
– Ешь пока. Сейчас и папа придёт, – сказала она.
 Наиль взял ложку, но кушать стеснялся. Только когда пришёл отец и велел поторапливаться, он принялся за еду. Суп оказался очень вкусным. Отец сказал, что это борщ. Когда суп был съеден, принесли толчёную картошку с котлетой и компот. Так много днём Наиль ещё никогда не ел. Отец его торопил, потом не выдержал, велел доедать, а сам куда-то ушёл. Появился, когда сын допивал компот.
– Идём скорее. Я договорился с одним шофёром. Он отвезёт тебя в пионерский лагерь. Мне нужно успеть, пока директор разрешил тебя проводить.
 Из столовой вышли на площадь. Отец говорил, что она называется Советской. Возле тротуара стоит большая, с округлыми боками, легковая машина.
– Вот, смотри. Это «ЗИМ». На ней большой начальник ездит, – сказал отец, сажая сына на заднее сиденье. Сам он устроился рядом с шофёром.
 Наилю показалось, что ехали очень долго.
– Вот и в Старую Уфу приехали, – сказал шофёр. – Ты, Миша, выйди, узнай, куда дальше ехать.
 Автомобиль остановился у какого-то зелёного магазина. Отец вышел. Скоро вернулся.
– Ещё далеко. Нужно ехать за Новиковку.
– Хорошо. Поедем туда.
 Дорога стала грунтовой. Попадаются лужи. Начался лес. Долго ехали по лесной дороге. Наконец остановились у решетчатого забора. Внутри виден дом с башней. Отец вышел, что-то спросил у стоявших возле ворот детей.
– Ещё дальше. У самого подъёма последний лагерь. А здесь детский санаторий, – сказал отец, сев опять в машину.
 Через несколько минут подъехали к новому забору.
– Этот, кажется, – сказал шофёр. – Ты говорил, что лагерь называется «Орлёнок». Вон на воротах написано. Выходите. Приехали.
 Наиль с отцом подошли к воротам лагеря. За воротами прогуливаются два взрослых мальчика с красными галстуками.
– Откройте. Я вам сына привёз, – сказал отец.
– Нам не разрешают пускать посторонних. Сейчас позовём старших, – сказал один из мальчиков. Другой куда-то убежал.
Вскоре мальчик вернулся с женщиной в белом халате.
- Здравствуйте. Я дежурный врач. Я слушаю вас.
- Вот. Я сына привез к вам. Вот путевка.
Женщина взяла бумагу.
- Заезд у нас был еще два дня назад. Ну ладно. Идемте. Не пропадать же путевке.
Наиль с отцом пошли за врачем по асфальтированной дорожке. Слева осталось застекленное сооружение, похожее на очень длинную и большую веранду.
- Слева наша столовая. А справа спальные корпуса. – сказала врач.
Она повела направо. Прошли возле одного спального корпуса. Возле второго свернули влево к большому зданию с крылечком.
-Здесь у нас медпункт, комната директора и склад вещей. Директор сейчас вас примет.
Директор оказалась тоже женщиной. Она взяла путевку, записала что-то в  журнал.
- Сейчас мальчика проверит врач и отведет в отряд. Пройдите пожалуйста в соседнюю комнату. – попросила директор.
Осматривала Наиля женщина, которая встретила их у ворот.
- Всё, папаша. Вы можете ехать домой. Родительские дни у нас по воскресеньям. Приезжайте, если будет время. А пока,- досвидания.
Отец попрощался и вышел из комнаты. Врач велела одеться Наилю и сказала:
- Сейчас я поведу тебя в отряд. Там сейчас тихий час. Все спят. Поэтому шуметь не будем. Хорошо?
- Хорошо. – ответил Наиль.
Врач привела к третьему спальному корпусу. Чуть дальше и левее странная площадка, огороженная низеньким заборчиком и, имеющая по углам дорожки для прохода внутрь. В центре площадки высокий столб с флагом. За площадкой влево еще одно здание. Оно высокое и двухэтажное. А дальше  за площадкой с флагом видны длинные трубы, из которых торчат носики умывальников. Ниже труб что-то вроде корыта.
- Здесь у нас линейка. А в том здании библиотека и игровая комната. Там же живут и дети из четвертого отряда, наши самые старшие пионеры. А твой отряд первый, вот в этом домике. Слева дверь мальчиков. А с правого торца дверь в комнату девочек. А вот и твоя пионервожатая идет. Ее зовут Нина Петровна.
Со стороны большого корпуса  шла молодая девушка в пионерском галстуке, черной юбке и белой кофте.
- Здравствуйте, Зоя Александровна. Вы уже приняли дежурство?
- Да. Сразу к вам в отряд новенького привела. В палате есть свободная кровать с бельем?
- Есть. Мальчик может идти отдыхать. Как тебя зовут? Скажи мне, мальчик.
