Ладога усилена метеоритом?

Петр Золин 2
 
Ладога во многом сформирована гигантским метеоритом ?

http://ladastro.ucoz.ru/ladozhskaja_astroblema-pdf.pdf
 http://dino.disneyjazz.net/dr5-1.html
http://en.wikipedia.org/wiki/Last_glacial_period


Среди увлечений В.П.Юрковца уже несколько лет заметно обоснование идеи, что в формировании котловины (существовавшего до ледника или будущего ?!) Ладожского озера 70 – 60 тысяч лет назад приняло участие мощное космическое тело. Размером до 11 км в поперечнике, скоростью падения на Землю 17 километров в секунду (согласно программе - наиболее вероятной), плотностью тела и мишени 3000 и 2750 кг/куб. м соответственно (табличные, близкие к реальным), при угле падения 20; . В итоге образовался кратер диаметром 87,8 километров и глубиной 1,14 километра. Совпадение расч;тных пропорций с наблюдаемыми (Тектоническая схема А.В.Амантова) практически идеальное, что также говорит в пользу предложенной модели.  Дальнейшие процессы снизили глубину кратера. Но и ныне в северной части глубина Ладожского озера превышает 200 метров, хотя южнее глубины в десятки метров. http://en.wikipedia.org/wiki/Lake_Ladoga
ЛАДОЖСКАЯ АСТРОБЛЕМА
В.Юрковец  v.yurkovets@gmail.com
http://ladastro.ucoz.ru/ladozhskaja_astroblema-pdf.pdf
Значимым последствием падения мог стать т.н. «огненный шар» («fireball») – вспышка от гигантского взрыва при падении астероида. Е; расчётные параметры:
- видимый радиус шара: 131 километр;
- термальное воздействие: 3,49 х 109 джоуль/м;;
- продолжительность иррадиации: 29 минут;
- лучистый поток (кратно солнечному): 2000.
Две тысячи солнц за полчаса оставили неизгладимый след на поверхности земли и должны проявиться в четвертичных отложениях в виде маркирующего горизонта. Приладожье позже  в значительной мере перепахана льдами Валдайского оледенения.
Но фрагменты горизонта сохранились на территории, расположенной к югу от Ладоги, где сплошного оледенения не было. В частности, в подводной части песчаного карьера в п. Шапки Тосненского района Ленинградской области. Карьер выработан ниже уровня грунтовых вод и песок в нём берут драгой со дна образовавшегося водоёма. Маркирующий горизонт на глубине около 10 метров, откуда массово поднимается галька частично оплавленных пород самого различного состава. Как правило, с оплавленной стороны наблюдается слой мелкой каменой крошки, прикипевшей к оплавленной корке, поднятой, очевидно, вихрем взрывной волны (фото в публикации).
Падение основного космического тела сопровождалось настоящим ливнем из микрометеоритов, плотность которого можно оценить по следующему образцу ( рис. 8 выше). Его размеры примерно 20 х 20 сантиметров, тем не менее, на его поверхности можно насчитать более десяти следов удара микрометеоритов.
Проблемой является то, что метеорит должен был прожечь хотя бы 200 -300 метров толщи ледника,который в то время (около 70 - 60 тыс. лет назад) в данном регионе уже был. И как быстрое таяние отразилось на округе  ?!


Отчасти идеи В.П.Юрковца близки работам А. А. Никонова, доктора геолого-минералогических наук и Б. А. Ассиновской, кандидата физико-математических наук
(Объединенный институт физики Земли РАН Москва) http://www.kirjazh.spb.ru/biblio/geolog/nik0.htm
В частности, А. А. Никонов отметил «Сейсмические мотивы в “Калевале”
 и реальные сейсмические события в местах ее создания» и «Восточно-Ладожское землетрясение 30 ноября 1921 года».

Если гипотеза В.Юрковеца верна, что «ладожский метеорит» мог стать спусковым механизмом существенного потепления в большой (весь) период валдайского оледенения (схемы на рисунке выше: П.З.).
Этот период известен как молого-шекснинское межледниковье (Брянский интерстадиал). На пике этого потепления плодородные почвы выявлены в регионе современного Санкт-Петербурга. В некоторых исследованиях отмечается сравнительно быстрое начало потепления со времён тосненского межстадиала около 65 тыс. лет назад. Но наиболее ярко проявилось потепление 50 – 45 тыс. лет назад. Это наблюдается в ряде регионов планеты.


