Анна Шаланда. Старички-прохиндеи

Анна Шаланда
СТАРИЧКИ-ПРОХИНДЕИ
Директор нашей фирмы Сева обладает удивительной способностью вляпываться в истории. Причиной тому – его буйная фантазия, душевная доброта и детская наивность. И вот одна из таких историй, невольной участницей которой стала я.

Где-то год назад Сева позвонил мне и со свойственной ему экспрессией стал описывать бурный восторг, вызванный нашей книгой «Экологическая ситуация в городе N и перспективы ее улучшения» у одного эколога-общественника. Фамилия этого деятеля оказалась мне незнакомой, как и название экологической организации, которую тот представлял, хотя по роду своей профессиональной деятельности имеющие отношение к экологии личности и организации региона не могли оказаться вне моего внимания. «Странно!» – удивилась я. Тем временем Сева рекомендовал непременно встретиться с активистом и оказать всяческое содействие.

Голос позвонившего после указаний Севы человека явно принадлежал старику. Априори я полагала, что встреча должна состояться в офисе той самой экологической организации. Каково же было мое удивление, когда поступило приглашение в скверик города N! «Оригинально!» – решила я и сильно ошиблась, поскольку последовавшие за этим события можно оценить лишь как казусные.

Так вот. Прирулив к месту встречи, я увидела с трудом передвигавшегося полуслепого старика. «И как же он мог прочитать нашу книгу, одолеть которую и профессионалам не так-то просто?!» – задалась я вопросом. Скверик оказался не самым лучшим представителем рекреационной зоны города N. В нем наличествовало несколько сломанных скамеек, непригодных для сидения. Представившись, мой собеседник отыскал сваленное дерево, постелил на него газетку и галантно предложил мне присесть. Не подумав о последствиях, я водрузила свою округлую, но, несмотря на юный пенсионный возраст, все еще упругую пятую точку на бревно и приготовилась слушать. Из первых слов, как и последующих поступков, стало ясно, что отношение к экологии у этого человека самое что ни на есть потребительское, а сам он с ней даже рядом не лежал. Но не грубить же старику!

Солнце жгло нещадно (то был незабвенный август 2010!). Дети копошились в песочнице, а их мамаши щебетали на тему простуд, поносов, соплей и прочей детской напасти. Казалось, нестерпимая жара для них – ничто по сравнению с проблемами здоровья их чад. И только мне не сиделось на шершавом бревне. С нетерпением дождавшись окончания нелепого разговора, я поднялась с бревна и ужаснулась: светлый сарафан, прикрывавший мою пятую точку, отксерокопировал новости местной газеты, так что гражданам совсем необязательно было покупать ее в газетном киоске, чтобы узнать о последних событиях.
 
«Пусть это будет самой большой неприятностью моей жизни! Лишь бы за мной не выстроилась очередь читателей!» – резюмировала я. К счастью, жара не вдохновляла на чтение, и очередь не выстроилась, хотя косых взглядов, направленных на мою ..., было предостаточно. Лжеэколог выпросил у меня несколько экземпляров книги для своей бурной деятельности. Каков характер этой деятельности, я поняла позже. И вот об этом поподробнее.

Вооружившись книгой, новоиспеченный активист экологического движения стал штурмовать кабинеты местных чиновников, бизнесменов, учебных заведений и общественных организаций, выдавая совместный труд большого коллектива ученых-экологов региональных НИИ за плод работы своей организации, название которой почти стопроцентно совпадало с таковым имеющей международную известность территориальной экологической организации. Поскольку последняя пользовалась уважением у жителей города N и его окрестностей, книга служила своего рода пропуском не только в кабинеты, но и в кошельки. «Что ж плохого в этом?!» – спросите вы. Да дело в том, что содержимое кошельков не поступало на банковский счет организации, не шло на решение экологических проблем, а оседало в кармане лжеэколога. Лично Сева неоднократно спонсировал того и постепенно превратился в «дойную корову». Вскоре к «дойке» были подключены и сотрудники Севиной фирмы. А поскольку из них можно было «выдоить» лишь информацию, то они стали подвергаться хроническому третированию в виде телефонных звонков, внезапных визитов на рабочие места. Народ взвыл! Но это никак не могло убедить Севу прекратить благотворительность такого рода. И лишь ухудшение финансовой ситуации приостановило денежный поток, с чем никак не хотел мириться потребитель дармовых денег и сборщик информации. Он этой информацией торговал. Зайдет в один кабинет, другой, услышит или выудит какую-нибудь новость и с ней пойдет в третье место, где в обмен получит вознаграждение. Чем не экономический шпионаж?!

Вот так и зарабатывает на жизнь человек! «А что остается делать российскому пенсионеру?» – спросите вы. Конечно, пенсионером в нашей стране лучше не быть. Каждый выживает, как может. Вот только ТАК выживать могут только те, кто и в добрые советские времена не страдал щепетильностью, не гнушался прохиндеить.

У этой довольно банальной истории есть продолжение, которое смело можно назвать Прохиндиадой.

Буквально несколько дней назад мне позвонил незнакомец. На вопрос, откуда узнал номер телефона, многозначительно намекнул на свое героическое КГБ-шное прошлое. Стал нахваливать мои труды по экологии, ангажировать на сотрудничество. Буквально несколько ответов на поставленные вопросы позволили сделать вывод, что это очередной охотник за головами, а не имеющий отношение к экологии человек. Но самое интересное, что работал он по вышеописанной схеме: новоиспеченная некоммерческая организация якобы экологической направленности, отсутствие средств к существованию, специалистов, нарушение прав интеллектуальной собственности. Только на этот раз роль пропуска в кабинеты, кошельки и умы должны были играть мои экологические опусы. Без особого труда догадалась, что наводчиком и инструктором был первый персонаж. Никак передача и распространение опыта?! Или в нашей стране появилось новое общественное движение пенсионеров «Выживаем, как можем»?!

К чему этот скучный рассказ? Мой многоплановый и многолетний опыт позволяет с большим сожалением констатировать непреложную истину: несчастную экологию в нашей стране многие имеют и в хвост, и в гриву. УВЫ!!! Прикрываясь лозунгами экологического характера, некоторые пытаются на ней наживаться, отбирая последние скудные гроши у тех, кто профессионально ею занимается и/или искренне участвует в экологическом движении на общественных началах. Вот и получается, в буквальном смысле слова экология – это способ выживания:))