- Наиль.
- А как это будет по-русски? Николай, Коля, так что ли?
- Нет! Наиль! – обиделся мальчик.
- Ну, хорошо. Пусть будет по твоему. Идем. Я твою кровать покажу.
Она взяла мальчика за руку и вошла в спальный корпус. За первой дверью небольшой тамбур. От него вправо еще дверь. За дверью большая комната, вся уставленная кроватями. В середине две кровати свободные, а на остальных спят или делают вид, что спят, мальчики.
Нина Петровна тихо прошла к свободной кровати и шепотом сказала:
- Вот это будет твоя кровать. Чемодан положи под кровать. Зубную щетку, порошок и мыло вынь и положи в тумбочку. Смотри. Верхняя полка занята. Ты займи нижнюю. Понял?
- Да. – тихо ответил Наиль.
Нина Петровна расправила кровать, положила аккуратно подушку.
- Ложись. Еще целый час можно отдыхать. Когда протрубят подъем встанешь и сам заправишь постель. Хорошо?
- Хорошо.
- Ну, все. Я пойду. Отдыхай.
Она пошла к выходу, оглядывая спящих мальчишек.
Лежать в постели было приятно. От чистых простыней и наволочек веяло свежестью. В окно заглядывали лучи Солнца, освещая часть перегородки в девичью палату. Другая часть комнаты в тени. И окна в той части затененные. Там в окно заглядывают кусты и высокие деревья. В открытые форточки врывается легкий ветерок, наполненный ароматом леса и птичьим щебетом.
- Мальчик, а мальчик. Ты новенький, да? Как тебя зовут?
Наиль обернулся на голос. С соседней кровати, что со стороны солнечного двора, откинул одеяло до пояса и смотрит на Наиля русоволосый щупленький мальчишка.
- Меня зовут Наиль.
- А меня Саша. А вот его, кудрявого, Витя. А тот Миша.
- Хватит тебе. Чего спать не даешь?
- А это Женя, зануда и ябеда.
- Я тебе вот покажу ябеду. Скажу Нине Петровне, что спать мешаешь.
Саша взял свою подушку и кинул в Женю, спавшему на кровати за его изголовьем. Женя встал и бросил подушку в Сашу. Саша взял подушку, подошел к Жене и стал бить его этой подушкой. Женя завопил.
Через пару минут в комнату вбежала Нина Петровна.
- Что здесь за крики?
Саша уже лежал и делал вид, что спит.
Женя тихо хныкал.
- Женя. Почему ты плачешь?
- Саша дерется и обзывается, – шмыгая носом ответил Женя.
- Ну, вот что, Саша. Еще раз будешь нарушать порядок, я тебя отправлю домой. Не притворяйся. Скажи. Ты понял меня?
- Угу, понял. – ответил Саша не открывая глаз.
- Все. Успокоились. Спите.
Нина Петровна вышла из палаты.
Наиль разглядывал палату и мальчиков, и незаметно вздремнул. Звук горна прозвучал для него неожиданно и непривычно весело.
Сразу весь лагерь ожил. Послышались крики, визг девочек, шум кроватей, топот ног.
Наиль встал, посмотрев как заправляют кровати другие, начал заправлять свою кровать. Саша прыгал на кровати и кричал: «Ура!». Несколько мальчиков убежали во двор. Наиль заправил кровать, но ему не понравилась своя работа. У других было намного лучше. Он стал поправлять, то там ,то здесь.
- Ну, что стоишь? Пошли на улицу.- позвал Саша.
Наиль одел сандалеты, стал застегивать. Но это ему никак не удавалось. Оставив так как есть, он побежал на улицу за остальными мальчиками.
Возле корпусов детей строили в отряды. Некоторые отпрашивались в туалет и бежали дальше умывальников к сооружениям, покрашенным в зеленый цвет.
- Дети. Становитесь в строй. Мальчики вперед, девочки за ними, быстрее, быстрее. Из строя не выходите. Наиль, а ты встань сюда.

Нина Петровна поставила его последним в строю мальчиков.
- А почему ты сандалеты не застегнул?
- Не застегиваются,
- А дома как застегивал?
- Я босиком бегал.
Нина Петровна присела и с трудом застегнула ремешок.
- Да. Неудачная обувь. Но все равно. Учись сам застегивать. Каждый раз я не буду.
Пионервожатая поправила строй детей. Сосчитала всех. Вышла вперед и скомандовала:
- Отряд! Смирно. Шагом марш.
Отряд вышел на линейку и занял место со стороны умывальников. Пионервожатая скомандовала.
-Налево. Смирно. Вольно.
В это время другие отряды еще только входили на линейку. Но даже в строю мало кто стоял смирно. Дети тыкались, щипались, кричали. Шум стоял по всему лагерю. Вот уже все отряды на линейке. Кого-то все ждут.