Валдайское оледенение Русской равнины долгие годы считалось единым (А. П. Павлов, Г. Ф. Мирчик, К. К. Марков, Н. Н. Соколов и др. ). Работы А. И. Москвитина и С. А. Яковлева расчленили его на три самостоятельные эпохи, выделив теплую эпоху, разделяющую две холодные (ледниковые) эпохи. С. А. Яковлев (1956) выделил еще одно межледниковье и ледниковье. Но его представления не получили широкого признания. В последние годы большинством исследователей признается два самостоятельных оледенения и разделяющее их межледниковье, но остаются и приверженцы единой валдайской ледниковой эпохи (А. А. Асеев, А. А. Величко, Н. С. Чеботарева и др. )

На территории Сибири (Сакс, 1948 и др.) выделяются тоже два крупных ледниковых этапа (зырянский и сартанский) и разделяющий их межстадиальный (межледниковый) каргинский этап. В северо-восточных районах Сибири зырянское и сартанское оледенения были горно - долинными. Палеогеографический ранг каргинской эпохи (межледниковье - межстадиал) до сих пор не ясен. Большинством он признается или теплым межстадиалом, или прохладным межледниковьем.

"Природа и древний человек (основные этапы развития природы палеолитического человека и его культуры на территории СССР в плейстоцене)" - Редакции географической литературы, составитель Г. И. Лазуков. Москва "Мысль" 1981. 137 фотографии, таблицы, иллюстрации, картинки, рисунка; 223 страниц. http://dino.disneyjazz.net/dr.html


Влияние каких-то вулканических и тектонических процессов на климат и жизнь на Земле около 70 – 60 тыс. лет назад признается многими специалистами. Тогда отмечена миграционная активность многих ранних человеческих родов (гаплогрупп). 50 – 40 тысяч лет назад возникли условия для обитания людей на Русской равнине.

Это тщательно изучил А.А. Тюняев http://www.dazzle.ru/spec/ms-ol.shtml; его наблюдения подтверждены и данными А.А.Клёсова. Базой надёжных выводов стали работы многих российских археологов и антропологов.

Ладожская астроблема (возникновение с участием космических тел) имеет право на научную жизнь. Всё дело – заинтересованность официальных специалистов по озёроведению и метеоритоведению.

========================================= от себя

Образ Ладоги мною анализировался многократно. Есть вероятность, что он имеет в словено-русском эпосе палеолитические глубины. Хотя доказать это могут лишь честные и не ангажированные всякими идейно-политическими течениями специалисты по эпосу и древнейшему фольклору. С учётом данных ностратики и близких теорий (например, палеолитической непрерывности). Образ мог указывать на благодатные , привлекательные с глубокой древности земли. И эти земли могли обрести свои долговременные особенности и в результате мощного космического воздействия. Хотя, понятно, это надо ещё неопровержимо доказать.

http://www.proza.ru/2008/08/07/273
Допустимо, что слова наши далеких предков существенно отличались от наших слов. Да и речь их мы бы не сразу поняли. Но какие-то близкие нашему современному языку черты обнаружили бы обязательно. Известный собиратель русских сказок Александр Николаевич Афанасьев в середине прошлого века писал:

 «Так называемые индоевропейские языки, к отделу которых принадлежит и наречие славянские, суть только разнообразные видоизменения одного древнейшего языка, который был для них тем же, чем позднее для наречий романских был язык латинский — с тою, однако же, разницей, что в такую раннюю эпоху не было литературы, чтобы сохранить нам какие-нибудь остатки этого праязыка». А.Н. Афанасьев отметил, что латинской богине Венере соответствует словено-русская Лада. В народных песнях «ладо» означал нежно любимого друга, любовника, жениха, мужа. А в женской форме «Лада» — любимую, невесту, жену. Вспомним плач Ярославны та «Слова о полку Игореве» (======== хотя ныне это произведение тоже относят к фальсификатам 17 – 19 вв.: П.З.) :
 «Светлое и трижды светлое солнце!
 Всем ты тепло и прекрасно:
 зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи
 на воинов моего лады?
 В поле безводном жаждою им луки скрутило,
 горе им колчаны заткнуло?»

 В русских говорах, зафиксированных в прошлом и позапрошлом веках: «ладить» — жить согласно, по любви, «в ладу»; «лад» —согласие, любовь, гармония; «ладный» — хороший, «ладило» — сват, примиритель; «лады» — договор. В образе Лады у словено-русов являлась богиня весны, где сливались лучшие черты девы ясного солнца и облачной нимфы. Этот образ сохранен во многих сказках под именем сказочной Царь-девицы.