Ага. Вот со стороны дома директора идет мужчина в пионерском галстуке. Когда он вошел на линейку, сразу все замолчали.
- Это старший пионервожатый. – шепнул Саша.
- Командирам отрядов сдать рапорт, – крикнул мужчина.
Нина Петровна сосчитала свой отряд и скомандовала:
_- Первый отряд! Смирно! Равнение на середину!
Чеканя шаг, она вышла на середину линейки и остановилась в двух шагах от мужчины. Подняла руку над головой и громко сказала:
- Товарищ старший пионервожатый! Первый отряд в полном составе на линейку построен. Происшествий нет. Рапорт сдан.
- Рапорт принят. Вольно.
Нина Петровна вернулась к отряду, опять скомандовала:
- Отряд! Вольно!
Со второго отряда рапорт сдала пионервожатая. А из третьего и четвертого отрядов вышли девочки. Старший пионервожатый объявил, что сейчас будет полдник, затем откроется библиотека и пионерская комната. После ужина, при хорошей погоде, будет кино.
После этих объявлений он скомандовал:
- Лагерь! Смирно! На право! В столовую, щагом марш.

В столовой были длинные столы и рядом с ними длинные скамейки. Дети по одному усаживались за столы, проходя между столом и скамейкой. На столах уже были кружки с молоком и печенья. Полдник прошел быстро.
После столовой Нина Петровна отпустила детей в туалет, который чуть в стороне от столовой, среди деревьев. За туалетом была деревянная ограда, за которой был виден глубокий овраг, поросший лесом. Мальчики подходили к ограде и смотрели вниз.
- Говорят, там змеи водятся.
- А я слышал, что там волки есть.
- Интересно. А как далеко идет спуск?
К забору стали приближаться девочки. Саша увидел их и сказал.
- Давайте девочек напугаем!
- Давайте.
- Змея, змея! Спасайтесь! – закричал Саша и побежал к спальным корпусам. Мальчики бросились за ним. А когда  девочки завизжали  и кинулись к пионервожатой, мальчики остановились и стали смеяться, указывая на девочек.
- Что еще такое? Почему кричим? Если сходили в туалет, то становитесь в строй.
Нине Петровне стоило больших усилий, чтобы собрать всех детей в строй, которые бегали среди деревьев. Строем дети пришли к своему спальному корпусу. Здесь им разрешили играть возле корпуса и ходить в библиотеку. Наиль наблюдал, что делают дети. Потом осмелел и стал осматривать территорию. Заглянул за корпус, прошел к туалету и даже дальше до забора, который разделял территорию двух лагерей. В заборе были выбиты несколько досок и к этому месту с обеих сторон подходили тропинки. К Наилю подошла девочка и сказала, что туда ходить нельзя. Там другой лагерь. Наиль вернулся к корпусу и сел на скамейку у стены.
- Чего сидишь? Идем в библиотеку. – позвали его мальчики.
В небольшой комнате, заставленной полками с книгами, стоял странный запах бумаги и краски. Это даже понравилось. Мальчикам дали книжки с рисунками, но разрешили смотреть только здесь. Они читали небольшие рассказы и стихи. А Наиль только картинки рассматривал. Он ведь еще не умел читать. Только некоторые буквы были знакомы. Их показывала мама. Насмотревшись книг, Наиль пошел к корпусу. Его догнал Витя.
- Ты знаешь, что это в центре линейки? – спросил он.
-  Нет. Не знаю.
- Это флагшток. Здесь флаг поднимают по утрам. А вечером опускают.
Наиль подергал за веревки флага.
- Не трогай. Нельзя. Ругать будут. Лучше идем отсюда. И мальчики вышли к корпусу, где включились в игру с другими детьми.
На ужин опять пошли строем. Возле столовой помыли руки в умывальниках, которые были с торца столовой. После этого опять встали в строй. Была проверка чистоты рук. В столовую побежали после команды, по одному друг за другом. Но за столами устроили потасовку – задние проталкивали передних между столом и скамейкой. Некоторые пожелали просто перешагнуть скамейку и сесть не на свое место. Тут и пошла драка, шум, гвалт.
Нина Петровна вошла в столовую, прикрикнула на драчунов и разняла их. За нарушение дисциплины вывела весь отряд на улицу и опять построила.
- Что это такое? Вы куда пришли? Если будете так себя вести, останетесь голодными. Сейчас еще раз зайдете в столовую. Услышу шум, выведу опять на улицу. А теперь по одному друг за другом, шагом марш в столовую… я сказала шагом, а не бегом. Вернитесь все в строй. Встали? А теперь опять… В столовую шагом… марш…
На этот раз дети пошли спокойнее. Уселись без особого шума.
На ужин дали манную кашу и картошку с котлетой.  А еще чай с сахаром. Наиль ел с удовольствием. Ему было странно видеть, что некоторые плохо кушают. Особенно не любят манную кашу. И в этот раз ,и после Наиль ел с удовольствием, видно свежий лесной воздух развивал аппетит.
После ужина Нина Петровна разрешила детям играть на площадке, которая была между столовой и входом в лагерь. Здесь была небольшая карусель, качели на двоих.  А рядом ряды скамеек и сцена.
Вскоре заморосил мелкий дождь, но не долго. А там прозвенел горн, зовущий на линейку. На линейке старший пионервожатый отменил кино из-за плохой погоды. Перед окончанием линейки опустили флаг. За хорошее поведение это сделали пионеры из четвертого отряда.
После линейки стало заметно темнеть. Вожатые отрядов повели детей мыть ноги в умывальнике, откуда дети шли уже в палаты. Когда горнист протрубил отбой, все были уже в постелях.


Утро выдалось солнечное. Небольшой ночной дождик слегка помочил землю. Когда после завтрака дети  играли возле своего корпуса, от земли еще поднимался легкий парок.
Нина Петровна принесла из библиотеки несколько книг и раздала детям. Наиль взял большую книгу  с картинками. Книжка интересная. Под каждой картинкой что-то написано крупными буквами.
_ Наиль. Ты читаешь или просто картинки смотришь? – спросила вожатая.
- Картинки смотрю.
- А почему не читаешь? Ты осенью в какой класс пойдешь?
- В первый.
- Значит ты еще не учился. А буквы-то ты знаешь? Вот смотри. Что здесь написано?
Наиль посмотрел на картинку. На ней нарисован мостик через речку. Первая буква в слове под картинкой знакомая. С этой буквы начинается фамилия Наиля.
- Мостик! – выпалил мальчик.
- Почему? Давай вместе прочитаем. Это какая буква?
- М.
- А это?
- О.
_ Правильно. А следующая?
- С.
- Хорошо. А эта?
- Т.
- Вот видишь. Больше букв нет. Значит какое слово получается?
- Мост.
Нина Петровна сала показывать буквы следующего слова в начале стихотворения. Но эти буквы мальчик не знал. От стыда на глазах вышли слезы.
- Ты чего плачешь?
- Я не умею читать.  – выпалил из себя мальчик.
Ему  было тяжело в этом признаваться, поэтому он и плакал.
- Как же ты прочитал заголовок?
- Я не читал. Я сказал то, что на картинке нарисовано. – сквозь  слезы ответил Наиль.
- Ну ладно. Не надо плакать. Пойдешь в школу и научишься. А пока я сама тебе почитаю.
 К скамейке уже собралось несколько ребятишек. Они с интересом наблюдали за происходившей историей. А сейчас приготовились слушать стихи.


Прошло несколько дней. Наилю стало надоедать в лагере. В день по нескольку раз выстраивают на линейку, везде нужно ходить строем. Постоянно кого-нибудь ругают. Да еще беспокоят сандалеты. Наиль научился их застегивать, но ремешки натирают ногу. Под ремешками появились мозоли.
Подошло воскресенье. Утром прошел слепой дождик с солнышком. Часам к двенадцати в лагерь стали приходить родители. Наиль тоже  ждал. Но никто к нему  не пришел. Когда родители стали уже уходить, мальчик подошел к забору лагеря, не далеко от входа. Стал смотреть на лесную дорогу. Присел на корточки. Вспомнил дом. Загрустил.
Из ворот лагеря вышли несколько родителей и пошли вдоль забора. Одна из женщин остановилась и спросила:
- Ты чего здесь сидишь? Родители что ли не пришли?
- Я домой хочу! – начал хныкать мальчик.
- А как воя фамилия? Как тебя зовут?
Наиль назвался.
-  Не у тебя ли отец в столовой работает, кладовщиком? Мишей его зовут. Да?
- Нет. Мухаметом.
- Да, да. Мы его Мишей зовем. Я то, смотрю, на него похож. Не плачь. Я ему скажу, чтобы в следующее воскресенье пришел. До свидания.
- До свидания, – ответил Наиль и побежал в лагерь.

Через неделю приехали отец с матерью. Наилю лагерная жизнь совершенно опостыла. В последние дни шли дожди и дети больше сидели по палатам. К тому же на ногах Наиля загноились мозоли. Ноги стали сильно болеть. Поэтому он стал просить родителей забрать его из лагеря. Те, в начале, противились. Но когда Наиль заревел, пошли ему навстречу.

Дома сандалеты выкинули. До самой школы Наиль бегал босиком. А чтобы выходить в город, да и для школы, купили ботинки. Несколько раз мать брала Наиля в город за покупками для школы. Нужно было примерять форму, фуражку, обувь. Незаметно в заботах по подготовке к школе, пролетело лето.