В греческом эпосе много сообщений о какой-то «Лаодике», которая выступает то красавицей-дочерью одного из царей Трои, то пришедшей из Гипер-Бореи девушкой, в честь которой на Делосе устраивали затем празднества. Лаодика —Ладога?!
 Вероятно, у приледниковых озер весной и летом наши древние предки устраивали свадьбы, чтобы к следующей весне род пополняло новое потомство. И этот древнейший обычай дошел даже до греков в мифе о Ладоике, известном и Гомеру, и Геродоту.
 Вот из каких глубин даже в письменной истории выходят к нам мифические сведения о словено-русах. Ведь Гомер сочинял свои поэмы около трех тысяч лет назад, а Геродот сообщал свои сведения лишь на полтысячелетия позднее. Это абсолютная для письменных источников в Европе древность.

 Много любопытных фактов дарит изучение ледникового периода в нашей стране ученым. В 1982 году важные данные были обобщены в книге «Палеография Европы за последние сто тысяч лет. Атлас-монография» (М.: Наука). 15 цветных карт, подробный текст — все в этой книге отражает новейшие научные достижения.
 Ледниковый период и в последней своей части был очень сложным и многообразным явлением. Волны холода из поколения в поколение закаляли приледниковых людей, приучали их жить в суровых условиях севера. И даже «Повесть временных лет» в легенде об апостоле Андрее в XI веке сообщала: «И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей — какой их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Удивительное видел я в Славянской земле... Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые, и бьют сами себя, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это всякий день...» Те же, слыша об этом, удивлялись...»7
 На парные славянские бани примерно с VIII века обращали внимание арабские авторы. А в V веке до н.э. о подобных банях у скифов (сколотов) писал Геродот. Остатки долговременных очагов с каменными обкладками на местах поселений древних людей говорят о возможности возникновения традиции «париться» на территории будущей Руси еще десятки тысячелетий назад.

 Кончился ли в настоящее время ледниковый период?! Многие специалисты считают, что нет. Об этом говорят ледники в горах, зоны «вечной мерзлоты» (например, охватывающие большую часть Сибири), ледовые шапки на Северном и Южном полюсах. Через тысячу другую лет может наметиться и континентальное (покровное) оледенение. И в этих условиях некоторые традиции, использованные нашими далекими предками, могут пригодиться.
 Изучая ледниковый период, очень важно понять, что в это время не было постоянного стояния льда (толщиной иногда до двух-трех километров — ледяных гор!) от северных границ почти до Днепра и Дона. Лед на десятки тысячелетий несколько раз почти исчезал. В ледниковый период тысячелетиями наблюдались потепления климата, значительно превосходящие наше время. И если люди развивали свой язык, то неизбежно память о всех этих событиях должна была откладываться в словах и мифах.

 Сколько лет русским словам «лед», «мороз», «снег», «вьюга», «метель»?! По письменным записям — не более тысячи. А в устной речи?! Ряд ученых считает, что не более полутора тысяч лет. До этого русского языка и не было, да и речь их предков — праславян — начала формироваться всего четыре-пять тысяч лет назад.

 Лаодика... Мифическая героиня II тыс. до н.э., родом из Гипербореи, родиной которой Геродот определял крайний север. Но мы-то здесь знаем только Ладогу, которую скандинавы примерно с VIII века н.э. называли «Альдайгью». Пытаются связать это с финским словом «Ала-Д-йоки» (нижняя река). Да, историю финно-угорских языков языковеды считают значительно старше истории русского языка. Эти языки ведут свое начало примерно с V-IV тыс. до н.э. Правда, первые их записи появляются на несколько веков поз¬же русских. Но тогда объявляются финно-угорскими все древнейшие топонимы на территории Северной Руси. И на основе этих созвучий доказывается, что финно-угорские языки старше.

 Дело в том, что созвучных слов в разных языках много. Например, у кельтов, появившихся на территории Европы до четырех тысяч лет назад, слово «рус» — озеро. У древних греков «рус» —огненная река, лава. У древних римлян «рус» — деревня, но «руссус» — красный. Руса — так называли себя почти три тысячи лет назад цари Урарту. «Рус» (русый, русоголовый, близко и «рыжему») у многих восточных народов — светлый, белый, солнечный. И такие примеры можно продолжить. Что же брать за основу?!

 Почему «Лаодика», а не «Ладога»?! Допустимо, что «к» греки могли спутать с «г». Но «лао» с «ла» спутать трудно. Правда, грекам в мифах еще известна одна героиня «Ио» — возлюбленная Зевса, которая в образе белой коровы доходила до севера Скифии к Прометею. «Ио/йо» — «Ё»! Древние греки, возможно, не знали в речи такого звука. И не могли подобрать ему соответствующих письменных обозначений. Но у северных народов они подобный звук слышали. И как-то пытались передать его при письме — «ио», «ао», «ое»...
 А если «Лаодика» в глубокой древности «Лёдика» — огромное приледниковое озеро?! Позже, Снегурочка русских сказок... Вполне допустимо. В русских диалектах «ледащий» — холодеющий, замерзающий, уходящий в вечность. Греки помещали свою мифическую реку забвения Лету на севере в подземном царстве. «Лета/леда» — слова, близкие по корню и по смыслу. В греческом языке и в языке предков русов они могли хранить память об очень древних традициях. О том времени, когда обреченные на смерть люди и старики по ледниковым обычаям уходили умирать на «лед» — «кануть в Лету», в ледниковую или приледниковую реку. Возможно, в таких обрядах их сопровождали самые красивые девушки родов.

 Языковые «окаменелости» вряд ли уступают по древности каменным орудиям труда, выявляемым на территории нашей страны. «Ладога/Лаодика/Ледика» — земля жизни и смерти, цветущей юности и холодеющей старост. В ледниковый период закреплялись в жизни людей различные предрассудки и религия.
 А.Н. Афанасьев отмечал, что глубоко в эпосе словено-русов бытовало такое поверье: «В холодное время зимы прекрасная богиня Лада скрывается за густыми Тучами и туманами и остается за их мрачными затворами печальною узницею — до тех пор, пока не расцветет весною пламенный цветок Перуна и не отопрет темницы... Весною, когда золотой ключ-молния отопрет замкнутое небо, появляются росы и дожди». Перунова цвет-молния как бы оживляет «спящую царевну», разит злых демонов, вызывает цветение земли.
 В русских заговорах, какие произносились ратниками при выступлении на войну, говорилось: «Еду на гору высокую далекую по облакам, по водам, а на горе стоит терем боярский, а во тереме боярском сидит зазноба красная девица (богиня Лада). Вынь ты, девица, отеческий меч-кладенец; достань ты, деви¬ца, панцирь дедовский; отомкни ты, девица, шлем богатырский; отопри ты, девица, коня ворона... Закрой, ты, девица, меня своею фатою от силы вражьей».8

 Меч, панцирь, шлем, коня Лада могла дать богатырю примерно с III тыс. до н.э. Тогда все эти предметы впервые стали появляться — из меди и бронзы. Тогда конь превращался в домашнее животное, и появлялись колесные повозки. Но закрыть своей фатой (туманами и снегами) от силы вражьей Лада могла и в, более ранее время. А путь к ней «по облакам, по водам» на гору явно создает образ пути на заснеженный ледник — к мечам отеческим, к панцирям дедовским. Есть предположения; что у наших далеких предков «мечом» называлось иногда любое оружие — копье, нож, рубило. Им «метили» — наносили раны, его «метали» — вонзали в жертву с расстояния. И память об этом надолго сохранилась в языке.

 В некоторых сказках образ Лады связывается с новыми сюжетами. Так, в русской сказке рассказывается о стране, где каждый месяц семиглавому змею для откупа выдавали по одной девице на съедание. Дошла, наконец, очередь до прекрасной царевны — Лады. Вывели ее на взморье и оставили там беспомощной. Но судьба послала ей защитника —молодого царевича. А тот в ожиданий страшного врага прилег к девице на колени и заснул крепким сном. Уже змей близко, а царевна никак не добудится своего защитника. С горя заплакала она, слеза ее капнула на лицо царевичу.
 Он сразу же пробудился и промолвил: «О, как сладко ты обожгла меня слезой!» Юноша сразился с прожорливым зверем и убил его. Это предание на Руси приурочивалось к разным местностям. Иногда Лада выступала под именем красавицы Марьи Моревны, имеющей богатырский характер. Но чаще всего Мара (Марена) — Зима, Которая морит голодом. У белорусов Лада обычно называлась Ляля, а богиня Зимы — Зюзя (белорусское «зюзець» — мерзнуть, цепенеть от холопа). За Зюзей во время обрядов ходили вереницы людей, изображавших Метели и Вьюги;
 Белорусы проживают в той зоне страны, которая вместе с Северо-Западом Украины входит в прародину славян, —но мнению многих специалистов, предки славян обосновались здесь почти пять тысяч лет назад. Поэтому белорусские обычаи могут выносить нам очень древние обычаи русов.

 Ляля — у белорусов— представлялась юной, красивой и стройной девой. Даже до наших дней дошла поговорка: «Пригожая, як Ляля!». Накануне Юрьева дня в честь ее проходил праздник -— Ляльник. На чистом лугу собирались крестьянские деви¬цы и из своей Среды выбирали самую красивую подругу. В поэмах Гомера Лаоянка (Лаодика) отмечается именно как «очень красивая, юная». Девушки наряжают ее белые покровы (символ чистоты, снега!), перевязывают ей руки, шею и стан свежей зеленью, а на голову надевают венок га весенних цветов, Это и есть Ляля. Конечно, подобные обряды встречи весны наблюдаются почти у всех народов мира. Но тогда этим обрядам и именам, используемым в них, по меньшей мере, десятки тысячелетий.

 Ляля садится на дерн — траву, луг, возле нее ставят разные припасы (хлеб, молоко, масло, творог, сметану, яйца) и кладут зеленые венки-Девицы, схватившись за руки, водят вокруг Ляли хоровод, поют обрядовые песни и обращаются к ней с просьбой об урожае... Ляля раздает им венки и угощает всех приготовленными яствами. Эти венки и зелень, в которую наряжалась Ляля, сберегают до следующей весны.8
 Обряд так укоренился в русском народе, что весной при виде первых цветов дети даже и сегодня плетут из них венки, украшают себя этими цветами. А ведь в жизни с этим обрядом не сталкивались не только они, но и их родители. Да нередко и деды, да и бабушки их. Можно говорил», что обычай как бы в крови. И это говорит о его глубочайшей древности.

 В 1873 году композитор Петр Ильич Чайковский (=========== стоит помнить о его нетрадиционной ориентации) написал музыку к пьесе А. Н.Островского «Снегурочка». В этом произведении Ляли нет, но есть прекрасный юноша Лель,— символ весны. Символика, пусть и в юношеском обличии,  за созвучным именем сохранена.

 По принципу образования слово «Ладога» близко словам «вьюга», «пурга», «слуга» и подобным, когда в русском языке происходят замещения «г/ж» — «вьюжить» — «вьюга», «пур(о)жить — пурга» и т.д. Вероятно, в древности было слово «ладожить», близкое по смыслу современному «ворожить». Отсюда «улаживать/ладить» — (в смысле) сделать хорошо. «Ладно» — хорошо, красиво, как надо. А «ладья/лодия»?!
 Нельзя сказать, что это слова одного происхождения. Но близкая связь между ними, вероятнее всего, есть. Судя по изображениям на скалах и камнях от Сибири и Урала до Скандинавии, древние люди научились строить «лодки» - корабли около шести тысяч лет назад. Строительство корабля и в наше время сопровождается некоторыми обрядами —перед спуском судна разбивается бутылка шампанского об его борт, проходит торжественный митинг, на судне поднимается флаг и т. д. В древности же строительство корабля было одной из вершин человеческого мастерства. Мореходам поклонялись как богам (и ныне мир запускает космические «корабли»). «Ладить лодии» — быть кудесником, волшебником. Но не был ли первым кораблем первобытного человека «дед/лед»?! Много может быть выдвинуто аргументов в пользу этого предположения. От плотов, напоминающих «лед», до вместительных «лодий» — такой путь проходили древние люди по освоению водных пространств в приледниковых зонах. Мудрость действий – мудрость слов (образов) – мудрость мысли.

 Нельзя утверждать, что мы выяснили загадку «Лаодики», о которой знали греки почти три тысячи лет назад. Но мы справедливо предположили, что люди на территории будущей Руси десятки тысячелетий умели говорить. И в условиях сурового климата они нашли ряд слов, обозначавших холод и связанные с ним явления. Особое их внимание привлекал «лед», горы которого уходили под небо к северу. Но постепенно при потеплении климата с каждой весной оттуда срывались к земле огромные реки талой воды — Леды, Леты. Тогда у окраин ледника племена заключали союзы —- Лады, Заклады. Проводили большие обрядовые празднества по встрече весны. И главной героиней на них была красивая юная девушка — Ладога, украшенная венками. Славянское «вено/венок» — наследство. А финно-угры и называли славян «венедами» — «обладающими венками»?! Любопытно, что в финском языке «вене» — лодка, ладья. Ладога — символ непорочной красоты, красавица-»недотрога».
И Россия для финнов и эстонцев до сих пор Венейя, Венемаа.
http://traditio-ru.org/wiki/Венемаа
Образно, это и память о красавице Венере. Что, возможно (автору этих строк и хотелось бы), была у населения на древних (с ледниковых времён) землях Северной Руси Ладой, Ладогой.

http://www.proza.ru/2009/07/20/902
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/02110019.htm